Министр народного просвещения. Почему чекисты расстреляли Владимира Науменко

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

8 июля 1919 года в Киеве по постановлению Всеукраинской ЧК был расстрелян выдающийся украинский общественный деятель, педагог, сотрудник Украинской академии наук Владимир Павлович Науменко.

Когда в феврале 1919-го Киев захватили большевистские войска, казалось, что новая власть всячески поддерживать созданную за несколько месяцев до этого Украинскую академию наук (УАН). Достаточно было руководителям Академии президенту Владимиру Вернадскому и непременному секретарю Агатангелу Крымскому встретиться с наркомом просвещения УССР Владимиром Затонским, как у Академии наконец появилось собственное помещение, которое и при Гетманщине, и при Директории ей было многократно обещано, однако так и не предоставлено. Ожидали и предоставлении главному украинском научному центру финансирования согласно довольно-таки быстро принятой властью академической сметой.

В начале своего правления большевистские руководители во внутренние дела Академии особо не вмешивались. УАН выбирала академиками лиц, которых считала нужным, создавала те учреждения, которые считала необходимыми, без какого-либо согласования с властями утверждала в должностях научных сотрудников и оплачивала их работу.

Впрочем, на первый взгляд благосклонное отношение советской власти к УАН как к институту изначально контрастировало с ее отношением к академическим работникам как частнымам лиц. Ученые, трудоустроенные в Академии, до революции имели приличные доходы, поэтому отождествлялись с враждебной пролетариату буржуазией, обращение с которой как с классовым врагом было соответствующим. Без церемоний и лишних разговоров в обычно большие и нарядные квартиры ученых на постой становились красноармейцы. Постой часто сопровождался насилием, грабежами и уничтожением имущества, а также домашних библиотек и лабораторий. Имели место наложения контрибуций и реквизиции жилья.

"Обидва готуються". Карикатура з газети "Більшовик" від 5 липня 1919-го

"Оба готовятся". Карикатура в газете "Большевик" от 5 июля 1919 года

Чтобы обезопаситься, УАН почти сразу после прихода большевиков начала просить у властей специальные документы - так называемые "охранные письма». Обращений за "охранными письмами" из месяца в месяц становилось все больше, и в начале июня 1919-го Совет народных комиссаров УССР был вынужден даже издать специальный декрет об "охранных грамотах" для академиков.

Декрет определял типичное содержание этого документа, который должен быть составлен на двух языках - украинском и русском. У академиков и директоров академических учреждений запрещалось реквизировать жилье, библиотеки и научное оборудование. Право выдавать "охранные грамоты" переходило к руководству УАН, и Академия немедленно этим правом воспользовалась, выписывая "охранные письма" многим академическим работникам.

Охоронний лист, виданий Володимиру Науменку 10 червня 1919-го. Зберігається в архівно-кримінальній справі В.П.Науменка у Галузевому державному архіві СБУ

Охранный лист, выданный Владимиру Науменко 10 июня 1919-го. Сохраняется в архивно-уголовном деле В.П.Науменко в Отраслевом государственном архиве СБУ

Однако ученые привлекали внимание большевиков не только из-за привлекательной частную собственности, которую можно было реквизировать. Среди сотрудников УАН было немало общественных, политических и государственных деятелей - бывших членов Украинской Центральной Рады (УЦР), Генерального секретариата УНР, Кабинета министров Гетманщины и Директории УНР. Большевики относились к ним однозначно враждебно. Аресты ученых именно из-за их политической деятельности в прошлом были нередки.

Едва ли не первым уже в начале марта 1919-го был арестован сотрудник академической Комиссии для составления биографического словаря деятелей Украины Петр Стебницкий, бывший член УЦР, министр образования в одном из правительств во времена Гетманщины. Академия не остался в стороне и сразу после ареста ученого по решению Общего собрания обратилась с "ходатайством" к наркому просвещения о "вызволении" Стебницкого.

Петро Стебницький (ліворуч) та Сергій Єфремов

Петр Стебницкий (слева) и Сергей Ефремов

Когда 25 марта 1919-го чекисты арестовали академика Сергея Ефремова, также бывшего члена УЦР, генерального секретаря межнациональных дел Генерального секретариата УЦР-УНР, Академия действовала уже по шаблону. Уже на следующий день после ареста по решению Общего собрания к наркому образования было направлено "ходатайство" об освобождении Ефремова за подписью президента и непременного секретаря УАН. Составлено оно было по той же форме, как и в деле Стебницкого. Дополненительно через несколько дней к Затонскому отправилась делегация в составе трех академиков - Владимира Вернадского, Дмитрия Багалия и Федора Тарановского. А еще через несколько дней письмо наркому от своего имени написал Вернадский как президент УАН.

Перша сторінка листа В.Вернадського до наркома освіти В.Затонського від 31 березня 1919-го щодо звільнення С.Єфремова. Зберігається у Центральному державному архіві вищих органів влади та управління України (далі - ЦДАВО України)

Первая страница письма Вернадского к наркому просвещения В.Затонскому от 31 марта 1919-го об освобождении Ефремова. Сохраняется в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины (далее - ЦГАВО Украины)

В тему: Профессор и паек

Неоднократные настойчивые ходатайства оказались успешными. Уже 5 апреля академикам стало известно, что и Стебницкого, и Ефремова чекисты освободили. Однако практически сразу в УАН узнали о другом арестованном сотруднике - инженере-технологе Эрнеста Гарфе ...

Дальше все пошло по кругу. Аресты, ходатайство (и не только за сотрудников Академии, но и других ученых), визиты во властные кабинеты с просьбами освободить ученых, охранные письма, новые аресты ...

Красный террор набирал обороты. В ночь с 7 на 8 июля чекистами был арестован сотрудник Первого (Историко-филологического) отдела УАН литературовед Владимир Павлович Науменко.

Володимир Науменко

Владимир Науменко

Науменко принадлежал к известным всему Киеву деятелям и имел исключительную репутацию. Известный педагог-новатор, преподаватель словесности в киевских гимназиях, коллегии Павла Галагана, Владимирском кадетском корпусе, основатель и директор частной гимназии, глава Киевского общества грамотности, многолетний редактор знаменитого журнала "Киевская старина", Науменко также принимал активное участие в киевских "Старій громаді" и "Просвіті", был соучредителем Украинского научного общества в Киеве. В 1902-м он совершил беспрецедентный шаг - приобрел участок земли с могилой Тараса Шевченко, взяв на себя заботы и защиту места последнего упокоения Кобзаря.

В марте 1917-го, когда главой Украинской Центральной Рады заочно избрали Михаила Грушевского, Науменко исполнял обязанности председателя до возвращения Грушевского в Киев. Далее была работа помощником попечителя (а затем и попечителем) Киевской школьной округи, в комитете при министерстве вероисповеданий Украинского Государства. 14 ноября 1918-го Владимир Науменко был назначен министром народного просвещения и искусств Совета министров Украинской Державы. На этой должности работал всего месяц …

В тему: Лев Троцкий и Украина: сквозь призму времени

Только узнав об аресте Науменко, 9 июля 1919го УАН пошла уже привычным путем - обратилась к наркому образования с ходатайством об освобождении. В письме не только было подчеркнуто чрезвычайно большое значение работы, которую вел уже пожилой ученый (Науменко на время ареста было 67 лет), но и специально отмечено, что Науменко с начала работы в Академии стоял "в стороне от всякой политики" и "посвятил всего себя культурно-научной работе, понимая, что она народу теперь особенно необходима".

Лист Української академії наук до Наркома освіти УСРР від 9 липня 1919-го із проханням звільнити Володимира Науменка. Зберігається у ЦДАВО України

Письмо Украинской академии наук в Наркому просвещения УССР от 9 июля 1919-го с просьбой освободить Владимира Науменко. Сохраняется в ЦГАВО Украины

Однако на этот раз Академия с ходатайством опоздала.

Архивно-уголовное дело Владимира Науменко, сохранившаяся в архиве СБУ, а также свидетельства очевидцев, опубликованные в киевской прессе осенью 1919-го после прихода Добровольческой армии, позволяют реконструировать события столетней давности.

Обкладинка архівно-кримінальної справи В. П. Науменка. Галузевий державний архів СБУ

Обложка архивно-уголовного дела В. П. Науменко. Отраслевой государственный архив СБУ

В ночь с 7 на 8 июля 1919-го в доме Науменко по ул. Караваевской (ныне ул. Льва Толстого), 23 согласно выданного накануне ордера Всеукраинской ЧК был проведен обыск. Чекисты изъяли портфель с перепиской и документами, а также 15 000 рублей. Ученый был арестован.

Около трех часов ночи его привезли к дому на улице Розы Люксембург, где расположилась Всеукраинская ЧК (ныне улица Липская, до 1919-го - Екатерининская), а утром 8 июля допросили. Допрос, скорее всего, был недолгим: слова Науменко, зафиксированные размашистым почерком чекиста, едва занимают полторы страницы. Завершает протокол допроса предложение "Отношение к советской власти отрицательное, но лояльное".

Само обвинение было коротким:"занимал пост министра народного просвещения при Гетмане". Науменко вины не признал.

Днем арестованного ученого вернули в камеру. Как впоследствии вспоминал один из тогдашних заключенных, Науменко был спокоен: следователь, проводивший допрос, заверил мужчину, что ему ничто не угрожает.

Между тем все было решено. В тот же день на заседании Коллегии Всеукраинской ЧК будут присутствовать чекисты Лацис (председатель ВУЧК), Яковлев, Витвицкий, Иванов при секретарстве Николаева; после доклада Витвицкого рассмотрели дело Владимира Науменко и постановили его расстрелять. Приговор должен был быть выполнен в течение 24 часов.

Вирок у справі Володимира Науменка. Галузевий державний архів СБУ

Приговор по делу Владимира Науменко. Отраслевой государственный архив СБУ

Вечером, когда арестованные пили чай, в камеру зашел чекист Терехов и вызвал известного киевского адвоката Сергея Горбунова. Через пять минут он вызвал Владимира Науменко, а потом еще одиннадцать человек. Через некоторое время послышались глухие выстрелы ... 

Тела расстрелянных были увезены на Лукьяновское кладбище: их хоронили в могилах, что накануне были вырыты чехами-заложниками.

О расстреле Владимира Науменко и других известных киевлян было объявлено в киевских газетах в традиционных тогда рубриках о реквизиции и расстрелах контрреволюционеров 10 июля. Свои вопиющие преступления советская власть не скрывала и даже хвасталась ими.

Оголошення про розстріл в газеті "Більшовик" від 10 липня 1919-го

Объявление о расстреле в газете "Большевик" от 10 июля 1919-го

В Академии известие об убийстве Владимира Науменко произвело сильное и гнетущее впечатление. Стало ясно, что система "ходатайств" себя исчерпала. Публичные заседания были минимизированы. Некоторые ученые, опасаясь за свою жизнь, начали скрываться. Президент УАН Владимир Вернадский выехал на биологическую станцию в Староселье в 20 км от Киева.

В тему: Красный террор. Зверства советской власти : документы и фото (+18)

Только после захвата Киева Добровольческой армией 7 сентября 1919-го на Общем заседании УАН была почтена память убитого накануне проф. Александра Сперанского и расстрелянного ВУЧК Владимира Науменко. Было принято, что"если повезет отыскать тело В. П. Науменко, Академия наук берет на себя организацию егопохорон". Не повезло ... До сих пор место последнего упокоения Владимира Павловича не установлено.

В сентябре 1919-го киевские газеты запестрели некрологами на смерть Владимира Науменко и воспоминаниями о нем.

"... ни одно из убийств, которыми ознаменовался "красный террор" в Киеве, не произвело такого сильного, ошеломляющего впечатления, как расстрел Владимира Павловича Науменко. Кровавая расправа с одним из самых популярных людей в городе, который пользовался уважением даже своих противников, имел за собою многие годы плодотворной работы и крупные заслуги перед обществом, была как бы вызовом, брошенным в лицо киевскому обществу", - писал 9 сентября 1919-го в газете "Киевская жизнь” историк Евгений Кивлицкий.

7 октября в Киевском университете состоялось специальное заседание Общества Нестора Летописца, посвященное убитому чекистами Науменко. Выступали известные ученые Митрофан Довнар-Запольский, Владимир Щербина, Николай Василенко, Евгений Кивлицкий и Андрей Лобода. Мемориальные мероприятия провели Киевское педагогическое общество и Киевское общество грамотности.

Повідомлення про вшанування пам'яті Володимира Науменка у газеті "Русь" від 13 жовтня 1919-го

Сообщение о чевствовании памяти Владимира Науменко в газете "Русь" от 13 октября 1919-го

А 9 октября киевляне узнали об аресте убийцы Владимира Науменко. Произошло это довольно неожиданно. За ограбление кременецкой казны на 600 000 рублей был задержан уездный комиссар кременецкого присутствия Терехов. О его аресте сообщили в газетах. Служащий одного из банков, прочитав об этом, пришел в полицию и заявил, что арестованный вор - тот самый Терехов, проводивший расстрелы в ВУЧК и расстрелявший Науменко.

Сохранились и другие свидетельства об этом палаче. В частности, в поданном в 1920-м в Международный комитет Красного Креста в Женеве докладе сестер милосердия о деятельности ЧК в Киеве упоминался помощник коменданта Терехов, который, как и большинство чекистов, не мог жить без кокаина. "Кто он был - неизвестно, говорили, что уголовный, - отмечалось в докладе. - Вначале этот высокий, стройный, красивый молодой человек был главным палачом. Когда изящный и спокойный, в безукоризненно сшитом офицерском френче, он шел по коридору, заключенные с тоской прислушивались к мелодичному резонансу его серебряных шпор. Они знали, что пришел он не даром, что выхоленная рука с дорогими кольцами скоро привычным жестом поднесет револьвер к затылку одного из них". Что дальше случилось с палачом и вором Тереховым, точно не установлено.

Оксана Юркова, историк, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины; опубликовано в издании DSNEWS.ua

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]