Доноры преподали Порошенко урок. О политкризисе, внешних займах и курсе доллара

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

В 2016-м миллиарды помощи таки получим. И курс гривны стабилизируется, макроэкономическое равновесие останется на прошлогоднем уровне. Но с Яценюком останутся клановые интересы в правительстве. Будем и дальше свидетелями саботажа реформ.

И снова ощущение дежавю: на дворе почти весна, а на валютном рынке курс доллара пока медленно, но уже достаточно уверенно ползет вверх. Так было два года назад, но тогда все списали на Революцию достоинства. Так было год назад, однако все объясняли войной. Революция закончилась, война перешла в тлеющую фазу, а валютный рынок снова лихорадит. На этот раз власти не удастся найти никаких отговорок, ведь причина одна и очевидна для многих: безответственность и коррупционная коррозия политической верхушки.

И хотя ее влияние на валютный рынок не является непосредственным, именно она стала катализатором ряда процессов, которые приводят к падению курса гривны и держат людей в напряжении.

Еще несколько недель назад ничто не предвещало беды. Да, на валютном рынке был ажотаж, но он выглядел полностью сезонным фактором. В начале января, после принятия на скорую руку в конце прошлого года государственного бюджета, министр финансов Наталья Яресько заявила, что Международный валютный фонд (МВФ) не имеет существенных замечаний к главному финансовому документу страны, которые, напомню, были основным камнем преткновения на пути к успешному второму пересмотру выполнения Программы расширенного финансирования (EFF) и выделения Фондом третьего транша кредита. В Давосе президент Порошенко провел с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард встречу, которую оба оценили по итогам как продуктивную и выразили позитивные ожидания относительно достижения новых договоренностей и выделения очередного транша в рамках EFF. Казалось, деньги фонда поступят уже скоро и ситуация на валютном рынке стабилизируется.

Но не тут-то было. В Украине начались разговоры о перезагрузке правительства.

Попытки переформатировать Кабмин под «любих друзів», а заодно захватить ключевые позиции в министерствах еще до изменений в правительстве привели к недовольству министров-технократов. Последней каплей стала отставка Абромавичуса, которого с учетом его дел реформатором считают не только многие украинцы, но и, как оказалось, все международные доноры. Последние решили вмешаться и преподать урок нашей политической верхушке, которая явно заигралась.

В тему: В случае отставки правительства МВФ Украине денег не даст, - Яресько

После этого у нее начались настоящие проблемы. Сначала встреча президента с послами стран Большой семерки, на которой Порошенко, видимо, долго заверял партнеров в том, что радикальных изменений в правительстве, которые развернули бы курс страны на 180°, не будет. Затем было заявление Кристин Лагард, в котором говорилось о том, что торможение реформ (читай: отставка реформаторов вроде Абромавичуса) и борьбы с коррупцией (читай: несдержанность «любих друзів») мешают продолжить сотрудничество (читай: выделить третий транш кредита). По мнению госпожи Лагард, жизненно важно, чтобы сейчас действия лидеров Украины снова обратили страну на обнадеживающий путь реформ (читай: иначе программа EFF будет прекращена). После этого Порошенко должен звонить директору-распорядителю МВФ, уверяя ее, что все будет хорошо. Собственно, все эти вопросы автоматически трансформировались в напряженность на валютном рынке, который особенно чувствителен ныне к политическим неурядицам, прежде всего такого масштаба.

В тему: «Любі друзі» возвращаются

Несколько недель назад Наталья Яресько говорила, что в этом году Украина ожидает $10 млрд внешних поступлений от иностранных доноров, из которых $5,8 млрд (шесть траншей, которые еще ​​надо получить) - это кредиты от МВФ, а остальные - помощь других международных финансовых организаций и отдельных стран.

Финансовая зависимость

Разумеется, от этой суммы государство очень зависит, ведь сегодня только наличие иностранной финансовой помощи может уравновесить наш платежный баланс и создать фундаментальные предпосылки для стабилизации курса гривни. Анализ показывает (см. «Финансовая зависимость»): в прошлом году Украина получила чистого внешнего финансирования (поступления минус погашение) на $7,5 млрд, что позволило нарастить золотовалютные резервы (ЗВР) на $6 млрд. Если бы не было этих денег, то при других бы равных условиях мы имели б нехватку примерно $1,5 млрд и закончили год с курсом доллара не около 24 грн, а ориентировочно 30 грн. И это - в лучшем случае, ведь дефицит валюты на рынке привел бы к новой волне оттока капитала, изъятию вкладчиками депозитов из банков и ряду других проблем, которые перевели бы макроэкономическое равновесие на совершенно другой уровень с кардинально отличным курсом доллара. К счастью, в прошлом году внешнее финансирование все же поступало. И хотя мы получили его в объемах не столь больших, как было запланировано, и не смогли пополнить ЗВР так, как хотели, курс гривны стабилизировался в более или менее адекватном диапазоне.

В этом году, если бы все в стране было гладко, можно было бы ожидать, что приток прямых иностранных инвестиций увеличится, как и чистое привлечение банками и корпорациями внешних обязательств (см. «Финансовая зависимость»). В таком случае с учетом того, что в 2015-м правительство реструктуризировало внешние частные долги государства, возможно, нам и не понадобились бы те $10 млрд, о которых говорила г-жа Яресько. Но у нас далеко не все гладко! Есть полномасштабный политический кризис, который угрожает перспективой не получить из заявленной суммы ни цента. При таком сценарии иностранный капитал настроится не на в вход, а на выход, платежный баланс будет иметь дефицит в несколько миллиардов, что автоматически трансформируется в дальнейшую и достаточно весомую девальвацию гривны.

Все это прекрасно понимают прежде всего спекулянты (в нынешней ситуации так можно назвать миллионы украинцев, которые интуитивно чувствуют, что нынешний политическая кризис отразится на валютном рынке), а также премьер, министры, президент, ну и, конечно же, внешние доноры. Именно поэтому последние решили преподать нашей политической верхушке хороший урок. Если они прекратят финансирование, гривна девальвирует. Одним из тех, кто от этого пострадает больше прочих, будет Петр Алексеевич, чьи активы работают преимущественно на внутреннем рынке (телеканал, кондитерский бизнес, который, к тому же, зависит от импортного сырья: какао, сахарные заводы, банк и т.д.), поэтому привязаны к гривны, внутреннему спросу и уровню доходов. Чем ниже курс национальной денежной единицы, тем меньше у президента капитал. Эта закономерность очень жесткая. Итак, урок иностранных доноров заключается в том, что они нашли инструмент влияния на жадность ключевых украинских политиков и удачно пользуются им, чтобы ее обуздать. Как говорится, клин клином вышибают.

В тему: Яценюк и Порошенко точь в точь повторяют путь Януковича

Оказывается, это работает. Когда «люби друзи» президента начали претендовать на многочисленные места в правительстве и на смещение министров-технократов, которые практически единственные в Кабмине проводили реформы, мяч оказался на половине поля международных доноров. И если они долго терпели отсутствие отставки Шокина и ряд других антиреформаторских действий власти, то теперь сделали мощный ход.

Пока трудно предсказать окончательную конфигурацию центральных органов власти после того, как доноры преподали урок политической верхушке, однако о некоторых изменениях уже можно говорить. Сохранение за Яценюком кресла премьер-министра - двоякое событие. С одной стороны, благодаря этому можем рассчитывать, что в 2016-м несколько миллиардов международной помощи таки получим, потому что, по крайней мере, до осени не будет ни парламентских выборов, ни других пертурбаций. Контактные лица сохраняются, поэтому деньги нам давать будут. И курс гривны вскоре стабилизируется, макроэкономическое равновесие останется на достигнутых в прошлом году уровнях. С другой - с Арсением Петровичем останутся клановые интересы в правительстве. Будем и дальше свидетелями саботажа реформ.

Любомир Шавалюк, опубликовано в издании Тиждень.UA

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]