Украинская церковь не первая, кто хочет отделиться от РПЦ. Как это получилось у Эстонии.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Собор Александра Невского был построен в начале XX века на Вышгороде в Таллинне как символ присутствия православной русской империи. Московская и Константинопольская православные патриархии, жестко конфликтующие сейчас по вопросу об автокефалии Украины, в недавнем прошлом уже делили православие в новой стране — Эстонии. Конфликт был долгим и острым, но благополучно разрешился.
Суть конфликта состояла в том, что после распада СССР в Эстонию вернулась сохранившаяся в изгнании православная церковь Константинопольского патриархата — и ее власти Эстонии сразу зарегистрировали, а церковь Московского патриархата долгое время регистрировать отказывались.
Как и в нынешнем случае с автокефалией украинского православия, так и в случае с Эстонией причины и смысл коллизии одни и те же: распад империи и создание независимой от Москвы церкви в независимом от Москвы государстве.
В тему: Митрополит Александр Драбинко: Украинская автокефалия как нравственный вызов [2]
Разница — в размерах Украины и Эстонии, в том, что в Эстонии православие — не главная конфессия, а также в том, что в эстонском случае за всеми спорами явственно проглядывал и даже выходил на первый план имущественный интерес.
В течение почти 10 лет политики России и Эстонии говорили о юридических аспектах, а имели в виду сохранение или разрыв связей с империей. Иерархи в то же время толковали о канонах и духовной связи, а имели в виду раздел имущества.
В канонической юрисдикции Константинопольского патриархата находится Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ). Автономию этой церкви дал в 1920 году, в условиях большевистского террора, патриарх Московский Тихон. В 1923 году Константинополь принял ЭАПЦ под свое крыло.
В 1940 году Советский Союз оккупировал Эстони [3]ю и вскоре ликвидировал автономию местной православной церкви, вновь подчинив ее Московской патриархии. Часть священников, уцелевших после расстрелов и депортаций, в 1944 году, перед возвращением советских войск, бежала и сохранила ЭАПЦ в изгнании, в Стокгольме.
И вот с распадом Советского Союза эта церковь вернулась во вновь независимую Эстонию.
МВД Эстонии в 1993 году официально зарегистрировало ЭАПЦ, и она тут же по принципу реституции — восстановления имущественных и прочих прав, действовавших в межвоенной Эстонской Республике, — оказалась собственницей всего имущества православной церкви в стране.
«Московская» часть церкви в том же 1993 году была преобразована из митрополии в автономную Эстонскую православную церковь.
В результате раздела в Эстонии оказалось 60 приходов ЭАПЦ и 31 приход ЭПЦ МП. ото: Jaakko Avikainen/TASS
Однако МВД отказалось ее регистрировать, сославшись на то, что ее название слишком похоже на название ЭАПЦ и она тем самым претендует на права, принадлежащие ЭАПЦ. В результате «московские» священники и прихожане вдруг оказались вроде как чужими в церквях, которые они за годы советской власти привыкли считать своими.
Иерархи «московской» православной церкви Эстонии и самой РПЦ обвинили ЭАПЦ в узурпаторстве, а эстонские власти — во вмешательстве в церковные дела. МИД России тогда регулярно выступал с заявлениями о «грубом вмешательстве эстонского руководства в церковную жизнь, исходя из политических соображений» и о попрании прав русскоязычных верующих.
25 лет назад патриарх Варфоломей принял под свою каноническую юрисдикцию эстонскую церковь. Теперь он же решает судьбу украинской церкви. Фото: AFP
Эстонское правительство отвечало, что действует по закону и призывает «московскую» церковь к тому же.
МВД Эстонии, конечно, не было беспристрастно в этом споре: новой Эстонии была нужна независимая от Москвы православная церковь. Но сотрудники министерства ссылались на букву закона — и эта буква была за них.
В 1996 году Варфоломей I [4] — патриарх Константинопольский, называемый также Вселенским, — принял ЭАПЦ под свою каноническую юрисдикцию — и вот тут внутриправославный раздрай дошел до высшей точки.
Особый оттенок всему этому конфликту придавало то, что патриархом Московским и всея Руси в то время был Алексий II [5] (Ридигер) — потомок остзейских немцев, вся жизнь которого до интронизации в 1990 году была связана с Эстонией.
Священный синод РПЦ [6] под председательством Алексия в феврале 1993 года постановил «приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом [...], а также прекратить поминовение Константинопольского патриарха по диптиху предстоятелей поместных православных церквей».
Сейчас РПЦ [7] сделала то же самое в связи с украинским конфликтом.
Для патриарха Московского Алексия II эстонский конфликт имел личное измерение: он родился в Таллинне и почти всю жизнь до избрания патриархом служил в Эстонии. Фото: AFP
В ответ Вселенский патриарх — тот самый Варфоломей, что сейчас решает судьбу украинской церкви, — выступил с необычайно резкой отповедью РПЦ и лично Алексию.
«Пресвятейшая Российская Церковь не права, обвиняя Вселенский Патриархат во вмешательстве во внутренние дела Российской Церкви и в нарушении святых канонов. Напротив. Российский Патриархат во все эти годы вторгался в страны, находящиеся под духовной юрисдикцией Вселенского Патриархата, а именно в Эстонии, Венгрии и других странах, и делал это всегда с помощью вооруженной силы Советской Армии. Российская Церковь в то время не стремилась получить мнения Вселенского Патриархата и не показывала никакого уважения к нему. Аннексия Православной Церкви Эстонии в пользу Пресвятой Российской Церкви произошла произвольно и неканонически», — заявил Варфоломей (цитата по переводу послания, опубликованному известным российским богословом отцом Андреем Кураевым).
В тему: Филарет: миллионы верующих Киевского патриархата уже никогда не захотят подчиняться Москве [8]
Полтора десятка храмов и церковных зданий оп итогам раздела были переданы в пользование ЭПЦ МП сроком на 50 лет. Фото: Pekka Sakki/TASS
Несколько лет стороны обменивались резкими заявляениями, но в итоге выпустили пар и договорились.
Две православные церкви Эстонии при посредничестве министерства внутренних дел, а затем делегации Московского и Константинопольского патриархатов на серии встреч в Цюрихе, Женеве, Вене и Берлине в 1996-2001 годах годах пришли к компромиссному соглашению.
Об имуществе стороны договорились, в самых общих чертах, следующим образом: ЭАПЦ отказалась от спорных объектов недвижимости — 14 храмов и еще четырех зданий — в пользу государства, а то передало их в пользование сроком на 50 лет ЭПЦ, при этом по условиям пользования права ЭПЦ МП в отношении этой недвижимости мало чем отличаются от прав собственника.
ЭПЦ официально назвалась Эстонской православной церковью Московского патриархата и в 2002 году была наконец зарегистрирована в МВД.
Еще до достижения этого соглашения приходы в соответствии с православными традициями сами определились, входят они в «константинопольскую» или же «московскую» церковь.
В результате раздела в Эстонии оказалось 60 приходов ЭАПЦ и 31 приход ЭПЦ МП. При этом по числу прихожан «московские» приходы оказались в разы больше «константинопольских»: примерно 85% из 180 тысяч православных Эстонии, в основном русскоязычных жителей страны, ходят в «московские» церкви.
В 2003 году Алексий II совершил официальный визит на родину, и этот визит стал символом если не полного примирения, то окончания «активной фазы» конфликта.
В тему: Советско-российское религиозное мифотворчество [9]
Было бы неправильно описывать конфликт вокруг эстонского православия как чисто этнический: «константинопольская», независимая церковь эстонцев против «промосковской» церкви русских.
Это не совсем так: и в ЭАПЦ с самого начала были русские священники и прихожане, и в ЭПЦ МП были и есть эстонцы.
Вообще же Эстония — во-первых, традиционно лютеранская страна, а во-вторых, это одна из самых нерелигиозных стран в мире.
По данным переписи 2011 года, лишь 19,5% эстонцев и около половины эстонских русских связывают себя с какой-либо религией.
В 2010 году Совет церквей Эстонии заказал большое социологическое исследование о роли религии в обществе, и социологи, кроме прочего, выяснили, что всего лишь около 16% жителей страны считают себя членами какого-либо прихода или религиозной общины.
—
Юри Вендик, опубликовано на сайте ВВС [10]
В тему:
Ссылки:
[1] https://argumentua.com/stati/politika/gosudarstvo
[2] http://argumentua.com/stati/mitropolit-aleksandr-drabinko-ukrainskaya-avtokefaliya-kak-nravstvennyi-vyzov
[3] http://argumentua.com/stati/chek-dlya-okkupanta-rossiya-zaplatit-za-vse
[4] http://argumentua.com/novosti/tserkov-konstantinopolya-yavlyaetsya-materinskoi-tserkovyu-ukrainskoi-natsii-varfolomei
[5] http://argumentua.com/stati/uboinaya-informatsiya
[6] http://argumentua.com/stati/russkaya-pravoslavnaya-tserkov-na-sluzhbe-kgbfsb
[7] http://argumentua.com/stati/za-chto-rab-bozhii-kirill-blagodaren-rabu-na-galerakh-chem-zanimalsya-v-likhie-90-e-predstoyat
[8] http://argumentua.com/stati/filaret-milliony-veruyushchikh-kievskogo-patriarkhata-uzhe-nikogda-ne-zakhotyat-podchinyatsya-
[9] http://argumentua.com/stati/sovetsko-rossiiskoe-religioznoe-mifotvorchestvo
[10] https://www.bbc.com/russian/features-45802633
[11] http://argumentua.com/stati/gramota-patriarkha-dionisiya-ili-kak-moskva-kupila-tserkov-za-200-zolotykh
[12] http://argumentua.com/stati/bolshie-tainy-upts-mp
[13] http://argumentua.com/stati/poboites-boga-s-kakim-biznesom-svyazana-upts-mp
[14] http://argumentua.com/stati/sbu-rozsl-du-antiukra-nsku-d-yaln-st-upts-moskovskogo-patr-arkhatu
[15] http://argumentua.com/stati/voina-za-tomos