Гончары Славянска восстанавливают промысел после войны и пытаются выйти на рынок ЕС

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Уникальная, самобытная продукция делает честь мастерам и Украине.

Экономика Славянска держится на мелких гончарных мастерских. Их 1500, в каждой работает от 2 до 70 человек. На курортах Карпат и Крыма продаются кувшины, тарелки, вазы, изготовленные мастерами из Донбасса. Впрочем, почти никто об этом не знает. После освобождения города гончары задумались, как выйти на рынок ЕС, но на пути бюрократия и отсутствие информации. Чиновники не знают и отказываются верить в существование в Славянске развитого гончарного дела.

На площади привокзального рынка керамики мой собеседник Андрей здоровается со старым другом - Владимиром из Хмельницкого. Тот как раз грузит свою машину изделиями славянских гончаров. Через несколько дней их будут продавать на ярмарках Западной Украины под видом местных сувениров. До отправления приготовлено около 40 ящиков, каждый из которых вмещает, например, 42 горшочка для жаркого.

Владимир - покупатель-оптовик. За продукцией он приезжает сюда регулярно. Близость города к фронту его не пугает: уже на 5-й день после ухода боевиков из города летом прошлого года он приехал за новой партией товара.

Мастер за работой

Почти все трудоспособное население города в 120 тысяч жителей (50% из которых пенсионеры), занимается гончарством. Продукция из Славянска составляет около 80% на гончарном рынке страны и поставляется во все регионы.

Однако, если вы представили, что в городе каждый второй сидит за гончарным кругом, то это не так. Здесь развито мелкооптовое производство, которое производит "штампованные" вещи.

Андрей Мищенко, Председатель Союза производителей художественной керамики Славянска, к которому я приехала, рассказывает, что многие оптовые покупатели не возобновили сотрудничество со славянскими гончарами даже после окончания боевых действий. Пока в городе продолжалась война, заказчики разрывали контакт с производителями, не возвращали задолженные за товар деньги.

Когда производителям удавалось выйти на связь после освобождения города, они часто слышали от своих клиентов что-то вроде: «Вы там еще живы, оказывается? А мы думали, вас расстреляли». К тому же, многие владельцы небольших гончарен со скромными мощностями обычно сотрудничали только с одним заказчиком. Когда тот исчезал, мастер оставался без заработка.

Ремесло в руках

Во времена Советского Союза Славянск был центром промышленной керамики: здесь изготавливали плитку, сантехнику, изоляторы для высоковольтных проводов и пр.

После распада Союза крупные заводы остановились. Люди остались без работы, но с ремеслом в руках. И начали в сараях, в гаражах, где только возможно, строить печи, тянуть с родного завода глиняную массу, глазури, формы и изготавливать гончарные изделия. И выносить это все на привокзальный рынок. Продукции становилось все больше и больше. Город переориентировалась на кустарное гончарное производство.

Мастерская

Сейчас почти все в Славянске живут тем, что копают и лепят, из того, что дает земля. Глину здесь сравнивают с черноземом. Она - хлеб Славянска.

Андрей Мищенко рассказывает: «За 20 лет здесь сформировался целый кластер, полный цикл гончарного производства: от подготовки глины, изготовления сопутствующих материалов - форм, глазури, станков, печей - до реализации, розничной и оптовой. В 2000-х, на пике развития этого бизнеса, в нем было занято до 40 тысяч населения города».

Война и после

Война нанесла значительный ущерб частным гончарным мастерским. Боевики забирали машины, грабили мастерские, резали на металл станки. Во времена оккупации понятие частной собственности в городе исчезло. «За отказ сотрудничать они наказывали. Одного гончара расстреляли. Цех другого, вместе с оборудованием, всей произведенной продукцией, уничтожили огнем известной артиллерийской установки «Нона», - рассказывает Андрей Мищенко.

В тему: Освобожденный Славянск глазами фотографа: Этот город – большая психическая травма

Шлифовка изделия

Сразу после освобождения в Славянске побывали Яценюк, тогдашний губернатор Тарута и другие первые лица государства. Пообещав помощь, чиновники уехали. Производители ждали обещанного два месяца. И взялись восстанавливаться самостоятельно.

В тему: Репортаж из Славянска: Мы, живые и мертвые…

Как и после распада Союза, брали в руки гончарный круг, копали глину, латали цеха и запускали производство практически с нуля. Это удалось не всем и некоторые выехал - в Россию или в другие регионы Украины. Но основная масса осталась на своей глинистой земле.

«Еще до войны мы освоили или даже изобрели самостоятельно ряд новых технологий, - рассказывает Мищенко. - Приезжал заказчик и говорил: или ты мне делаешь такое глазирование, или я поехал. И мы сидели и думали, как это сделать.

В других городах так не экспериментировали с технологиями. В Дружковке знали, что обжиг можно сделать только газом, но никак не электротоком. А мы этого не знали. Потому всему учились самостоятельно. И брались за работу, и у нас получалось. Наверное, поэтому мы сейчас впереди».

По словам Андрея, одно из самых известных ноу-хау мастеров Славянска - посуда с «натечным глазированием»: глазурью, разлитой по верхнему краю изделия. Также здесь освоили технологию смешивания глазурей с различными температурами плавления. А еще - начали формировать изделия из трех и более частей, а не из двух половинок, как это делалось обычно.

Натечная глазурь, ноу-хау гончаров Славянска

Новейшие подходы гончарного производства мастера держат в секрете, но для меня завесу немного приподнимают. Рассматривая горшки в цеху декоративной лепки, Андрей обращается к мастерицам:

- Теперь хотят, чтобы оставались отпечатки пальчиков на изделии, чтобы видно было ручную работу.

- Правда? А мы старалась, замывали все, выравнивали! - отшучиваются женщины.

Скоро на известных сувенирно-прикладных рынках Украины можно ожидать появления посуды с «незатертыми» следами пальцев. Скорее всего, она будет из Донбасса.

Вы не можете этого уметь

Один из наиболее известных гончарных центров Украины находится в Ивано-Франковской области. Однако Андрей рассказывает, что гончары из Прикарпатья почти в полном составе - около 30 производителей - регулярно приезжают в Славянск.

Покупают формы, краски, массы и готовые изделия. Возвращаясь домой, не говорят, откуда товар. Славянская продукция не имеет логотипов или брендированных упаковок. Оптовые покупатели отказываются брать товар с надписью «Славянск», потому что потом не смогут продать ее в других регионах под видом местного. Славянск остается безликим, неизвестным широкой общественности городом-производителем. Неизвестным как для потребителей, так и для чиновников.

Мищенко утверждает, что госслужащие не только не знают, но и отказываются верить в существование в Славянске развитой гончарного дела. Попытки Андрея познакомить их с производством своего города обычно разбивались о стену непонимания:

«В Киеве в 2004 году один чиновник из Министерства культуры сказал просто мне в лицо: «Куда вы лезете? Ваше дело - копать уголь, плавить сталь и сидеть в тюрьме. Разве вы умеете изготавливать керамику?».

Я ходил и к нашей власти. Просил исполняющую обязанности отдела культуры официально квалифицировать гончарство как народный промысел. Она удивленно спросила: «А разве керамика - это часть культуры?» ... Знаете, в моей жизни было мало ситуаций, когда я не находил, что ответить. Но это был именно такой случай.

А переназначенный уже после АТО заместитель мэра Славянска Ярослав Секирож заявил, что анализ экономики города явно показывает нежелание предпринимателей Славянск работать!».

Этот случай особенно возмущает предпринимателя гончара Николая Роика. Он горячо присоединяется к разговору: «Это вопиющая несправедливость и некомпетентность! Секирож приехал из Макеевки и не знает наших реалий, нашей истории.

Я сам начинал здесь в девяностых, и я знаю, как люди по гаражам делали мастерские, ставили печи, мастерили гончарные круги. На старте у одного из нас было не более 1000-2000 долларов. Все собиралось по крупицам. У кого-то пошел бизнес лучше, у кого-то хуже. Но начинал каждый из того, что самостоятельно лепил горшки. И после этого выслушивать, что мы не хотим работать - это просто смешно».

Донбасский десант в Европе

Война сократила торговлю с Россией, которая раньше была основным покупателем славянской керамики. Зато вырос товарооборот на внутреннем рынке страны.

Уже в 2014 году «керамика из зоны АТО» была представлена ​​на больших ярмарках в Каменец-Подольском, Хмельницком, Львове и Киеве и пользовалась большой популярностью. Сейчас в адрес Союза керамистов Славянска поступило приглашение принять участие в ярмарке в Гадяче.

Однако члены Союза смотрят значительно дальше, ища возможности попасть на европейские рынки. Недавно, впервые за свою историю, Союз нанял маркетолога. Новый специалист владеет немецким языком, поэтому ее вместе с 8-ю керамистами отправили на выставку керамики и гончарства в Франкфурт-на-Майне - прощупать почву.

«Славянский десант в Европе» сделал выводы, что несколько позиций местных изделий не уступают по качеству европейским при значительно более низкой себестоимости. В 2016 году гончары планируют стать полноценными участниками этой выставки. Андрей Мищенко понимает, что никому не известным новичкам будет трудно заинтересовать немецких заказчиков. Но кто-то должен быть первым.

Определенный опыт сотрудничества с иностранцами у Славянска уже есть. Так, чешские производители пива «Kozel» заказывали партию брендированных бокалов. Для бразильских клиентов изготовили партию статуэток в форме танцовщиц на карнавале. Сейчас продолжаются переговоры с японскими заказчиками, которым надо изготавливать керамические сувенирные деревца «бонсай». А несколько дней назад предложение сотрудничать поступило от поляков.

Впрочем, переориентация на торговлю с ЕС не будет легкой. Одна из преград - обязательная сертификация продукции. Сейчас подобные сертификаты, по словам гончаров, выдает Торгово-промышленная палата, но она похожа на большую бюрократическую дамбу.

Посуда с декоративной лепкой

Для официального оформления документов обязательным является членство в ТПП и уплата членских взносов, непосильных для производителей. Николай Роик жалуется: «Бумажка, в которой написано, что в мои глазури ничего не подмешано, стоит более 1000 гривен. Это очень дорого для нас».

К сожалению, немногие производители знают, что необходимые документы могут выдавать не только ТПП, но и частный таможенный брокер. К тому же, его услуги будут стоить значительно дешевле.

Гончары признают: проблемой является и незнание эстетических вкусов европейцев.

«Пепельница в виде шины понравится любому, потому что колесо - везде колесо. А вот пепельницу в виде плоскогубцев там не поймут, потому что для них чужда романтика пролетарского класса. Нам просто нужно сориентироваться во вкусах европейцев. А качество мы можем дать любое. Мы как китайцы: как закажут, так и сделаем», - резюмирует Андрей Мищенко.

И здесь открывается большое поле деятельности и для государства, и для различных «евроинтеграционных» фондов и организаций. Помочь гончарам Славянска выйти на европейский рынок - достойное задание. Лучшего аргумента «за Украину», чем крепкие экономические отношения с Европой, в послевоенном восточном городе не придумаешь.

Дарья Воропаева, опубликовано в издании  ТЕКСТИ.UA

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]