Экспроприация по-донецки. Оккупанты готовятся лишить недвижимости переселенцев из ОРДиЛО

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото: reuters

Проблема жилья, которое переселенцы оставили на оккупированных территориях Донетчины, сейчас очень остра. Его статус до сих пор находится в подвешенном состоянии, поскольку фактическое и юридическое составляющие полностью не совпадают.

 

Большинство тех, кто был вынужден уехать из ОРДиЛО из-за российской агрессии, остаются законными владельцами квартир и домов, хотя уже восьмой год не могут ими пользоваться и вместо этого снимают жилье на подконтрольных территориях Украины, отмечает  Тиждень. Кто-то имеет возможность оплачивать коммунальные услуги через знакомых на неподконтрольных территориях, а кто-то даже не знает, в каком состоянии сейчас их недвижимость. К тому же закон о компенсации разрушенной недвижимости на эти объекты не распространяется, поскольку они находятся на временно неконтролируемой территории.

На эту тему: Гибель Донбасса: Как зарождалась и гнила "республика" бандитов и маргиналов

К примеру, родственники автора являются собственниками квартиры в Горловке, в которую в начале войны попал снаряд и полностью разрушил одну комнату и повредил другие. Владельцы имеют фотодоказательства и устные свидетельства соседей, но не могут надеяться на какую-либо компенсацию или хотя бы на юридическое признание факта повреждения жилья. В свое время были дискуссии о промежуточном решении. Речь шла о том, чтобы признавать такое жилье потерянным, компенсировать переселенцам его стоимость, а после освобождения территорий считать его собственностью государства и использовать по целесообразности в процессе деоккупации. Но дальше кулуарных обсуждений дело не сдвинулось.

Продажа или обмен оставленного жилья также является большой проблемой. Еще три года назад это можно было сделать полулегально, но сейчас соглашение почти невозможно оформить так, чтобы к нему не было юридических претензий ни на свободной, ни на оккупированной территории. Если законно оформить сделку на подконтрольной территории, этот документ не будут признавать чиновники «ДНР», а для заключения сделки или даже доверенности в ОРДиЛО оккупанты требуют личного присутствия владельца. «Мы уже столько средств потратили на переоформление, но продать две квартиры не можем. Сестра уехала и не собирается приезжать. Те квартиры просто достанутся гопникам. Жаль, что платим за них уже восемь лет», - рассказывает переселенка в закрытом сообществе в фейсбуке.

Поэтому в некоторые покинутые квартиры на оккупированной Донецкой области уже начали заселять новых владельцев, в основном семьи местных военных. Иногда это происходило почти тайно, особенно если речь шла об элитных домах, хотя теперь появились и примеры массового заселения. В оккупационных СМИ такое жилье обычно называют «муниципальным», или «недвижимостью повторного заселения», на ремонт которой «республика» якобы выделила средства. Пытаясь скрывать факты незаконного завладения недвижимостью, оккупационная власть время от времени все же выдает истинное происхождение этого жилья. Например, «депутат Народного совета ДНР» Анастасия Селиванова заявила, что готова к возмущению «бывших донецких», которые якобы не оплачивают коммунальные услуги: «Теперь так нельзя! Если вашу собственность признают бесхозной, то через год ее переведут в муниципальную собственность и отдадут нуждающимся людям».

Весной 2021 года оккупанты активизировали усилия по экспроприации жилья переселенцев, традиционно пытаясь придать своим действиям видимость легитимности. После выхода 28 апреля 2021 года ряда постановлений оккупационной власти почти во всех городах «республики» сотрудники «исполнительной службы» взялись опечатывать жилье, которое с начала войны стоит пустым. Так начали выполнять приказ о выявлении и переходе в муниципальную собственность недвижимости, хозяева которой умерли, а также той, чьи хозяева отсутствуют или неизвестны чиновникам «республики».

Если раньше спасти недвижимость переселенцев от экспроприации могла сдача в аренду, заселение квартирантов и добросовестная оплата коммунальных платежей, то теперь ее все равно могут признать «бесхозной». В течение месяца после опечатывания жилья владелец еще может появиться лично и показать соответствующие документы членам «комиссии», которая составляла акт осмотра помещений. Если владелец не является, его данные ищут в реестрах и публикуют соответствующее приглашение в «республиканских» СМИ. Но если он не появляется в течение месяца, недвижимость ставят на учет как «бесхозную». Далее в течение года владелец может доказать свои права в местном «суде», но перспективы успеха кажутся сомнительными.

«Этот так называемый «закон», как и лишение имущества украинских граждан в Крыму, - очередное нарушение оккупантами права на собственность, - утверждает юрист организации «Восток SOS» Даниил Попков. - На территории Украины только украинские суды могут принимать решения о признании имущества бесхозным, а значит, после восстановления правительством эффективного контроля над оккупированными территориями законные владельцы полностью восстановят возможность пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом».

Коллеги Попкова, общественная организация «Право на защиту», советует оценивать риски при планировании такого визита и хранить документы, подтверждающие право собственности, обязательно сделать копии и нотариально их заверить. Этот пункт оказался довольно важным: переселенцы сообщают о случаях целенаправленного уничтожения документов на недвижимость во время прохождения «ДНРовских» КПВВ. Так оккупанты делают невозможной идентификацию владельцев по правилам, которые сами и установили.

К тому же процесс восстановления каждого документа, связанного с оккупированной территорией, очень сложный. Украинские юристы советуют обращаться в правоохранительные органы, которые должны документировать факты нарушения оккупантами прав человека и передавать эти данные, в том числе, в международные судебные инстанции. Донецкая областная прокуратура также призывает общественность присоединиться к сбору доказательств незаконного присвоения имущества, расположенного на оккупированных территориях Донетчины, отправляя соответствующую информацию на условиях конфиденциальности.

Так власть «ДНР» будет решать сразу две проблемы. Во-первых, «республика» получит определенное количество свободного жилья, раздачей которого станут поощрять местное население к военной службе. Потому что набирать нужное количество «добровольцев» становится все труднее, поэтому вместе с положительными стимулами в «ДНР» уже давно практикуют запрет выезжать за пределы «республики» мужчинам призывного возраста и даже детям от 14 лет, не получившим местный паспорт, а значит - не зафиксированным в списках призывников. А во-вторых, оккупанты еще больше поляризуют жителей Донбасса и увеличивают градус ненависти между теми, кто уехал, и теми, кто остался, поскольку к сбору информации о собственности «предателей Донбасса» привлекают соседей, родственников, знакомых, участников уличных комитетов и тому подобное.

А главное - оккупанты создают условия, при которых на оккупированную территорию будут вынуждены на время вернуться те, кем можно бесконечно наполнять так называемый “обменный фонд”. Это, конечно, происходило и раньше. Например, донетчанин Александр Тимофеев, которого освободили по обмену в 2019 году, попал в плен, когда зимой 2018 ехал домой проверить жилье и навестить больную родственницу.

Его арестовали во время пересечения КПВВ и под пытками заставили признать себя разведчиком и диверсантом. «Нас считают внутренне перемещенными лицами, но мы давно уже постоянно изгнанные лица. У нас нет возможности вернуться, мое имущество под арестом, его даже нельзя продать. Платим за квартиру, чтобы не забрали, но пользоваться не можем», - рассказывал Александр после освобождения. Теперь такие, как Тимофеев, вообще не будут иметь никакого шанса сохранить свое имущество.

На эту тему: “Донбасс, к сожалению, стоит на коленях”

Но на его месте могут оказаться и немало других лиц. «Мы еще три года назад решили вопрос недвижимости - продали, хоть и за бесценок, свою и родительские квартиры. Нам повезло: нашли риэлторку, которая за отдельную плату все решила без нашего присутствия да еще и деньги нам вывезла. Но это исключение - большинство наших знакомых так и не смогли продать свое жилье, - рассказал Тижню переселенец из Донецка Олег Зоренко. - Уверен, что из нашего окружения никто на территорию «ДНР» не поедет. Люди, которые активно не проявляли свою проукраинскую позицию, могут поехать, но при определенных обстоятельствах и они достаточно легко попадут на подвал. Проблема в том, что многие люди не понимают: чтобы попасть в Донецке на подвал, совсем не обязательно быть искренним патриотом Украины».

Елизавета Гончарова,  опубликовано в издании Тиждень


На эту тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

12:01
Чому Польща так довго вирішує долю українських біженців
10:12
Президент України підписав указ, який закриває доступ військових до онлайн-казино - за це боровся сержант Павло Петриченко, який загинув у Донбасі
08:01
ГЕНШТАБ ЗСУ: ситуація на фронті і втрати ворога на 20 квітня
20:00
У суботу в Україні хмарно з проясненнями, дощі в центрі та на півдні
18:08
Смерть на колесах: чому китайські електромобілі становлять серйозну загрозу для нашої безпеки
17:04
"Після перемоги Революції Гідності": чому по Татарова, Портнова та інших зрадників з цієї кодли українці все одно прийдуть
16:58
Продаж картин Медведчука, які мають музейне значення, буде зупинений - АРМА
16:05
Генерал СБУ, покидьок Ілля Вітюк у 2014 році знімав Майдан з боку «Беркута» - Слідство.Інфо
15:33
Олександр Чупак: Чому держава не спроможна розв’язати демографічну проблему
13:18
Новини агентури ФСБ: нардеп Артем Дмитрук співпрацює зі священником УПЦ МП Чертиліним, якого підозрюють у держзраді, – Bihus.Info

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]