В начале ХХ века мало кто знал о существовании украинского народа - в Австро-Венгрии их называли русинами, в России - малороссами. Почему же ни полякам, ни русским не удалось растворить в себе украинцев? План русификации провалился благодаря борьбе украинских патриотов и неудачам их противников.
В 1897-м по данным переписи населения, украинский (малорусский) язык признают в качестве родного 72,5% жителей подроссийской Украины. Эти люди проживали преимущественно в селах - население городов возрастало за счет миграции русских чиновников и рабочих. На конец ХІХ века среди жителей Киева выходцы из этнической России составляли 54%. Остальные были преимущественно евреи, на окраинах города - малороссы.
Социальные изменения, вызванные модернизацией империи, неумолимо ускоряли ассимиляцию и обрусение. Все большее число людей получало образование, минуя фазу "украинской" грамотности. Быстро растущие полиэтничные и русскоязычные города становились растворителем сельской эмбриональной украинской идентичности, хотя само возрастание числа грамотных и образованных было и потенциальной перспективой для украинского движения. Если бы ему позволяли более активно вмешиваться в этот процесс.
В тему: День Соборности: мы должны заново «сшить» страну [2]
Однако социальные и демографические изменения вели к росту социальной напряженности и неудовлетворению широких масс своим положением. Правда, сами "широкие массы" вряд ли могли четко сформулировать свои идеологические предпочтения. В этом контексте и русские либералы, и украинофилы были ничтожным меньшинством на фоне миллионов безграмотных крестьян. Империя же так и не удосужилась ввести легальные "клапаны" для выхода пара социального недовольства. Эффективность и мощь великого государства окажутся иллюзией, но для это покажет революция.
На рубеже веков старое украинофильство уже начинало выглядеть анахронизмом, забавой для ученых-гуманитариев и людей с этнографически-антикварными наклонностями. Новое поколение, как всегда, было критично и радикально. Результатом этого становится появление нелегальных партий, организованных на западных идеологических основаниях, несколько адаптированных к местным условиям. В более демократичном Львове в 1890-м образуется Русско-украинская радикальная партия, в Каневе в 1891-м возникает Братство тарасовцев, критикующее "кабинетный" характер старого украинофильства.
В 1895-м во Львове выходит в свет первый манифест новейшего "самостийничества" - брошюра "Украина irrеdenta [неискупленная - К. Г.]" Юлиана Бачинского, в которой декларируется претензия украинцев на независимость. Понятие "ирредентизм" означает борьбу за объединение народа, разделенного между разными государствами. В Украине идея "ирриденты" трансформировалось в идею "соборности" - объединения украинских земель.
В 1896-м в Киеве возникает социал-демократическая организация, в 1897-м - Украинская общая внепартийная организация (идейно наследовавшая "Громады"), ставшая основой либерально-демократического движения. Потом партии множатся. Наиболее многочисленной и активной была нелегальная Революционная украинская партия (РУП, 1900). Интересна история ее первоначальной программы - брошюры Мыколы Михновского "Самостийная Украина": партия сочла лозунг независимости слишком радикальным, что вытолкнуло из нее самих "самостийников". Симпатии руповцев к марксизму обусловили сомнения части из них в том, а не выдуман ли вообще национальный вопрос буржуазией?
Правда, "украинской буржуазии" практически не существовало. Было лишь несколько десятков обеспеченных людей, в основном потомков казацких родов, которые спонсировали украинское движение, любя его (словами мецената Евгена Чикаленко) "не только до глубины души, но и до глубины кармана". В 1905-м РУП переживает раскол по национальному вопросу (камнем преткновения стал пункт об автономии). Большинство сформировало Украинскую социал-демократическую рабочую партию (УСДРП), членами которой стали драматург и писатель Владимир Винниченко [3] и публицист Симон Петлюра [4]. Их целью была демократизация России и автономия Украины в ее составе. Петлюра еще явно не был "петлюровцем".
Российский историк Алексей Миллер в свое время предложил посмотреть на процесс развития украинского национального самосознания и формирования украинской нации в XIX веке как на процесс закономерный, но не предопределенный. Иными словами, его исходный вопрос таков: была ли альтернатива украинскому движению и, если да, то почему она не была реализована?
Такой альтернативой, по мнению Миллера, могла стать полная русификация украинцев [5]. Автор попытался перефразировать знаменитое изречение из Валуевского циркуляра о том, что "украинского языка не было, нет и быть не может", в формулу, которая в середине XIX века вполне имела право на существование: "украинского языка могло бы не быть" как альтернативы русскому, подобно тому, как гэльский или провансальский существуют, но не являются сегодня альтернативой английскому и французскому.
В тему: Игорь Лосев: Цена крымской трагедии Украины [6]
По его мнению, большинство в русском образованном обществе и в правительственных кругах в течение всего XIX века разделяло концепцию триединой русской нации, включающей в себя велико-, мало- и белорусов. В XVIII веке для реализации этой концепции была проделана, если воспользоваться современным штампом, большая и успешная работа. Административная автономия Гетманщины [7] уничтожена, традиционные украинские элиты в подавляющем большинстве инкорпорированы в русское господствующее сословие и ассимилированы, а более развитая в XVII веке и частично XVIII веке украинская культура подверглась провинциализации. Этим были созданы первоначальные предпосылки для решения значительно более важной и трудной задачи - русификации массы украинского крестьянства.
Можно ли назвать эту задачу заведомо невыполнимой для того времени? Доступный нам для сравнения благодаря французскому историку Юджину Веберу пример - Франция, в которой даже в середине XIX века по крайней мере четверть населения не говорила по-французски.
С французским патриотизмом среди этих не говорящих по-французски крестьян дело обстояло плохо. Между тем поэт Мистраль стал последним гением провансальского стихосложения, а его современник Шевченко - одним из основателей украинского литературного языка. Французам лишь к концу XIX века удалось утвердить французский как единый язык высокой культуры для всей территории Франции, а в XX веке создать национальный миф о естественности, совершенной добровольности и давности этого состояния.
Почему русским не удалось сделать с Украиной того, что французы сделали с Лангедоком или Провансом? Неудача ассимиляционных процессов в Украине объясняется комплексом причин. Часть из них применительно к России условно можно определить как "внешние", часть связана с особенностями украинского этноса и развитием украинского национального движения и самосознания. Но были и сугубо "внутренние" причины, ограничивавшие русский ассимиляторский потенциал.
Осложнявшие решение этой задачи "внешние" факторы можно определить так: в своем взаимодействии русские и украинцы никогда не были "один на один". После включения Правобережной Украины в состав империи социально доминирующей группой здесь остались польские землевладельцы. Вплоть до второго польского восстания 1863-го Петербург в своей политике в Украине придерживался имперско-сословной логики, видя в польских помещиках прежде всего опору для контроля над украинским крестьянством и поддержания крепостнического порядка.
Только после 1863-го российское правительство отошло от имперских, "надэтнических" и "династических" принципов ведения политики. Заигрывания с местными элитами закончились - пора было уже всем становиться русскими. Даже инородческим дворянам, душевно подкупленным еще Екатериной II.
Однако после всех конфискаций и других мер правительства, направленных на ослабление польского землевладения в Украине, половина земельных угодий оставалась в руках поляков, что во многом было связано с неэффективностью и коррупцией российской администрации.
Российская высокая культура в Украине никогда не имела монопольного положения, польская же всегда выступала конкурентом и альтернативным образцом для подражаний. Значительная часть текстов раннего, романтического периода развития украинского национализма, в том числе произведения Шевченко и Костомарова, имели в качестве образцов сочинения польских романтиков.
Уже само то обстоятельство, что не вся территория проживания украинского этноса находилась в составе Российской империи, создавало серьезные трудности для политики русификации украинцев. Более либеральный режим Габсбургов открывал нереальные для России возможности образовательной и публикаторской деятельности на украинском языке.
Во второй половине XIX века Галицию не случайно называли украинским Пьемонтом - там переход украинской политической мысли к идее независимости произошел на рубеже веков, на два десятилетия раньше, чем в подроссийской части Украины.
Канадский историк Джон-Пол Химка [8] считал, что, если бы Россия получила Восточную Галицию после Венского конгресса в 1815-м или даже оккупировала ее в 1878-м в ходе Балканского кризиса, то "украинская игра была бы закончена не только в Галиции, но и в надднепрянской Украине". Все бы стало "Россией".
Среди затруднявших ассимиляцию особенностей украинского этноса, прежде всего, следует выделить демографический и социальный факторы. Так, украинский этнос был довольно многочисленным, плюс рождаемость и продолжительно жизни была выше.
Русификацию затрудняли и этнические различия, историческая память об автономии и националистическое движение. Однако по своему уровню и масштабу эти факторы не выходят за пределы "общеевропейской нормы" для подобных ситуаций. Примеров русификации украинского селянина достаточно - русские никогда не отказывались от ассимиляции украинцев ни на официальном, ни на бытовом уровне.
В тему: Что показали выборы Президента Украины [9]
Вряд ли можно говорить о какой-то исключительной силе и развитости украинского национального движения до рубежа ХІХ и ХХ вв. Это было две-три сотни людей на фоне миллионов безграмотных селян.
Алексей Миллер считал, что при всей важности упомянутых факторов, их недостаточно для объяснения неудачи русификации. Причины этой неудачи во многом нужно искать в неэффективности и ограниченности самих русификаторских усилий. Иначе говоря, это не только история успеха борьбы украинских патриотов, но и история неудачи их противников. Империя [10] была слишком внутренне слаба и неэффективна. Она, конечно, старалась, но могла она мало, и все ее намерения разбились о первую мировую войну, которая разбудила все, даже дотоле спящие, нации Европы.
—
Кирилл Галушко, историк, кандидат исторических наук, публицист; опубликовано в издании Деловая столица [11]
В тему:
Ссылки:
[1] https://argumentua.com/statt/istoriya/nasha-istoriya
[2] http://argumentua.com/stati/den-sobornosti-my-dolzhny-zanovo-sshit-stranu
[3] http://argumentua.com/stati/v-muzhene-u-vinnichenko
[4] http://argumentua.com/stati/pitannya-simona-petlyuri
[5] http://argumentua.com/stati/yazyk-po-ukrainski-marinovannyi-s-geografiei-pod-istoricheskim-sousom
[6] http://argumentua.com/stati/igor-losev-tsena-krymskoi-tragedii-ukrainy
[7] http://argumentua.com/stati/drugoi-bogdan-getman-khmelnitskii-i-vnutrennie-smuty-kazatskogo-gosudarstva
[8] http://argumentua.com/stati/po-sledam-lvovskogo-pogroma-dzhona-pola-khimki
[9] http://argumentua.com/stati/chto-pokazali-vybory-prezidenta-ukrainy
[10] http://argumentua.com/stati/padenie-400-letnei-monarkhii-romanovykh-chemu-ne-uchit-istoriya
[11] http://www.dsnews.ua/society/ukraina-sobornaya-pochemu-ukraintsy-ne-stali-russkimi-27052018180000
[12] http://argumentua.com/stati/kak-peterburg-pokupal-ukrainskuyu-elitu
[13] http://argumentua.com/stati/rozhdenie-ukrainskoi-byurokratii-kak-elita-getmanshchiny-stala-imperskimi-chinovnikami
[14] http://argumentua.com/stati/bratya-po-oruzhiyu-i-dukhu-o-druzhbe-kazakov-i-tatar
[15] http://argumentua.com/stati/operatsiya-federatsiya-s-rossiei-getmana-skoropadskogo
[16] http://argumentua.com/stati/ukrainskaya-zemlya-naskvoz-propitana-krovyu-ukraina-i-ee-mesto-v-evrope-glazami-britantsa