Вышитая рубашка считается неотъемлемым атрибутом украинской культуры. Однако на протяжении своего существования она не только претерпела немалые трансформации, но и породила вокруг себя немало мифов.
Директор центра фольклора и этнографии Института филологии Киевского национального университета имени Т. Г. Шевченко, ассистент кафедры фольклористики, кандидат исторических наук Владимир Щибря помог изданию dsnews.ua [2] расставить все точки над "і" в истории украинской вышиванки.
Ученые затрудняются определить точную дату рождения вышитой рубашки. На Балканах и Приднепровье находили металлические скифские фигурки, датированные V–VI вв. н. э., на которых изображены люди в рубашках, похожих на вышитые. Однако такой источник считать надежным затруднительно.
Некоторые ученые считают, что вышивкой одежду стали украшать поздно — ранними украшениями были тканые орнаменты. Их оппоненты апеллируют к тому, что костяные иглы существуют с давних времен, а история текстиля на нашей земле насчитывает не одно тысячелетие. Поэтому трудно что-либо утверждать или отрицать. Особенно это касается дохристианского периода, когда традиционным захоронением было сожжение, так что все материальные подтверждения существования вышивки на одежде были буквально "развеяны ветром".
На эту тему: Оксана Косміна: запорозькі козаки носили не шаровари, а вузькі полотняні штани [3]
Ученым остается опираться только на описания путешественников, которые в те времена путешествовали по территории Украины, — арабских, византийских и западноевропейских купцов, которые оставили определенные сведения об одежде, которую носили на наших землях.
Историю о том, что прославленный гетман Павел Полуботок [4] был похоронен в вышиванке, любят рассказывать мастерицы-вышивальщицы, которые на ярмарках продают копии именно той гетманской рубашки. Одна такая даже попала в коллекцию Виктора Ющенко. Президент приобрел вышиванку "от Полуботка" на Сорочинской ярмарке и некоторое время с гордостью носил, пока кто-то из историков не рассказал его жене настоящую историю Полуботковой рубашки. Во-первых, это была женская вышиванка. Во-вторых, она марийская, каким-то образом попавшая в коллекцию Полуботка, ведь марийцы [5] жили в более чем тысяче километров от Украины — на территории современной России [6].
Вообще искусствоведы довольно поздно признали текстиль и изделия из него искусством. Произошло это в конце XIX — начале XX ст. В Украине центром изучения истории вышитых рубашек был Кабинет антропологии и этнологии Федора Вовка, который был основан в 1920-х в Киеве при тогдашней Академии наук. Но уже в 1930-х сотрудников кабинета обвинили в "буржуазном национализме", большинство из них расстреляли, а их научные работы и экспонаты уничтожили. Именно поэтому старейшая вышивка, сохранившаяся на территории Украины, датирована только XVIII ст. Это вышитый рушник, который экспонируется в Черниговском областном музее.
Две мировые войны, которые прокатились по Украине, тоже сказались на истории вышиванки. В документальных фильмах часто показывают, как жители Западной Украины тянут в лес сундуки с вышитыми рубашками, чтобы их спрятать. Достоверно известно, что селяне закапывали вышиванки [7] в сундуках не только на западе, но и на востоке, пряча их и от немцев, и от советской власти.
Правда, в Западной Украине была несколько другая история. До 1939 г. искусство вышивания здесь развивалось очень активно, а под влиянием националистических организаций в вышивке было модно использовать национальные символы. В те времена между цветами мастерицы вышивали трезубцы или галицких львов, а на рушниках слова "Боже, Украину береги!". Когда СССР оккупировал Западную Украину [8], руководствуясь пактом Молотова — Риббентропа, люди были вынуждены прятать вышиванки, чтобы не попасть на Соловки [9]. Или удалять некоторые изображения. Даже сейчас встречаются рубашки, на которых заметно, что из ткани был выпорот тризуб [10].
Скифская металлическая фигурка, датированная V–VI вв. н. е., на которой изображен человек в рубашке, похожей на вышитую/vsviti.com.ua
Этнографы отмечают, что каждому региону Украины присуща своя вышивка: орнамент, цвет и расположение узоров на рубашке. Благодаря этим особенностям наши предки могли отличить свое от чужого. В тогдашнем крестьянском обществе царил консерватизм: свое считали самым лучшим, а чужое — менее приемлемым и интересным. Касалось это не только взглядов, но и, в частности, одежды - вышитых рубашек. Так, если девушка выходила замуж за парня из соседнего села, то все свое приданое из вышитых рубашек она должна была распродать или подарить. А себе должна была сшить и вышить такие рубашки, которые присущи селу, где она будет проживать, чтобы стать частью нового социума.
По типовым узорам, присущим тому или иному региону Украины, можно составить своеобразный атлас вышиванок. Например, в Харьковской области на мужских рубашках преобладают черно-красные цвета, а на женских – разноцветные квадраты. В Луганской области вышиванки имеют преимущественно растительные орнаменты, а донецкую вышивку отличает от других теплая гамма цветов — в ней больше красного, чем черного. Для полтавской вышивки характерны нежная цветовая гамма, пастельные тона. Вышивкам Херсонщины присущ растительно-цветочный орнамент. А Черкасчину от других регионов отличает горизонтальное размещение узорных линий на рукавах женских рубашек. Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка штаповкой, настилка, верхушка (верхопут), зерновой вывод, вырезание; всевозможные виды черных, белых и цветных кружевов. Вышивки Ивано-Франковской области украшают четкие геометрические фигуры, которые часто соединяются в одну широкую линию, образуя динамический орнамент. Закарпатская вышивка очень разноцветная и густая — традиционными здесь были более десятка цветов. А вообще, исследователи украинской вышивки насчитали более 200 старинных швов на основе 20 техник.
На эту тему: Реквием косоворотке [11]
Богато вышитые рубашки имели право носить девушки и молодые женщины. Чем старше женщина, тем меньше вышивки было на ее одежде. Это строго регламентировалось, так что после 60 лет женщина имела право надеть богато вышитую рубашку только дважды в год — на Рождество и Пасху. Самые красивые и богато вышитые рубашки девушки запасали себе до свадьбы, после чего прятали их в сундук и хранили до конца жизни.
В некоторых регионах Украины вышитым рубашкам приписывали магические свойства. Например, на Подолье считалось, если женщина не может забеременеть, то она обязательно должна одолжить и носить рубашку той, которая уже имела нескольких детей. Такая "магия" должна была помочь с фертильностью.
Кроме того, украинцы считали вышитую рубашку своеобразным оберегом. Узоры располагали по краям — воротника, рукава, подола, чтобы защитить владельца рубашки от сглаза. На Гуцульщине, Восточном Подолье и на границе Винницкой и Одесской областей существовал обычай, когда молодые в день своей свадьбы должны были надеть по две вышитые рубашки. Ибо в период инициации — перехода из мальчишеской и девичьей общин в статус мужчины и женщины — молодожены были менее защищены. И именно для того чтобы отвлечь от себя злые силы, надевали по две рубашки.
В кабинете антропологии и этнологии Федора Вовка (третий справа)/nasze-slowo.pl
Достаточно известный миф о вышитых рубашках касается так называемой борщевской вышивки черными нитями. Считалось, что использование черной нити — знак траура за убитыми или порабощенными мужчинами. Но на самом деле это совсем не так. Для украинцев, как и для большинства народов мира, траурным цветом был белый. А черный был цветом плодородной земли и изобилия, и потому что-то черное в своем гардеробе было очень престижно. Черный цвет в вышивке не ограничивается только одним регионом. Такую колористику можно встретить на Западном и Восточном Подолье, Среднем Поднепровье, Волыни, Полесье. В древности черные нити были на вес золота — их получали только из шерсти черных овец, природных красителей такого цвета в то время не существовало. Кстати, как тогда, так и теперь борщевская вышивка считается самой дорогой в Украине.
Еще один известный исторический ляпсус касается так называемой вышивки "белым по белому", которую считают полтавской. Это не совсем так – вышивка встречается во всех регионах Украины без исключения. Просто этот вид вышивки развился и сохранился именно на Полтавщине – в Решетиловке, где ее сделали своим брендом.
Старейшая вышивка, сохранившаяся в Украине, датирована только XVIII ст. — рушник, экспонируемый в Черниговском областном музее/choim.org
На эту тему: Вышиванка для прикрытия. Как Полтавщина стала кормушкой для “донецких” [12]
До недавнего времени считалось, что аутентичная украинская рубашка — вышитая цветами. Однако орнаменты в виде цветов едва ли не последними появились в истории национальной вышивки, где-то в середине XIX в. И распространились благодаря гениальному рекламному ходу основателя парфюмерно-косметической компании "Общество Брокар и Ко" Генри Брокару. Куски мыла "Брокар и Ко" заворачивали в яркие обертки, на которых печатали схемы орнаментов для вышивания крестиком. Мыло было дешевым, а схемы вышивки чрезвычайно выразительными и простыми, поэтому быстро понравились женщинам, вытеснив другие старинные аутентичные орнаменты. Особенно это касается Киевщины, где безвозвратно потеряно много техник вышивки, которые были до появления "Брокара". Вместе с тем региональная специфика поглотила вышивку крестиком, украинизировав ее. Спустя десятилетия вышивки в этом стиле превратились в гармоничные стилизованные растительные узоры, вышитые очень качественно и со вкусом. Вышивальщицы сумели гармонично соединить белый фон и яркую вышивку.
В истории украинской вышитой рубашки еще много белых пятен и мифов. Однако сегодня она стала настоящим этническим брендом, который знают и узнают почти везде.
—
Марина Ситник, , опубликовано в издании dsnews.ua [2]
На эту тему:
Ссылки:
[1] https://argumentua.com/stati/obshchestvo/kultura
[2] https://www.dsnews.ua/istoricheskiy-front/chorne-ne-zhurba-mifi-i-pravda-pro-ukrajinski-vishivanki-29112021-444527
[3] http://argumentua.com/stati/oksana-kosm-na-zaporozk-kozaki-nosili-ne-sharovari-vuzk-polotnyan-shtani
[4] http://argumentua.com/stati/uzniki-moskvy-vydayushchiesya-ukraintsy-v-ssylkakh-lageryakh-i-tyurmakh-rossii
[5] http://argumentua.com/stati/mif-velikorusskaya-natsiya-vo-chto-veryat-yazychniki-s-beregov-glavnoi-russkoi-reki-volgi
[6] http://argumentua.com/stati/zhizn-posle-rossii-separatizm-ot-volgi-do-kamchatki-pod-pressom-kremlya
[7] http://argumentua.com/novosti/v-metro-stolitsy-belarusi-zapretili-forresta-gampa-v-vyshivanke
[8] http://argumentua.com/stati/kak-80-let-nazad-krasnaya-armiya-osvobodila-zapadnuyu-ukrainu
[9] http://argumentua.com/stati/solovki-unichtozhenie-tekhnologiya-rasstrelov-polnyi-spisok-ubiits-18
[10] http://argumentua.com/stati/trizub-vikonu-svoyu-rol-na-1000-chomu-verkhovna-rada-khoche-velikogo-gerba-ukra-ni
[11] http://argumentua.com/stati/rekviem-kosovorotke
[12] http://argumentua.com/stati/poltavshchina-dlya-donetskikh-tenevaya-storona-pervykh-lits-oblasti
[13] http://argumentua.com/stati/ukrainskii-arkhitekturnyi-modern
[14] http://argumentua.com/stati/ukrainskii-arkhitekturnyi-modern-kratkaya-istoriya-utrachennoi-estetiki-foto-chast-2
[15] http://argumentua.com/stati/ukra-nskii-arkh-tekturnii-modern-s-lsk-shkoli-arkh-tektora-slast-ona
[16] http://argumentua.com/stati/ukra-nska-kona-stor-ya-rozkv-tu-i-zniknennya-ta-chim-v-dr-znya-tsya-v-d-ros-isko
[17] http://argumentua.com/stati/vlazhnost-revolyutsiya-vore-chto-i-kto-ugrozhaet-sokhrannosti-eksponatov-v-ukrainskikh-muzeyak
[18] http://argumentua.com/stati/v-ukra-nts-v-v-dsutn-vlasn-el-ti-chomu