2019-nCoV: бомба планетарного масштаба

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Но и это пройдет. Китайцы опасаются новой волны эпидемии, а в мире усиливается неприязнь к жителям Азии.

 Как развивается ситуация, порожденная эпидемией коронавируса, в самой Поднебесной, Юго-Восточной Азии, далекой Гватемале и Западной Европе.

Железнодорожные билеты в Китае сейчас продают так, чтобы идущие в большие города пассажирские поезда были заполнены не более чем наполовину. Подобным образом формируются и авиарейсы — самолеты по решению властей не могут летать переполненными. Организуются специальные автобусные рейсы в большие города: схема их отправки призвана по возможности не допустить большого скопления людей на железнодорожных вокзалах и в аэропортах.

На эту тему: Коронавірус COVID-19 може вразити до 80% Землі, якщо не взяти його під контроль — консультант ВООЗ

В условиях массового распространения смертоносного коронавируса 2019-nCoV китайские власти решают сейчас невиданную в истории и крайне опасную задачу — им нужно обеспечить по возможности безопасное возвращение в мегаполисы невероятного количества рабочих-мигрантов и студентов, которые разъехались оттуда по стране на каникулы по случаю лунного Нового года. К настоящему времени путем жестких ограничительных мер в большие города допустили только около 80 млн отпускников.

Число внушительное, но, по китайским масштабам, оно выглядит достаточно скромно: до конца февраля и в марте в мегаполисы из провинции должны вернуться еще 320 млн человек. Вдумайтесь в эту цифру — она сопоставима со всем населением США!

Незаметные зараженные

Система уличной дезинфекции в Китае. Фото: Zuma/TASS

Если конкретно, то до конца нынешнего месяца предполагается привезти в крупные центры 120 миллионов человек, а в марте — еще 100 миллионов студентов, а также 100 миллионов рабочих-мигрантов. Они лишены прописки в городах, чтобы не раздувать их население, но тем не менее жизненно необходимы сосредоточенным там предприятиям. Среди этих людей, как многие подозревают, может быть немалое количество зараженных коронавирусом, что грозит новой масштабной волной эпидемии, которая с конца декабря по состоянию на 25 февраля уже унесла жизни почти 2700 человек.

Одна из особенностей сотрясающей Китай эпидемии COVID-19 в том, что на первом этапе заражение очень часто протекает без симптомов. Иными словами, температура у заболевшего поначалу не повышается, нет насморка и кашля, что позволяет ему легко проскочить через санитарные кордоны.

Пессимисты считают, что таким образом в большие города могут незаметно проникнуть миллионы носителей коронавируса.

Для вновь прибывающих, правда, устанавливается карантин в 14 дней — они должны провести его дома, а местные власти за это время должны убедиться, не заболел ли вчерашний отпускник. Но при китайских масштабах проверить всех невозможно — тем более что многие свою болезнь скрывают. Причина проста — далеко не все хотят оказаться в наскоро построенных бараках, где изолируют пораженных коронавирусом. Условия там, мягко говоря, не идеальные — даже не хватает коек.

Пропуск в магазин — один на семью

Китайские власти пытаются выявлять скрывающихся от медицины: в гигантском городе Ханчжоу, административном центре охваченной эпидемией провинции Чжэцзян, с населением более 54 млн человек аптекам, по данным японских журналистов,

запретили продавать жаропонижающие лекарства и средства от кашля. Мол, если заболел — иди в больницу на анализы, сдавайся властям.

В других местах, например, даже предлагают денежное вознаграждение тем, кто добровольно при появлении пугающих симптомов явился на обследование.

На карантин в Китае закрыты целые населенные пункты или микрорайоны в крупных городах. Пропуск на выход из квартир в магазин выдается один на семью и один раз в определенное количество дней. По интернету гуляют пугающие слухи о том, что кое-где заболевшим семьям наглухо заколачивают двери, а еду спускают по веревкам с крыши в окно, хотя проверить все это, ясное дело, не представляется возможным.

Более определенно другое — эпидемия ощутимо сотрясает могучую экономику Китая. Практически встали железнодорожные пассажирские перевозки — за три недели после 25 января, в самый разгар каникул по поводу лунного Нового года, их объемы сократились на 82 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. По состоянию на середину февраля работала лишь одна треть из 183 китайских заводов по сборке автомобилей. Объем их выпуска упал более чем на миллион штук по сравнению с тем же месяцем год назад. Правда, на этой неделе ситуация улучшилась: в КНР возобновили производство все четыре завода японской корпорации Toyota, но они работают от силы на 50 процентов мощности — из-за карантинных ограничений разорваны многие производственные цепочки.

В феврале власти КНР не опубликовали официальную статистику по внешней торговле — в Токио подозревают, что цифры падения показателей импорта и экспорта были столь внушительными, что их решили попридержать, чтобы не нагнетать пессимизм. Эксперты сейчас спорят только об одном — насколько упадут темпы роста экономики Китая в первом квартале 2020 года. В октябре — декабре 2019 года они составили 6 % от уровня того же периода год назад. Это и так были самые низкие темпы прироста ВВП с 1992 года. Однако в январе — марте, конечно, все будет намного хуже.

Кто-то предрекает даже сокращение ВВП, но большинство экспертов пока сходятся на том, что темпы роста упадут до отметки 3–4 процента от показателей первого квартала год назад. Будет ли это временным сокращением или скажется на ситуации всего предстоящего года, зависит только от того, как скоро китайским властям удастся погасить эпидемию. Есть и сопутствующая проблема: граждане КНР и все похожие на них уроженцы востока Азии столкнулись с небывалой волной неприязни за границей.

Приключения в Боливии и карантин в Сиэтле

Реакция на коронавирус в Токио. Фото: AP/ТАСС

Группа пытливых японских студентов в начале февраля себе на беду решила посмотреть на одно из чудес света — высохшее соленое озеро Уюни, расположенное в Боливии на высоте 3600 метров. Но добраться до сверкающей на солнце цели ребятам не удалось. Их остановила полиция и принудительно поместила в инфекционный отсек местной больницы. Причина была простой и унизительной —

боливийские власти плохо отличают японцев от китайцев, которых там поголовно считают разносчиками напугавшего весь мир коронавируса.

История со студентами лишь малый эпизод истерично нарастающей во всем мире волны страхов, дискриминации, а временами и откровенной ненависти к тем, кто имеет внешность уроженца Восточной Азии. Бразильского юношу из семьи японских иммигрантов, например, вышвырнули из метро в Рио-де-Жанейро с криками: «Вон отсюда, китайский разносчик инфекции!» Похожая история случилась и в метро Нью-Йорка — там неизвестный набросился с кулаками на китаянку в защитной маске, требуя немедленно покинуть подземку. Любительское видео с этой сценой попало в соцсети и имело, прошу прощения за невольный каламбур, поистине вирусное распространение.

В американском Сиэтле вернувшуюся из поездки в КНР женщину (совсем даже не китайского происхождения) попытались выселить из съемной квартиры, а когда это не удалось — обклеили ее дверь самодельными плакатиками с надписью «Вирусный карантин». Посольство Японии в Египте сообщило, что людей с восточноазиатской внешностью отказываются обслуживать в магазинах Каира, — их принимают за опасных китайцев.

В Сингапуре на официальном сайте довольно бойко идет сбор подписей под петицией с требованием к правительству запретить въезд в город-государство всем без исключения гражданам КНР.

При этом этнические китайцы, составляющие большинство сингапурского населения, сами подвергаются дискриминации за границей как «потенциальные разносчики смертоносного коронавируса».

Страхи и слухи

Японские студенты попали в неприятную историю не только в Боливии: в феврале группу учащихся престижного токийского Университета Хитоцубаси на одной из улиц Парижа окружила толпа молодых людей. Они показывали на испуганных японцев пальцами и кричали: «Зараженные! Идут зараженные! Убирайтесь!» Студенты после этого решили не испытывать судьбу, прервали поездку, поменяли билеты и немедленно вернулись в Токио.

Но и в самой Японии все не так благостно: в моду в местном твиттере вошел хэштэг #Chinese-DontComeToJapan — «Китайцы, не приезжайте в Японию».

Под ним публикуют всякую оскорбительную чушь про граждан КНР и распространяют немыслимые слухи. Например, что коронавирусы прилипают к товарам, которые поступают из Китая, и таким образом могут расползаться по Японии. Слухи приносят «эффект» — из продуктовых магазинов исчезают выращенные в Китае овощи, которые раньше пользовались популярностью из-за дешевизны. Теперь их плохо покупают: покупателей пугают этикетки «Товар из КНР».

На эту тему: Коронавирус одолел «большого брата». Как эпидемия подорвала систему слежки в Китае

Многие жители России, подозреваю, считают, что китайцы, японцы и корейцы — все на одно лицо. Однако жители Токио, например, с первого взгляда прекрасно отличают туристов из КНР — в прошлом году их число в стране превысило 9,5 млн человек. По улицам Токио китайцы зачастую бродят с массивными чемоданами на колесиках, набивая их местными товарами, которые, судя по всему, ценят за качество и отсутствие подделок.

Японские торговцы всегда были рады покупателям из КНР, которые оставляли в стране огромные деньги. Однако в последние недели я все чаще вижу, как жители Токио стараются не приближаться к людям, которых они считают приезжими из Китая. Вокруг них почти автоматически образуется пустое пространство шириной не менее двух метров — в местных социальных сетях уверяют, что вирус дальше не летит.

Короче говоря, вспышка загадочной новой пневмонии стала причиной невероятных страхов и отвратительных слухов.

И речь идет не только о расовой или национальной дискриминации — коронавирус взвинчивает страсти даже среди представителей одного народа. В четверг на этой неделе, например, в одном из вагонов метро города Фукуока на юго-западе Японии вспыхнула потасовка между самыми что ни на есть единокровными японцами, что, вообще-то, дело нечастое. Шумный скандал перерос в драку из-за того, что один из пассажиров несколько раз кашлянул, при этом он был без защитной маски.

Василий Головнин,  опубликовано в издании  Новая газета

* * * * *

«Un bicchiere di vino e passerà!» - «Бокал вина — и все пройдет!»

Коронавирус? Это все не про нас, это в Китае, далеко, и ничего плохого с нами здесь произойти просто не может.

Похоже, именно так думали жители и власти северного итальянского региона Ломбардия, а точнее, одной из его провинций — Лоди, где живу и я. Однако в пятницу, 21 февраля, с утра выяснилось, что Ломбардия и Лоди стали эпицентром вспышки коронавируса в Италии.

Первым больным стал 38-летний мужчина по имени Маттиа из города Кодоньо, что в 20 километрах от Лоди. Его история — это яркий пример, насколько местные органы власти и медицинские структуры оказались неготовы к такому развитию событий. Парню стало плохо еще неделю назад, несколько суток у него была высокая температура и все признаки гриппа, который, как и каждый год в этот период, «косит» всю страну. Он пришел в больницу, в отделение скорой помощи, как это обычно делают в Италии. Однако Маттиа отправили домой заверив, что у него обычный грипп.

Через несколько дней его состояние ухудшилось: кроме высокой температуры, которая держалась и ничем не сбивалась, появились проблемы с дыханием. Он вернулся в больницу, где наконец ему сделали все анализы, которые подтвердили неутешительный диагноз. В критическом состоянии Маттиа перевели в реанимацию, где он находится до сих пор. Врачи борются за его жизнь.

О неготовности к такому развитию событий свидетельствует и тот факт, что у медицинского персонала в первый день не было даже в достаточном количестве масок — врачи и медсестры работали с больным без какой-либо защиты. Результат? У трех врачей тесты обнаружили коронавирус. Как и у жены Маттиа, которая сейчас на восьмом месяце беременности. Ее сразу положили в инфекционное отделение одной из больниц Милана.

После этого начали искать людей, с которыми контактировал молодой человек. Выяснилось, что он вел очень активный образ жизни: был менеджером крупной химической компании, в которой только в Кодоньо работает более 500 человек, занимался спортом, за последний месяц участвовал в марафонах, играл в футбол, был волонтером Красного Креста и вел курсы.

До недавнего времени считали, что заразился он в конце января, после ужина со своим другом, который тогда только что вернулся из Китая. Это было единственной версией заражения. Но после всех тестов и анализов выяснилось, что его друг абсолютно здоров. То есть найти, изолировать и определить круг знакомств человека, с которого началась эпидемия так называемого «пациента 0», стало невозможным. А это означает невозможность остановить распространение болезни.

За 72 часа после первого инфицированного коронавирусом только в регионе Ломбардия обнаружили более 90 больных. Конечно, не потому, что вирус начал мгновенно передаваться. А потому, что начали делать тесты, выявлять тех, кто уже заболел раньше. Многие считали, что находятся дома с обычным гриппом, или вообще не имели симптомов. Через некоторое время больных коронавирусом обнаружили также в соседних северных регионах — Венето, Пьемонт и Эмилия-Романья.

Нужно отдать должное итальянской власти — она начала реагировать, и реагировать достаточно эффективно. Десять населенных пунктов провинции Лоди, где зафиксировали первую и наиболее мощную вспышку болезни, в настоящее время полностью изолированы. Школы, бары и магазины закрыты, проводится патрулирование вооруженными силами и полицейскими, которые не позволяют жителям этих городов покидать свои дома. То есть передвигаться они могут только в пределах своих городов. Сам город Лоди пока не закрыт на карантин, но закрыты все учебные заведения, отменено празднование карнавала, все матчи, концерты и представления. Людей призывают не собираться в закрытых многолюдных помещениях.

По телевидению каждый час крутят элементарные правила, как предотвратить поражение вирусом: постоянно мыть руки, не трогать руками во время пребывания на улице рот, глаза и нос, закрывать лицо, когда чихаешь или кашляешь. Работодатели прислали работникам сообщения, чтобы те не приходили на рабочие места, если проживают в изолированных зонах или находились в них в течение последних 30 дней. Запрещено приходить на работу и тем, у кого обычный насморк, даже без температуры. Трудно представить, как это будет выполняться, ведь в Италии насморк в этот период есть почти у каждого.

Железнодорожники уже сообщили, что поезда и электрички не будут останавливаться на станциях изолированных городов. В воскресенье 23 февраля стало известно, что все стоматологические кабинеты в городе Лоди и провинции будут закрыты за исключением неотложной стоматологической помощи.

При появлении подозрительных симптомов граждан просят не ехать самостоятельно в отделение скорой помощи, а звонить по бесплатным номерам, чтобы им могли прислать бригаду на дом.

Проблема заключается в том, что около 70% процентов жителей этих населенных пунктов работают в Милане — областном центре региона Ломбардия. Там они ежедневно пользовались электричками, метро, троллейбусами и трамваями, то есть контактировали с огромным количеством людей. Понятно, что проверить всех и сделать тест на коронавирус каждому просто нереально.

Как реагирует общество на опасность? Несмотря на то, что в супермаркетах смели с полок еду, паники нет. Лоди и провинция — это чуть более 300 тысяч человек. И почти все как-то знакомы друг с другом, потому что больше всего детских садов, школ, лицеев, несколько факультетов Миланского государственного университета расположены в Лоди. Кто-то с кем-то вместе учился, ходил в садик, в спортивные секции, работал и тому подобное. Хотя медиа и не сообщали имя человека, с которого началась эпидемия, буквально через час все знали, кто он, и кто его жена. Перед тем, как уйти в декретный отпуск в октябре прошлого года, она работала учительницей физкультуры в одной из средних школ Лоди. Никто не обвиняет семью, наоборот, отовсюду звучит «Forza, Mattia» (Давай, Маттиа!) и пожелания скорейшего выздоровления.

Но, безусловно, присутствуют страх и осторожность. За два дня количество людей на улицах Лоди очень заметно сократилось. Изредка проезжают машины, людей, которые идут пешком, почти не видно. С полок магазинов и аптек исчезли маски, антибактериальные гели и салфетки, найти их просто невозможно. В аптеках говорят, что они их не могут заказать — склады пусты, а производители не справляются с повышением спроса.

Частные предприниматели, владельцы баров, кафе и ресторанов в отчаянии, они терпят очень ощутимые убытки. Ведь сейчас последнее, что делают люди — это идут на кофе в людное место.

Но, несмотря на это, присутствует определенный оптимизм и бесконечный итальянский юмор. В социальных сетях распространяются десятки мемов, в которых итальянцы по-доброму смеются сами над собой и над своими страхами: «un bicchiere di vino e passerà» («бокал вина — и все пройдет»). Обязательно пройдет. Именно так все и будет.

Екатерина Садилова, cтратегический менеджер по рекламным кампаниям, работает в Милане


На эту тему:

 

 

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]