Капеллан Константин Холодов: Священник идет на войну, чтобы человек не оскотинился

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Капеллан Константин Холодов

«На войне убийства нет .... если говорить о оборонительных действиях, а не о наступательных. Враг знал, что если пойдет с оружием в руках, то будет ликвидирован. У нормального военного нет желания убивать, есть желание защищать. Крайний способ остановить врага — это остановить его физически. Поэтому убийства не война нет, есть только деактивация врага, который не оставляет нам другого выбора».

«Ты, человек, в конце концов, и есть война»

Встречи с капелланом Константином Холодовым пришлось ждать более полутора месяцев. 42-летний протоиерей Украинской православной церкви Киевского патриархата чаще находится на фронте, поэтому приходится ловить момент, когда батюшка приезжает на ротацию. Холодов — человек действия, за плечами у него — не только три года войны, но и евромайдан. Который он прошел как рядовой член самообороны. Говорит конкретно и лаконично. Иногда разговор приобретает несколько рваный ритм, потому что визави явно чувствует себя некомфортно перед диктофоном. Разговариваем о волонтерстве, парламенте, конфессии, атеизме и Боге. Но прежде всего — о войне, которая, по словам Холодова, меняет абсолютно все в человеке и вне его.

— Батюшка, хотя война продолжается уже три с половиной года, закон о военном капелланстве так и не принят. Хотя о тюремном — принят и уже подписан президентом. В чем причина?

— В тюремном капелланстве я не разбираюсь, и какие там нюансы — не знаю. Что касается военного, оно сегодня регулируется только приказом министра обороны. Если какие-то законопроекты по этому поводу и были, то исчезли где-то в профильных комитетах. А почему так произошло — это уже не ко мне. Если народные избранники убеждены, что этот вопрос — не ко времени, то они должны именно так об этом и сказать. Мол, мы считаем, что в армии не нужны капелланы. И тогда все станет на свои места. И армия перестанет чего-то ожидать от церкви, и церковь — от власти ...

По поводу закона к депутатам обращался лично патриарх Филарет, но и его вмешательство было проигнорировано ...

В тему: Патриарх Филарет передал микроавтобус Второму батальону Национальной гвардии

И не только наш патриарх обращался, но и представители других церквей ... Насколько мне известно, законопроекты по этому поводу писались — возможно, их просто следует объединить или рассмотреть международный опыт — американское капелланство, скажем, или капеланство стран Балтии ... Потому что при отсутствии закона ситуация такова: капелланы есть в воинских частях, они выезжают в зону АТО, но не имеют того обеспечения, которое имеют военнослужащие. Иными словами, если капеллан погибнет на войне, его семья ничего не получит. Потому статуса участника боевых действий он не имеет, и надбавок к зарплате — тоже.

— Постойте, но в феврале 2017 года Нацгвардия ввела службу военного капелланства. С трудоустройством и трудовым договором. Так, по крайней мере, утверждают военные чиновники. Это не соответствует действительности?

— Соответствует. Священники действительно трудоустраиваются в Вооруженные Силы. Но считаются не военнослужащими, а работниками ВСУ. Как электрики, кочегары или уборщики. Следовательно, поехав в зону АТО, священник не получает никаких надбавок к зарплате. И не имеет социальной защиты. В случае его гибели государство ничем ему не обязано.

— Какой, кстати, является зарплата военного капеллана?

— В различных частях — по-разному. От четырех до семи тысяч гривен.

— Отсутствие закона и легализации статуса военного капеллана может быть связано с тем, что в стране официально продолжается АТО, а не война?

— Думаю, что нет, потому что война — войной, а законы — законами. Когда в странах Балтии принимали законы о военном капелланстве, войны не было, но они быстро — буквально в течение нескольких лет — перешли на стандарты НАТО. А ими предусмотрено воинское капелланство ... Я надеялся, что когда идет война, эти процессы будут происходить быстрее, но ошибся. Для кого-то война, а для кого-то нет.

Все упирается в Верховную Раду ...

Не хочу говорить ничего плохого о Верховной Раде, но депутаты свой хлеб не отрабатывают.

— Расскажите, с чего, собственно, началась пастырская миссия в украинской армии? Среди священников нашлись добровольцы, которые изъявили желание поехать в зону боевых действий?

— Могу рассказать, как все начиналось у меня. Я возил гуманитарную помощь на Восток. Ну и заодно военнослужащие, командиры привлекали меня к пастырской деятельности. Ибо были люди, которые хотели исповедаться, были люди, которые хотели причаститься, люди, которые нуждались в совместной молитве ... Впоследствии все это приобрело системные черты. То есть каждый священник выбирал себе подразделение и с ним сотрудничал. Но все это было на уровне волонтерства — не было еще никаких приказов, никаких ротаций. Собрали в приходе какие-то консервы, какие-то макароны и — айда на Восток ...

Костянтин Холодов говорить, що не носить зброю навіть для самозахисту. «Поруч зі мною друзі, які мають зброю. Вони і є моїм захистом», – каже він

Константин Холодов говорит, что не носит оружие даже для самозащиты. «Рядом со мной друзья, которые имеют оружие. Они и есть моя защита», — говорит он

В тему: «Будьте отважными!»: бойцы и капеллан поздравили украинцев с Пасхой (ВИДЕО)

— Священник, который желает стать капелланом, очевидно, не может просто так оставить свою епархию? Как происходит смена статуса?

— Вы говорите о системном капелланстве или о волонтерскоом?

— А существует и то, и другое?

— Конечно. Если мы говорим о системном капелланстве, о работе по трудовому договору, то тогда священник, который на время командировки оставляет свою епархию, должен согласовать это со своим благочинным, со своим архиереем и со священником, который будет его подменять. Это — системное капеланство. А волонтерское — это когда священник просто решил поехать к своим друзьям в то или иное подразделение и привезти им помощь или просто побыть с ними несколько дней ... Это, в принципе, также согласуется, но достаточно предупредить по телефону ...

— Где ваша парафия находится?

— В селе Гуровщина Киевской области.

— И вас подменяют, когда вы едете в АТО?

— Да, конечно.

— Бывали случаи, когда благочинный отказывал священникам-добровольцам в «командировках»?

— Нет, такого не было. Мы, например, у себя в июле 2014-го собрали две фуры со всей области по 25 тонн помощи каждая. Собрали, и владыка Епифаний сказал: «Кто поедет?». Я сказал: «Я поеду», и еще один священник согласился, владыка благословил. Как бы он мог запретить подобное, если это была его идея?

— Сколько всего священников побывало на войне?

— Около 500 священников Украинской православной церкви Киевского патриархата. Каждый минимум месяц.

— Почему именно месяц? Кто определяет подобный срок?

— С самого начала было решено, что священник должен быть в АТО минимум месяц, потому что это, во-первых, удобно для оформления документов и для проведения командировки через Генеральный штаб, а, во-вторых, за меньшей срок ты ничего не успеешь, а за месяц можно и с людьми познакомиться ...

— То есть, проходит месяц, и священник ...

— Едет домой и ждет следующей ротации. Но есть и такие, которые не ехали, а продолжали находиться в АТО по два-три-пять месяцев ... Собственно, некоторые находятся на войне постоянно — например, мой друг отец Иван. Он с июля 2014-го пробыл на войне.

— Без ротаций?

— Без. Он сам — из Донбасса, его дом находится в оккупации, пребывать ему негде, поэтому он и остался на мариупольском направлении.

— Ранее вы говорили, что «добровольцы, если можно так сказать, обеспечивают себя священниками сами», а «мы делаем акцент на Вооруженные Силы». В ВСУ до сих пор дефицит капелланов?

— Дефицит священников есть везде. На одну бригаду, а это — до 5000 людей, может приходиться два пастыря, а это мало. Учтем, что добровольческое движение сейчас уже не то, что в 2014 году, так как количество добробатов уменьшилось, и часть из них — как, например, батальон «Донбасс» — вошла в состав ВСУ, а там уже — свои священники.

— Кто ваше непосредственное начальство на войне? Командир части?

— Да, конечно. Когда я приезжаю в расположение части, там есть командир, отвечающий за все, в том числе и за тех людей, которые прибывают. То есть и меня тоже. А я должен выполнять его приказы. Если он говорит, что всем надо бежать туда-то — мы все бежим. Я не буду говорить, что я — не военный, и поэтому не побегу ... Командир отвечает за жизнь всех своих людей.

— То есть, коммуникация происходит легко или сложности таки случаются?

— У меня — легко. Я в юности проходил срочную службу и знаю, как вести себя в критических условиях, как разговаривать с командирами и тому подобное.

— Священники не имеют права брать в руки оружие. Но бывали случаи, когда приходилось таки?

— У нас армия — достаточно мощная, чтобы справиться с врагом и без привлечения священников. Каждый должен заниматься своим делом. Даже если священники у нас когда-то станут офицерами, то есть приобретут статус военнослужащих, есть положение о Хельсинских соглашениях 1977 года о том, что военный капеллан является нон-комбатантом.

— Но оружие у вас есть? Хотя бы для собственной защиты на случай форс-мажора?

— Нет. Рядом со мной друзья, которые имеют оружие. Они и есть моя защита.

Картинки з мирного життя. Холодов і «16 кілограмів коропів». 2012 рік

Картинки из мирной жизни. Холодов и «16 килограммов карпов». 2012 год

— Священники идут служить капелланами в АТО. А случалось ли наоборот? Например, чтобы кто-то из участников АТО впоследствии принял монашеский постриг?

— По поводу монахов ничего не слышал. Но знаком с несколькими людьми, которые сказали, что после войны уйдут в священники.

В тему: Патриарх Филарет призвал мир признать «ДНР», «ЛНР» террористическими организациями

— И что обусловило такое решение?

— Война. Она на многое глаза открывает. И освежает представление о мире. И хотя война — это вещь страшная, но человека она меняет коренным образом. Кого-то может оскотинить, кого-то — сделать еще более человечным.

— Каких случаев больше?

— Собственно, священник для того и идет на войну, чтобы человек не оскотинился. Чтобы в водовороте испытаний сказать: «Бог любит тебя так же, как и раньше, хотя тебе, возможно, кажется, что на тебя возложена кара. Но это не так, потому что на самом деле ты — лучше тех, кто сюда не пошел, потому что Бог тебя избрал». Этими простыми словами можно облегчить тяжелые испытания.

— Киевский патриархат еще недавно занимался в первую очередь материальной помощью войскам. Продолжается ли этот процесс и каковы его масштабы?

— Самым мощным нашим волонтером был и остается патриарх Филарет. Он не прекращает помощь армии — даже несмотря на то, что армия, как мы знаем, уже встала на ноги и имеет лучшее обеспечение, чем раньше. Патриарх все равно продолжает помогать отдельным бригадам, батальонам, он никому не отказывает, покупает технику, покупает оборудование ... Он как в 2014 году был примером для нас, так и является им и сейчас. И это при том, что у многих руки уже опустились ... А патриарх — несмотря на свой почтенный возраст — и дальше является волонтером с большой буквы.

— Опишите день военного капеллана. Из чего он состоит, каков его ход?

— Все дни разные. Сейчас ситуация более-менее спокойная, активных боевых действий нет ... Но бригада все равно не стоит на одном месте, она меняет место дислокации, в зоне АТО она может быть растянута и на 70 километров. Что делает капеллан в таком случае? Он согласовывает с командиром свои действия. Расписывает все где-то на неделю вперед — но это я говорю об идеальной ситуации, когда действительно можно планировать. То есть речь идет о том, что в понедельник капеллан едет на один опорный пункт, во вторник — на другой, а в среду, скажем, надо поехать в такое-то место и побыть там не один, а два дня, потому что там есть человек, который нуждается в помощи ...

Капеллан просыпается вместе со всеми. Все идут умываться и чистить зубы — и капеллан идет на утренний туалет. Все идут на тренировки или на совещание — капеллан становится к молитве. Отличаться от других он не может, капеллан является такой же частью воинского коллектива, как и все остальные.

— Боец, который нуждается в пастырской помощи, может обратиться к вам в любой момент? Или, скажем, для исповеди существуют специально отведенные часы?

— Опять-таки, если говорить об идеальной конструкции, то раз или два в неделю должен быть организован «час капеллана». Это время нужно для того, чтобы провести беседу — для тех, кто желает, конечно. Например, если приближается какой-то религиозный праздник, объяснить бойцам, в чем его суть. Или говорить какие-то мотивирующие вещи. Говорить с бойцом о том, почему он — здесь, а его сосед Василий — дома занимается бизнесом ... Впрочем, сейчас, когда большинство на контракте, бойцы уже не нуждаются в дополнительной мотивации — они знают, где они находятся и зачем. Но все же бывает, что нападает хандра, и капеллан должен поддержать ...

— А богослужения когда?

— Собственно, в воскресенье. То есть в любой день, потому что на фронте воскресений не бывает. Одни понедельники (смеется).

— У вас просят отпустить грех убийства?

— На войне нет убийства. В частности, если говорить о оборонительных действиях, а не о наступательных. Если погибает враг, то лишь потому, что он сам захотел погибнуть. Он знал, что если пойдет с оружием в руках, то будет ликвидирован. Человек сам себя убивает — своими действиями. У нормального военного нет желания убивать, есть желание защищать. Но так уже есть, что крайний способ остановить врага — это остановить его физически. Будет ли это нож, будет ли это пуля — безразлично, главное — остановить. Поэтому убийства не война нет, есть только деактивация врага, который не оставляет нам другого выбора.

— Вы упомянули хандру, которая может одолеть бойца. А сталкивались ли вы с суицидальными мыслями или намерениями? Случалось ли отвратить кого-то от греха самоубийства?

— Лично у меня такого не было. Было у моих побратимов-капелланов. А у меня бывали бойцы с плохим настроением, были такие, у которых не все в порядке дома ... Таких людей надо выявлять сразу, за них надо молиться, но главное — отправлять домой. Пусть едет домой, пусть наветит жену. Пусть командир возьмет ответственность за этого человека, но сохранит жизнь этому солдату.

— Вы говорили, что сначала для бойцов появление капеллана в армии было делом необычным. Сейчас адаптационный период завершился?

— Давно. И прошел он довольно быстро, буквально за первые полгода войны. Люди быстро поняли, что капеллан на войне нужен. Когда я был главным капелланом АТО, мне об этом лично говорил генерал Руслан Хомчак. Он говорил: «Я знаю, почему в такой-то бригаде есть проблемы. Потому что там нет капеллана». Я отвечал: «Руслан Борисович, ничего, будем делать так, чтобы он там появился».

На рідній парафії у Гурівщині

В родном приходе в Гуровщине

В тему: Сердце правосека: Добровольцы

— Что для вас является наиболее сложным на войне?

— Оторванность от дома и семьи. Эта проблема общая для всех военных. Но я, не будучи военным, могу собраться и поехать к родным, а военный может сделать это только в том случае, если есть приказ командира части. Если представить в виде диаграммы год военнослужащего, то время, проведенное им дома, равно где-то 25%. И вот это — самое тяжелое.

— Видя, как гибнут люди, вы никогда не испытываете сомнений в своей вере? На Бога сердитесь?

— Нет. Это же не Бог убивает людей.

— Но Бог допускает убийства.

— Бог допускает смерть. Мы все стоим на пороге вечности. Просто один уходит раньше, другой — позже. И погибнуть в бою — почетная смерть для мужчины. Я даже немного завидую тем, кто погиб такой смертью. Потому что сам-то я планирую дожить до старости и умереть в кругу своих детей и внуков, но вот этот вот молодой парень погиб в бою, и поэтому навсегда останется молодым и красивым ... Еще раз говорю: мы — на пороге вечности, но один перейдет туда героем, а другой — паскудой.

— Сколько конфессий представлены в АТО?

— Палитра очень велика. Есть православные, есть греко-католики, с которыми я дружу, а есть протестанты ...

— Судя по паузы, с ними вы не дружите?

— Они в своей доктрине проповедуют пацифизм, но при этом имеют военных капелланов, и это для меня непостижимо.

— А православные не проповедуют пацифизм?

— Нет.

— То есть как?

— Пацифизм — это когда церковь запрещает своим верным брать оружие в руки. Именно так у протестантов, поэтому я и не понимаю, что делают их капелланы на войне. Но тем не менее.

— А если на одной территории сойдутся православный батюшка и протестант — возникнут трения?

— Нет. У меня, по крайней мере, трений не возникало. Война — это не то место, где делят паству.

— Но прозелитизм (обращение в свою веру) происходит?

— К сожалению, да.

— И именно со стороны протестантов?

— Не только. Но и это не повод ссориться. Я готов сотрудничать со всеми, единственное исключение — это Московский патриархат.

Патріарх Філарет є найпослідовнішим волонтером, говорить Холодов. Він продовжує систематичну допомогу бійцям – попри те, що зараз армія краще укомплектована, ніж це було в 2014-му

Патриарх Филарет является последовательным волонтером, говорит Холодов. Он продолжает систематическую помощь бойцам — несмотря на то, что сейчас армия лучше укомплектована, чем это было в 2014-м

— Кстати, летом этого года Кабмин запретил брать капелланами священнослужителей УПЦ МП. А разве раньше они стремились быть при украинской армии?

— Они все время стремились туда попасть. Но в начале войны они сидели тихо, как мыши под веником, потому что не знали, чья возьмет. Сначала «русский мир» наступал, и на оккупированных территориях оккупантов московские священники встречали хлебом-солью, были образцовыми коллаборационистами, сотрудничали и до сих пор сотрудничают с россиянами, но когда наступление было остановлено ... Они растерялись и начали думать, куда им бежать — к красивым или к умным. Некоторые до сих пор не определились, а некоторые поняли, что «русского мира» не дождутся, поэтому уже сейчас изъявляют желание помогать Вооруженным Силам. С точки зрения государственной безопасности я бы им этого не позволял и не допускал бы никуда — ни в армию, ни в больницы, куда они ходят «проповедовать» ... если бы они Иисуса Христа проповедовали, так нет ... Они проповедуют совсем другие вещи.

— Среди бойцов есть верные именно Московского патриархата?

— Есть. Встречал таких.

— И как вы с ними коммуницируете?

— Некоторые покинули УПЦ МП еще в 2014 году, но особенно фанатичные остались. Но таких — единицы. И я не считаю, что для таких единиц надо допускать в армию московского священника, который имеет связь с Москвой.

— То есть они фанатично преданы «Русскому миру», но служат в украинской армии?

— Они преданы русской церкви. Они в нее верят больше, чем в Бога. Все-таки некоторые беседы я с ними проводил, потому что хотел узнать, почему все именно так ...

— Узнали?

— Они объясняют, что нас так научили. У кого-то есть родственник — священник УПЦ МП далее ... Так им проповедовали и таким образом их и травмировали ...

— На оккупированных территориях остались приходы УПЦ КП? Вам приходилось общаться с тамошними батюшками? Как они выживают за террористических "ДНР"/"ЛНР«?

— Они там в подполье. Фактически не служат ... И им очень трудно. Знаю это из пересказов, потому что сам с такими священниками связи, к сожалению, не имею.

— В целом среди бойцов АТО превалируют верующие или атеисты?

— Бывают и атеисты. Но я бы не назвал их атеистами, а скорее — деистами ... Они говорят, что есть определенная сила (Богом они ее не называют), но она к нам не имеет отношения, а мы — к ней. Словом, каждый — сам по себе ... Не знаю, на чем основаны их убеждения. Возможно, на каком-то негативном опыте общения с духовенством.

— Может, не на негативном общении с духовенством, а на негативном общении с Богом, который все же допускает, мы об этом уже говорили, ужасные вещи?

— Если человек так думает, он должен поинтересоваться историей. В историографии периоды жизни человечества часто делятся именно на «до войны» и «после войны». Если человек захочет понять — он получит знания. А просто махнуть рукой и сказать «Бог плохой, потому что есть война» — это неправильно ... Тебя, который вчера пьяным бил жену и детей, разве Бог заставил это делать? Нет. Ты бьешь людей. Ибо имеешь свою волю. Ты, человек, в конце концов, и есть война.

Наталія Лебідь, опубликовано в издании «Главком»

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

10:01
Держава знатиме про резервіста все: нові дані в реєстрах - Рада змінить порядок ведення військового обліку під час війни
09:09
У росії палають НПЗ і дві нафтобази
08:31
Треба перестати фінансувати політичні партії під час війни, а ці сотні мільйонів гривень спрямувати на оборону, - Юрчишин
08:00
ГЕНШТАБ ЗСУ: ситуація на фронті і втрати ворога на 24 квітня
04:22
Сенат США затвердив виділення допомоги Україні
20:00
У середу в Україні сухо на півдні та сході, ніччю - заморозки
18:07
Юрій Ніколов: Корупційна історія Сольського - для розуміння того, наскільки укорінена в Україні корупція
17:57
"Porsche на тестя": у заступника начальника поліції Дніпра знайшли 14 млн незаконних активів
17:34
"Довічне" отримав нацгвардієць, який розстріляв своїх співслужбовців на заводі Південмаш у Дніпрі
16:03
На Волині сержант отримав 15 років тюрми за вбивство двох добровольців

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]