Наверное, никому летом 2018 года не надо объяснять, что такое Томос. Слово-мем, о котором еще несколько лет назад среднестатистический обыватель не имел никакого представления. Исторический акт, дающий Украине и ее православным верующим законное каноническое право уйти из удушающих объятий Москвы.
И чем ближе дата получения Томоса, тем эпичнее борьба за него (или, скорее, против), отмечает LB.ua [2]. Еще год назад мы могли себе позволить вялотекущие столкновения по этому поводу, изредка покусывая друг друга и грозя пальцем. Сегодня, когда уже называются конкретные месяцы, а то и даты официального оглашения Томоса Вселенским патриархатом, партия перешла в эндшпиль и стороны перестали скрывать свои стратегии.
Вселенская патриархия (она же Константинополь, она же Фанар), долгое время не позволявшая себе никаких резких высказываний по украинскому вопросу, в этом году порадовала всех заинтересованных лиц просто фейерверком заявлений. Стороннему наблюдателю может показаться, что Константинополь прорвало внезапно, но это не так.
В тему: Грамота патриарха Дионисия, или Как Москва «купила» Церковь за 200 золотых [3]
Почва для оформления конфликта между Москвой и Константинополем готовилась давно и весьма усердно. И Константинополь в данном случае лишь реагировал на невероятную до неприличия каноническую беспардонность Москвы. Причем надо отдать должное терпению Фанара – и доверию украинцев. С апреля 2018 года события схлопнулись и теперь нам выпал исторический шанс наблюдать довольно быструю развязку истории, которой уже – да, да! – не одна сотня лет.
Украина, будучи формально светским государством, относится к так называемым «православным странам» (где при довольно высоком уровне религиозности подавляющее большинство верующих считает себя православными). Однако, судя по ежегодным отчетам социологов, этот уровень давно приобрел ниспадающее значение и скоро может уйти в крутое пике. Кажется, еще несколько десятков лет - и православие окажется маргинальной религией.
Не в последнюю очередь за такой тренд можно поблагодарить УПЦ в юрисдикции Московского патриархата, которая под «спасительной миссией Церкви» видит насаждение ригоризма, фундаментализма, а подчас и откровенного мракобесия, к тому же проповедуя изоляционизм как единственный шанс для сохранения «истинной веры». Что, согласитесь, в 21 веке выглядит жалко и смешно.
Предстоятель УПЦ МП [4] Митрополит Онуфрий возглавил литургию, Киево-Печерская Лавра, 25 июня, 2018. Фото: facebook/Успенская Киево-Печерская Лавра Kiev-Pechersk Lavra
И вот, кажется, наконец в одну точку сошлись все пять элементов, с помощью которых можно спасти украинское православие от стремительной маргинализации и угасания – политический, административный, канонический, социологический и волевой.
Ключевым элементом и связующим звеном здесь является волевой фактор, фактор осознания необходимости перемен. И Константинополь показал, что он готов к революции, учитывая все риски и побочные эффекты. Больше всего критике со стороны Москвы поддается каноническое право Константинополя «вмешаться» в проблему урегулирования украинского разделения. В Русской церкви господствует теория, что автокефалия – это каноническая и волевая прерогатива Церкви-Матери (каковой она считает себя в отношении Украины).
Однако, как показывают дискуссии не только по Украине, но и по Македонии, те или иные церковные области сегодня могут находиться в каноническом подчинении совсем не той Поместной Церкви, которая их когда-то исторически создавала. В этом – глубинный конфликт по данному вопросу между Москвой и Константинополем.
Поэтому Москва со временем ввела в оборот понятие «кириархальной Церкви», чье право давать или не давать автокефалию зиждется исключительно на текущем статусе подчиненной области, претендующей на церковную независимость. Соответственно, Украина якобы является «канонической территорией» РПЦ [5] на основании акта о передаче Киевской митрополии от Константинополя Московской патриархии в 1686 году.
При этом игнорируются обстоятельства этой передачи – неканонические обстоятельства, которыми Константинопольского патриарха принудили к передаче, наказание в виде отставки самого патриарха через непродолжительное время именно из-за этой передачи, грубейшее несоблюдение условий временного управления Киевской митрополией и т.д.
С точки зрения РПЦ, раз за 300 лет Константинополь ни разу не оспорил принадлежность Киева Москве, срок исковой давности истек и претензии больше не принимаются. Однако это не так.
Президент Украины Петр Порошенко и вселенский патриарх Варфоломей I во время встречи в Стамбуле, 9 апреля 2018 года. Фото: пресс-служба президента
Вселенский патриарх Варфоломей 1 июля заявляет: «Константинополь никогда не выдавал разрешения передавать территории Украины кому-либо, кроме права хиротонии Киевского митрополита в Москве на условиях его избрания соборно в Киеве на местном Соборе и при безусловном упоминании Вселенского Патриарха».
Иными словами, никакой уступки на веки вечные не было, был просто найм временного управляющего. Что касается мема «Фанар никогда не оспаривал Киев», то далее, в этом же заявлении, патриарх Варфоломей напоминает о таком оспаривании, которое произошло в 1924 году при даровании Томоса Польской церкви: «Наш Престол не признал отделения Киевской Митрополии и зависимых от нее православных Церквей Литвы и Польши и их присоединения к Московской Церкви, что было осуществлено против канонов и не были соблюдены права Киевского митрополита, который носил титул Экзарха Вселенского Престола».
Не успели в РПЦ и УПЦ [6] прийти в себя от этой резкости, как устами митрополита Прусского Елпидофора, члена Священного Синода Вселенского патриархата, была высказана еще более крамольная мысль: Церковь-Мать – это та Церковь, которая родила какую-то церковную область, а не та, на жилплощади которой область сегодня имеет прописку.
В тему: Большие тайны УПЦ МП [7]
Вначале владыка Елпидофор заявил [8] промосковскому журналисту греческого происхождения Афанасию Авгериносу, что «предоставление автокефалии поместной Церкви вот уже почти 1350 лет подлежит исключительной юрисдикции и компетенции Вселенского Патриарха и Священного Синода Константинопольской Церкви».
При этом действия Москвы по уврачеванию украинского раскола фактически описаны как неубедительные. При этом автокефалия для Украины была названа «наилучшим и наиболее каноническим решением в данный момент, потому что только это сможет послужить единению православного народа Украины».
Владимир Путин [9] (слева) и предстоятель Русской православной церкви Кирилл. Фото: EPA/UPG
Интервью в форме пересказа с закавычиванием нескольких цитат было опубликовано на российском православном сайте «Правмир» и форма его подачи заставила украинских журналистов усомниться в корректности изложения мысли греческого митрополита.
Агентство «Укринформ» заказало перевод с греческого языка полного текста интервью и там оказалось достаточно сенсаций [10], которые «Правмир» осознанно утаил от публики. В числе их – ключевая каноническая установка о том, что «Московская церковь является дочкой украинской церкви, которая - украинская церковь - является дочерью Вселенского Патриархата».
Эти же тезисы владыка Елпидофор повторил на выступлении в АПЕ [11] (Афинском информационном агентстве), что говорит о последовательности и обдуманности позиции.
А теперь вернемся к Томосу 1924 года, предоставленному Константинополем Польской церкви. Именно он проложил путь украинской автокефалии (и именно он является для самих поляков гарантией их собственной независимости). Мало кто знает, что перед этим, в 1921 году поляки обращались с просьбой об автокефалии к Москве – по той же самой схеме, как это было с украинцами в 1991 г. на Поместном соборе. Мол, мы теперь независимое государство, очень нуждаемся в автокефалии.
История сохранила [12] ответ патриарха Московского Тихона: «Священные каноны нашей Церкви предусматривают автокефалию для самостоятельных народов. Если бы польский народ, получивший недавно суверенность, был православный и просил бы автокефалию для себя, Мы бы ему в этом не отказали, но давать автокефалию для разноплеменных православных, проживающих в пределах польского государства на положении национальных и религиозных меньшинств — нам не позволяют ни здравый разум, ни священные каноны. Что возможно, то мы уже дали православным в Польше — широкую поместно-церковную автономию». Тогда Польская церковь обратилась к Константинополю – и попала в точку.
Однако в 1948 году советская власть [13] вынудила поляков нивелировать этот Томос и вынужденно «переполучить» свою автокефалию от РПЦ. Но в общеправославном Диптихе они числятся в качестве автокефалии именно на основании константинопольского Томоса, а не московского. Таким образом, РПЦ попыталась уничтожить любые канонические последствия Томоса 1924 года.
Фото: EPA/UPG
И теперь Москва прекрасно понимает: предоставив Украине автокефалию, Константинополь активирует и польский Томос, что позволит ему вывести из орбиты Кремля и Польскую церковь. Так что в некотором роде обретение Украиной автокефалии может проходить под лозунгом «Za naszą i waszą wolność», одновременно открывая путь к автокефалии для остальных церковных областей, исторически относящихся к Киевской митрополии. Вызреют ли там для этого все необходимые условия – вопрос будущего.
Не рассчитывая особо на каноны, РПЦ долгое время выстраивала пул своих доброжелателей в Поместных церквях с помощью, как это ни банально звучит, финансовых вливаний «на поддержку обездоленных» или «на восстановление разрушенных храмов». И регулярные торжественные панегирики с благодарностью РПЦ от глав разных Церквей на вручении им солидных денежных премий в Москве приводили к безысходной мысли, что православие и коррупция – близнецы-братья.
Не будем лицемерить: о лояльности церковных иерархов к российским деньгам ходит много историй. Можно было делать ставки: разрушат ли русские деньги «эллинский мир»? И вот на днях из Греции пришла сенсационная новость: из страны высылают двух российских дипломатов и делают последнее китайское предупреждение ИППО (Императорское православное палестинское общество), которые участвовали в попытке подкупа православных иерархов Элладской церкви и монахов Афона с целью лоббирования интересов России.
Греческая власть тоже отбросила ложный стыд и проявила волю. Это серьезный сигнал и всем остальным «нуждающимся» в финансовой помощи России, осуществляемой по церковной линии. Деньги пахнут, и очень далеко. Времена неприкасаемых оффшоров проходят.
Фото: EPA/UPG
В тему: Голова ОУН: хода Московського патріархату - антиукраїнський шабаш [14]
Чем ответит РПЦ на все эти вызовы, напоминающие классическое «гипс снимают, клиент уезжает»? В Русской церкви совершенно не умеют работать с кризисами. Афон, к примеру, можно срочно импортозаместить Валаамом («будут еще плакать без наших денег!»). А Украину можно попробовать втянуть в кровопролитное противостояние.
По замыслу россиян, месть должна принести как можно больше страданий и разрушений «бывшим и неблагодарным». Хочется верить, что у украинской власти, подарившей надежду на Томос, достаточно воли (о средствах даже нет речи!) не допустить религиозную войну. Тем более что, к примеру, по прогнозу [15] даже протодиакона РПЦ Андрея Кураева автокефальная украинская церковь быстро станет церковью большинства. Так что будем надеяться на счастливое окончание «битвы за Томос».
—
Татьяна Деркач, религиозный публицист; опубликовано в издании LB.ua [2]
В тему:
Ссылки:
[1] https://argumentua.com/stati/obshchestvo/kultura
[2] https://lb.ua/world/2018/07/14/402814_pyatiy_element_ukrainskoy.html
[3] http://argumentua.com/stati/gramota-patriarkha-dionisiya-ili-kak-moskva-kupila-tserkov-za-200-zolotykh
[4] http://argumentua.com/stati/sbu-rozsl-du-antiukra-nsku-d-yaln-st-upts-moskovskogo-patr-arkhatu
[5] http://argumentua.com/novosti/krymnash-v-rpts-zayavili-o-padenii-dokhodnosti-khramov-iz-za-obedneniya-rossiyan
[6] http://argumentua.com/stati/poboites-boga-s-kakim-biznesom-svyazana-upts-mp
[7] http://argumentua.com/stati/bolshie-tainy-upts-mp
[8] https://www.pravmir.ru/mitropolit-elpidofor-chem-bolshe-slozhnostey-tem-ostree-neobhodimost-preodolet-ih/
[9] http://argumentua.com/stati/brignada-putina-chast-3-urkanat-eti-poubivayut-vsekh
[10] https://www.ukrinform.ua/rubric-society/2496544-clen-sinodu-vselenskoi-patriarhii-moskovska-cerkva-e-ne-matiru-a-dockou-ukrainskoi.html
[11] http://www.romfea.gr/oikoumeniko-patriarxeio/22751-prousis-elpidoforos-thema-xronou-i-paraxorisi-autokefalias-stin-oukrania
[12] https://cyberleninka.ru/article/v/avtokefaliya-pod-klyuch-nekotorye-fakty-iz-istorii-polskoy-tserkvi-1924-g
[13] http://argumentua.com/stati/kak-sovetskaya-vlast-chitala-pisma-ukraintsev
[14] http://argumentua.com/novosti/golova-oun-khoda-moskovskogo-patr-arkhatu-antiukra-nskii-shabash
[15] https://risu.org.ua/ru/index/all_news/orthodox/moscow_patriarchy/71788/
[16] http://argumentua.com/stati/voina-za-tomos
[17] http://argumentua.com/novosti/tomos-pro-avtokefal-yu-ukra-nsko-tserkvi-vzhe-napisanii-avtor-odin-z-krashchikh-kanon-st-v
[18] http://argumentua.com/stati/ki-vskii-part-arkhat-b-lsh-st-v-ryan-mp-pereide-u-pom-snu-tserkvu
[19] http://argumentua.com/stati/mitropolit-aleksandr-drabinko-ukrainskaya-avtokefaliya-kak-nravstvennyi-vyzov
[20] http://argumentua.com/novosti/rada-progolosuvala-za-zvernennya-prezidenta-do-varfolom-ya-shchodo-avtokefal-pts-v-ukra-n