«Отсутствие лидера на Майдане — это не историческое проклятие, а украинское свободолюбие, граничащее с анархией. Порой украинское свободолюбие превращается в анархию, и этого свободолюбия может быть много, но это огромный потенциал, который нужно использовать для развития современной Украины.»
Поймать Владимира Вьятровича на несколько слов для прессы — дело не из легких. Историк и общественный активист является одним из самых узнаваемых лиц Майдана, а также одним из наиболее активных участников Общественного сектора Евромайдана. Сейчас Вьятрович активно участвует в судебном процессе «Народ Украины против главы МВД Виталия Захарченко».
Однако журналисты беседовали с Владимиром Вьятровичем не об этом: ни слова об Общественном секторе Майдана или суде над министром. Владимир Вьятрович известен в Украине, прежде всего, как историк и исследователь украинского освободительного движения. «Погляд» решил расспросить Вьятровича о Майдане и исторических аналогиях, о Запорожской Сечи и УПА, а также об уроках истории для современных революционеров.
— Вызывает ли Майдан у вас определенные исторические аналогии? Если да, то какие?
— Об этом уже было неоднократно сказано, и я повторюсь: Майдан — это современная форма Запорожской Сечи. Майдан имеет все признаки Сечи: это и собственное войско, и своя церковь, и инфраструктура, которая обеспечивала функционирование формирования. Не забывайте, что Сечь также была местом, куда периодически убегали все, кто хотел бороться за свободу. Поэтому Майдан — это абсолютная Запорожская Сечь XXI века.
Если говорить о том, что люди остаются на Майдане как более безопасном для себя месте, то это, опять же, вызывает аналогии с Запорожской Сечью. Люди, которые поднимались для борьбы за свободу, наиболее безопасно могли себя чувствовать только на Сечи. О репрессиях, которые сейчас разворачиваются: это беспрецедентный уровень, когда людей убивают [2], похищают [3], пытают [4]. Такого не было даже в последние годы правления советской власти. Это можно сравнить только с СССР
В тему: Лидера Автомайдана Булатова жестоко пытали. Фото [5]
— Несмотря на яркие аналогии Майдана и Запорожской Сечи, наиболее популярной среди майдановцев остается риторика и тематика УПА, не так ли?
— Борьба, которая продолжается на Майдане, — это продолжение национально-освободительной борьбы, которая продолжались в течение всего ХХ века. Поэтому сейчас так популярны лозунги освободительной борьбы, которые часто использовали в ХХ веке, имею в виду приветствие «Слава Украине! Героям слава». Также мы видим на Майдане много как сине-желтых флагов и флагов Евросоюза, так и красно-черных флагов УПА. Очевидным показателем того, что Майдан равняется на УПА, является огромная популярность повстанческих песен.
— Во время своей борьбы УПА использовала очень яркие плакаты и агитки. Сегодня на Майдане количество страйкплакатов, открыток и фотожаб разрослось до огромной коллекции.
— Агитационная борьба УПА [6] продолжалась параллельно с вооруженной борьбой, поэтому широко выпускали и распространяли листовки и плакаты с призывами вливаться в ряды УПА [7], распространяли подпольные газеты. То же происходит сегодня на Майдане, где посредством плакатов и открыток агитируют в поддержку Майдана. Но следует понимать, что борьба украинских повстанцев происходила в круговороте войны. Повстанцы начали бороться, когда вокруг уже шла война, поэтому их борьба не могла быть безоружной. В современной Украине нынешняя ситуация не является войной, это жестокое противостояние, но не война. Также, на мой Погляд, среди майдановцев доминируют ненасильственные методы борьбы.
— Создание на Майдане женской сотни, которая вызвала столько споров, напоминает нам о Елене Степановне, первой женщине-офицере в составе УГА.
— Да, но это не самый древний пример. Украинские женщины всегда были достаточно воинственными и стали одними из первых в европейской истории, которые были старшинами и офицерами в армии, среди них и Елена Степановна. Также мы можем вспомнить следующий период истории — это освободительное движение 1940-50-х годов, когда женщины тоже активно участвовали в боевых действиях. Можно сказать, что создание Женской сотни на Майдане, — это продолжение естественного исторического процесса.
В тему: Монета, Лада, Христя и другие. Украинки — Рыцари орденов УПА [8]
— По вашему мнению, Майдан — это продолжение исторических стремлений украинцев или все-таки оригинальная и самобытная вещь в истории Украины?
— И первое, и второе. Евромайдан является продолжением борьбы, потому что это борьба не только против Януковича, это борьба за дальнейшее демократическое развитие, борьба за освобождение Украины от влияния России. С одной стороны — это продолжение того, что происходило в Украине в течение ХХ века, с другой — на Майдане есть много новых форм протеста, ненасильственных методов борьбы. Необычайная активность и производительность социальных сетей является этому ярким подтверждением.
— Какие уроки истории должны изучить участники Майдана, несмотря на предыдущий исторический опыт?
— Наибольший урок истории заключается в том, что история никогда не повторяется. Попытки повторить определенный исторический опыт сегодня будут очень неверными — повторить на Майдане события середины
В тему: Если Майдан сделать Конституциональным органом — версия Подеревянского [9]
— Относительно уроков истории, уже затертой выглядит фраза об отсутствии у украинцев лидера, мол, «на два господина три гетмана».
— Очевидно, что в нынешней ситуации Движение Сопротивления развивалось более динамично, если бы был человек, который смог бы возглавить это движение и взять за него ответственность. Однако если такого человека нет, не верю, что его можно просто назначить. Если лидер до сих пор не появился, то его, скорее всего, скоро и не будет. Но также следует понимать и то, что мы живем в новейшей эпохе, которая предусматривает построение организаций и движений, которые могут слаженно действовать и без единого лидера, или по принципу многолидерности. В этом нет никакого исторического проклятия, когда говорят, что у украинцев на два пана три гетмана. По моему мнению, это создает дополнительные возможности для реализации украинцев.
— Возможно это шаг к созданию общества свободных людей, о котором так много говорят в Европе?
— Неотъемлемый элемент менталитета украинцев, что отличает украинцев от русских, — это свободолюбие. Порой украинское свободолюбие превращается в анархию, и этого свободолюбия может быть много, но это огромный потенциал, который нужно использовать для развития современной Украины.
Фото: Facebook / Владимир Вьятрович
—
Галина Чоп, опубликовано в издании Погляд [10]
Перевод: «Аргумент» [11]
В тему:
Ссылки:
[1] https://argumentua.com/stati/obshchestvo/geroi-nashego-vremeni
[2] http://argumentua.com/stati/lyudei-na-ulitse-grushevskogo-rasstrelival-berkut-uliki-foto
[3] http://argumentua.com/novosti/bulatova-i-lutsenko-s-verbitskim-pokhishchali-odni-i-te-zhe-lyudi-poroshenko
[4] http://argumentua.com/novosti/nardep-nazval-familii-tekh-kto-pytal-kozaka-gavrilyuka
[5] http://argumentua.com/novosti/lidera-avtomaidana-bulatova-zhestoko-pytali
[6] http://argumentua.com/stati/voennaya-prisyaga-upa-budu-revolyutsionno-bditelnym-voinom
[7] http://argumentua.com/stati/vybityi-tiranami-narod
[8] http://argumentua.com/stati/moneta-lada-khristya-i-drugie-ukrainki-rytsari-ordenov-upa
[9] http://argumentua.com/video/esli-maidan-sdelat-konstitutsionalnym-oroganom-versiya-poderevyanskogo
[10] http://www.pohlyad.com/zhyttya/n/38366
[11] http://argumentua.com
[12] http://argumentua.com/stati/pochemu-ya-khozhu-na-maidan
[13] http://argumentua.com/stati/chto-nado-znat-o-maidane
[14] http://argumentua.com/stati/igor-chubais-uchit-ukrainskii-vzglyad-na-maidan-iz-rossii
[15] http://argumentua.com/stati/maidan-eto-ne-prichina-eto-simptom-serezno-zapushchennoi-bolezni-sotsialnogo-organizma
[16] http://argumentua.com/stati/vosstanie-naroda-v-ukraine-eto-vam-za-vradievku
[17] http://argumentua.com/stati/yurii-leiderman-otkrytoe-pismo-ob-ukrainskoi-revolyutsii-na-russkom-yazyke