Собралась ли «Молодость» «протягивать ноги» — неизвестно. Но и даты проведения следующего,
Начало читайте по ссылке... [2]
...Если Одесский кинофестиваль — «гламур», «одесские понты» и политическая «карта», то вторая модель культуртрегерства в Украине — это фестивали и события типа «Молодости», живущей за счет сезонного энтузиазма организаторов, случайных спонсорских вливаний и непрекращающейся любви немногочисленных поклонников, киевских киноманов, изголодавшихся по настоящему фестивальному кинематографу.
Почему «сезонного» — потому что, опять-таки, опираясь на свидетельства знающих людей, команда фестиваля «Молодость» начинает активно работать над подготовкой к фестивалю где-то в июле-августе (часть этой команды подрабатывает на июльском ОМКФ). Тогда как негласное правило гласит, что ежегодный крупный фестиваль нужно начинать готовить с первого дня после завершения предыдущего.
Аналогичная ситуация с командой фестиваля «Гогольфест», например: ее костяк составляют актеры и работники киевского театра «Дах», которым есть, чем заняться на протяжении года — театральными постановками и гастролями.
В этом году «Молодости» исполнился 41 год, а если быть до конца честными, то и все 50 лет, ведь сам фестиваль начался с инициативы смотра молодого кино, родившейся в 1961 году. О том, что Киевский фестиваль во времена Советского союза был достойной альтернативой Московскому, с его пафосом и партийными программами, было сказано уже не раз.
Расцвет «Молодости», по заверениям очевидцев, приходился на середину
Прошлогодняя «Молодость», будучи юбилейным фестивалем, тоже прогремела очень шумно: с красными ковровыми дорожками, выступлениями кинодив разного калибра на сцене Киевского Театра оперы и балета и прочими излишествами, которые ранее организаторами не допускались.
Директор КМКФ «Молодость» Андрей Халпахчи
По сравнению с той «Молодостью» — нынешняя, закончившаяся 30 октября, — скромная вечеринка «на хате» у друзей на фоне пышной свадьбы с цыганами и баянами. Но при отсутствии цыган «Молодость» очень даже выиграла: на какие-то гроши (бюджет
Но несмотря на все это, на каждой пресс-конференции «Молодости» было несколько лейтмотивов, красными нитками одна ярче другой проходившими через все, что было сказано организаторами фестиваля. Во-первых, подлость спонсоров, во-вторых, весьма туманная судьба фестиваля в будущем, в-третьих, постоянные сравнения «Молодости» с ОМКФ (один из журналистов даже назвал это «заглядыванием в рот» одного фестиваля к другому).
Обо всем по порядку.
Пункт первый — передумавший спонсор. По сообщениям источников, у Одесского кинофестиваля также был подобный казус, с тем же спонсором, незадолго до начала фестиваля. Тому, кто внимательно следит за этими событиями, не составит труда вычислить, о ком идет речь.
Попробуем и мы восстановить цепь событий. Вторым по главности спонсором ОМКФ до конца июня был канал «1+1», а генеральными перевозчиками фестиваля — авиалинии «Аэросвит», которые принадлежат тому же человеку, что и вышеупомянутый канал. Вскоре ситуация резко изменилась — на баннерах ОМКФ появился телеканал «Интер», хотя авиалинии остались прежними (видимо, удалось договориться), и поползли слухи о том, что «„1+1“ купил „Молодость“».
«1+1» долго оставался генеральным спонсором фестиваля «Молодость», и даже были выдвинуты какие-то условия, на которых холдинг Коломойского выкупает бренд «Молодости», подписывая на три года контракт с нынешним директором фестиваля, Андреем Халпахчи.
Что будет по истечению трех лет — предсказывать не возьмемся, но, зная умение этого гражданина превращать все, к чему он прикасается — нет, не в золото, не подумайте! — в другую жизненно важную, но не столь привлекательную, субстанцию, догадаться несложно.
В конце концов, в один прекрасный момент (судя по динамике содержания пресс-релизов и анонсов фестиваля, это был конец августа-начало сентября) «1+1» обнаглело до такой степени, что «Молодости» пришлось отказаться от подписания каких-либо контрактов, лишив себя бюджета в 1 миллион евро.
Обнародованные 500 тыс. долларов, по всей видимости, пришлось скрести по сусекам, старым знакомствам и новым партнерам, которые, по старой традиции, на пресс-конференциях, заверяют в полнейшей преданности и долгосрочном партнерстве.
Фестиваль обеднел в финансовом плане, но никак не в духовном — фильмы привезти удалось, праздник кино состоялся (а судя, по некоторым отзывам, это вообще был один из лучших фестивалей за последние годы). От Одесского кинофестиваля, к слову, тоже ничего не убыло — их бюджет в 3 миллиона евроденег и без «1+1» остался какой-то запредельной суммой для отечественных культурных деятелей.
Убыло ли что-то от «1+1»? Надеемся, что да. Ведь теперь, зная об их нестабильной натуре и неувязывающихся желаниях «и рыбку съесть, и на х.. не сесть», вряд ли кто-то подпишется на сотрудничество.
Пункт второй — неясное будущее. Не смотря на то, что «Молодость» вышла с высоко поднятой головой из ситуации с борзым спонсором, руку при этом она протягивать не перестала. Но тут уж, как говаривал Остап Бендер Кисе Воробьянинову, «Не будете протягивать руку, так протянете ноги».
Собралась ли «Молодость» «протягивать» ноги — неизвестно. Но и планы относительно следующего фестиваля тоже объявлены не были — даты проведения
Пункт третий — сравнения с ОМКФ. От соблазна сравнить бывалую «Молодость» с молодым Одесским киносмотром не удерживается практически никто — от журналистов до бывшего продюсера фестиваля (и канала «1+1», в эпоху его вменяемости) Александра Роднянского, посетившего одну из пресс-конференций «Молодости», — все сравнивают эти два события. Кто-то — в пользу киноманской «Молодости», кто-то — в пользу пижонского ОМКФ, но суть остается та же: фестивали выставляются страшными конкурентами, чуть ли не кровными врагами, Монтекки и Капулетти XXI века.
Мы, в свою очередь, вознамерившись рассказать эту детективную историю, обнаружившуюся в, казалось бы, тухлом болоте украинской киноиндустрии, можем предложить собственный вывод.
Наличие двух крупных киносмотров в Украине должно сыграть в пользу развития кинопромышленности, по законам капитализма — честная конкуренция между ОМКФ и «Молодостью» можеет привести к повышению их качества и, позднее, их расселению по облюбованным нишам, соответствующим запросам зрителей. ОМКФ будет удовлетворять запросы летней публики в отпуске, оставившей свои мозги дома на комоде, легкими и ненавязчивыми фильмами. А «Молодость» будет относиться к своим программам более радикально, привозя не только фильмы-середнячки, мечущиеся между артхаусом и телемувиками, но действительно стоящие картины, реально отображающее положение дел в современном кино.
Но поскольку в Украине законы капитализма не работают (равно как и куча других законов, разве что, гравитации, но кто знает, может быть, правительству Николая Яновича удастся и его упразднить), культурная сфера терпит подобные измывательства пузатых спонсоров, их затмевающих свет солнца жен и прочих далеких от сферы прекрасного существ, для которых политика сегодняшнего дня по-прежнему в силе.
А поскольку товарищ Ленин обрек кино быть «самым важнейшим из искусств», то есть самым доступным методом политической пропаганды, ситуация рискует измениться еще нескоро.
Вениамин Орлов, специально для «Аргумента»
Ссылки:
[1] https://argumentua.com/stati/obshchestvo/kultura
[2] http://argumentua.com/stati/kinofestivali-ukrainy-odesskie-ponty-omkf-i-kievskaya-molodost-prazdnika-kino