Политика юбилеев. Что, как и зачем мы отмечаем

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото: УНІАН

И 100 лет спустя в Украине «консолидируют и развивают историческое сознание» своего народа, а также «берегут национальную память». Является ли эта цель коммеморации исчерпывающей? Является ли она достаточной? И отвечает ли такая стратегия задекларированному европейскому направлению развития государства? Попробуем проанализировать опыт разных стран.

В 2017 году в Украине отмечают на государственном уровне 95 памятных дат и юбилеев. Для «консолидации и развития исторического сознания украинского народа, сохранения национальной памяти» из государственного бюджета выделяются средства в ознаменование 160-летия со дня рождения Степана Эрастова, 90-летия Ростислава Братуня, 330-летия со дня избрания гетманом Украины Ивана Мазепы и других 92 юбилеев и круглых дат.

Это не считая традиционных шевченковских празднований в марте, на которые предусмотрены отдельные расходы. Кроме того, есть юбилеи и даты местного значения — в соответствии с локальными бюджетами. Поэтому общее количество юбилеев, отмечаемых в Украине, может равняться или даже превышать количество дней в году, а потраченные на них средства никогда никто не сведет вместе и не посчитает. Впрочем, вопрос не в деньгах. То есть, не только в деньгах. Вопрос о практиках и значении того, что мы отмечаем.

Замена ритуалов

Вопросы политики памяти, в которую входит и коммеморация (те же юбилеи и памятные даты, а также музеи и памятники), остаются острыми в украинских дискуссиях последние 14 лет, с тех пор как президент Виктор Ющенко впервые в истории независимости поставил перед миром требование признать Голодомор геноцидом украинского народа. Предыдущая власть была лояльной к советскому наследию и не претендовала на переписывание истории, так тщательно вычищенной в советское время. Теперь история опять превратилась в набор сложных фактов, которые, кроме сплошных противоречий, ничем не сочетаются. Все добрые и плохие герои перемешались, победы неожиданно стали поражениями и изменами, а разобрать, кто кому друг, товарищ и брат до седьмого колена, нельзя было без открытых архивов КГБ. Вся эта историческая война между украинцами, русскими, поляками и (как в анекдоте) американцами продолжается в научных исследованиях, расследованиях и домыслах годами и только в редких случаях достигает света в конце тоннеля как более или менее понятная правда в свое время.

С 2014 году война эта стала более жестокой с введением закона о декоммунизации, который должен порвать все связи с советским прошлым. На страже чистоты новой истории и ее соответствия величию украинского народа появился Институт национальной памяти. Именно Институт пропагандирует новый канон героев и выбирает исторические даты, на которые должна опираться новая история Украины. Но интересно, что, как и многие другие процессы Института, воплощается он вполне в худших / лучших советских традициях.

Вопрос публичных пространств и их декоммунизации получил неплохое освещение и обсуждение в связи с буквальной наглядностью самих мест. Постаменты поваленных Лениных стали местами для экспериментов художников, из которых наиболее широкое творческое потребление приобрел постамент из-под вождя на Бессарабской площади в Киеве. Здесь бывший донецкий фонд «ИЗОЛЯЦИЯ» реализовал уже несколько временных инсталляций. На этом поле сформировались две позиции: сторонников идеи заменить старых героев новыми (или символами) и людей, которые предлагают оставить постамент как место творческого поиска и эксперимента.

Что же касается практик коммеморации, то они (как и любой ритуал) изменяются медленнее и сложнее, ведь задают ритм общественной жизни, который изменить одномоментно — все равно что заставить оркестр через мгновение с советского гимна перейти на произведения Сильвестрова. Хороший оркестр сможет, но не тот, что всю жизнь играл только «Союз нерушимый».

Интересно, что при таком активном использовании практики юбилеев она остается абсолютно неизученной и неисследованной в теории. Только коротко и в контексте чего-то другого. Да еще и эти ритуалы являются торжественными событиями в стране и должны отражать уровень «консолидации и развития исторического сознания украинского народа», как пишет буква закона. Итак, мы отмечаем то, что праздновали до нас так, как это всегда делали, образуя тотальный миф вокруг событий и имен, делит бренность нашей обыденной жизни на остановки возложение цветов и произнесение / прослушивание пафосных речей.

Википедия предлагает следующее определение: «Юбилей (позднелат. Jubilaeus от лат. Jubilatio „радостные возгласы“) — торжественно отмечаемая годовщина какого-либо события или деятельности определенного лица, существования учреждения, города. Как правило, исчисляется в круглых и преимущественно больших числах». Что же кроется за этой практикой коммеморации и откуда она появилась? Оказывается, что юбилеи праздновали еще в Древнем Египте. Но только в честь 30-летия правления фараона. Один юбилей, даже очень помпезный, в 30 лет — не такое уж и бремя для страны. Римские императоры отмечали круглые даты своего пребывания на престоле. С появлением христианства не сразу формируется новая традиция коммеморации. Лишь 22 февраля 1300 года папа Бонифаций VIII провозглашает юбилейный год, когда паломничество в Рим предоставляет отпущение грехов. Сначала это было раз в 100 лет, но тот год стал таким популярным у паломников, что назначили еще один через 50 лет, а затем ввели раз в 25 лет и дополнительный через 33 года. В ХХ веке было семь юбилейных годовщин. Европейские монархи позаимствовали эту традицию уже в Новое время. Особенно помпезным был 50-летний юбилей пребывания королевы Виктории на троне в 1887-м.

В тему: Юбилей

Юбилей как атрибут привилегированного класса прекращает свое существование вместе с империями. И уже в начале ХХ века начинают чествовать годовщины жизни и смерти писателей, художников, отмечают памятные даты в жизни наций. Сначала как празднование лиц и важных культурных, исторических и политических событий народов. Впоследствии это входит в быт и переходит в юбилеи бракосочетаний, годовщины основания предприятий, лет трудоустройства и заключается в том, что юбиляр организует событие, а приглашенные его приветствуют и вручают подарки. Правда, в фестивале тотального празднования юбилеев имеются более общие юбилеи, обычно определенные государством и соответственно им профинансированные. Они и интересуют нас больше всего.

Я сжигаю свой «Кобзарь»

В феврале 1914 года в Украине отмечали так называемый Немой юбилей, потому что в Российской империи официально запретили праздновать 100-летие со дня рождения Тараса Шевченко. Но украинцы не могли с этим смириться. 25 февраля в Каневе у Тарасовой могилы тайно состоялся сход, на котором читали поэзию «Кобзаря» и пели украинские песни. Именно тогда поэт Михайль Семенко забрал из типографии свой второй сборник на восемь страниц под названием «Дерзання, который киевские магазины не захотели взять. Украинский футуризм начался манифестом «Сам!», который завершал сборник после семи стихотворений: «Ей ти, чоловіче, слухай сюди! Та слухай же — ти, чудовий цілком! Я хочу сказати тобі декілька слів про мистецтво й про те, що до нього стосується, — тільки декілька слів. Немає нічого ліпшого, як розмовляти з тобою про мистецтво, чоловіче [...].

...Ах, з тобою страшенно тоскно... Я не хочу з тобою говорити. Ти підносиш мені засмальцьованого „Кобзаря“ й кажеш: ось моє мистецтво. Чоловіче, мені за тебе соромно... Ти підносиш мені заялозені мистецькі „ідеї“, й мене канудить. Чоловіче. Мистецтво є щось таке, що тобі й не снилось. Я хочу тобі сказати, що де є культ, там немає мистецтва. А передовсім воно не боїться нападів. Навпаки. В нападах воно гартується. [...] Якби я отсе тобі не сказав, що думаю, то я б задушився в атмосфері вашого „щирого“ українського мистецтва. Я бажаю йому смерти. Такі твої ювілейні свята. Отсе все, що лишилось від Шевченка. Але не можу й я уникнути сього святкування».

Именно во время празднования юбилея Шевченко кверофутуристы провели акцию по распространению сборника «Дерзання», ставшей декларацией появления нового явления в украинской культуре — украинской авангардной литературы. Тогда на это событие не обратили внимания, так как всех охватил патриотический настрой. Художественную общественность поглотили поиски «духовного эталона» нации. Тогда, как во многом и сегодня, украинское общество пыталось найти национальные приоритеты и определялось с самоидентификацией. И опять же, как и 100 лет назад, дискуссия сосредоточилась вокруг памятника, но тогда это был конкурс проектов памятника Тарасу Шевченко. На страницах украинских газет шли споры о каменном воплощении Великого Кобзаря, а новое искусство, которому надлежало составить славу своего времени, осталось в тени.

В тему: Киевский Баухауз

Не ходим ли мы теми же кругами 100 лет спустя? И 100 лет спустя в Украине (повторю это в третий раз) «консолидируют и развивают историческое сознание» своего народа, а также берегут национальную память. Является ли эта цель коммеморации исчерпывающей? Является ли она достаточной? И отвечает ли такая стратегия задекларированному европейскому направлению развития государства? Попробуем проанализировать опыт разных стран.

Дни Босха

2016-й в Европе объявили годом выдающегося художника Иеронима Босха, и он знаменовал 500 лет со дня смерти художника. По этому случаю собрался международный оргкомитет, в который вошли исследователи, музейщики, специалисты по коммуникациям, дизайнеры и кураторы. Среди них были и чиновники, которые должны способствовать воплощению всех идей. Празднование продолжалось не один день или даже месяц, а целых 500 (!!!) дней. За эти, считайте, полтора года были воплощены несколько десятков проектов (исследовательских, выставочных и даже шоу-программ), имевших отношение к творчеству Босха. Сопровождала проект широкая коммуникационная программа с рекламой, образовательными мероприятиями и даже программами для смартфонов.

Кульминацией была выставка «Видение гения» в родном городе Босха Хертогенбос. Южный нидерландский городок с населением около 140 тыс. стал эпицентром празднований и принимал туристов со всего мира численностью в несколько раз больше собственного. Максимальный в истории родного города сборник произведений художника (20 картин и 19 рисунков) собрали со всего мира: из Лувра, Музея Метрополитен, Прадо, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Палаццо Гримани в Венеции, Музея Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме. Изюминка выставки — презентация результатов шестилетнего исследовательского проекта «Босх: исследование и сохранение», во время которого исследовали и отреставрировали большинство работ мастера, а также идентифицировали ранее не подписанную его работу.

Другая выставка, не менее значимая, состоялась в Музее Прадо в Мадриде и стала крупнейшей выставкой работ мастера в истории: почти 50 картин. К ее созданию причастен ряд музеев мира, таких как Музей древнего искусства в Лиссабоне, галерея Альбертина в Вене, Музей изобразительных искусств в Бостоне, Национальный музей в Вашингтоне и т. п. На этой выставке Босх появился в контекстуальном дополнении.

Наряду с живописью этого художника экспонируются работы его коллег, художников из родного города Хертогенбос Аларт дю Хамель и Адриана ван Весселя. Гораздо менее известные имена, но именно в них можно найти разгадки некоторых странных босховских образов и понять, в каких обстоятельствах творил Босх. Далее кураторы выставки представили историю графа Энгельберт ІІ ван Нассау — лидера Тайного совета герцогства Бургундского и покровителя искусств. Считается, что именно граф был заказчиком триптиха «Сад земных наслаждений». В завершение экспозиции были представлены работы последователей Босха в ХVІ веке. Каждую выставку сопровождал солидный каталог.

Кроме исторических был реализован ряд проектов современного искусства. В городском музее Хертогенбос произошло несколько выставок: открывала программу премьера видеотриптиха нидерландского художника Иероена Койманса. Эпическая работа «Рыба Став Песня» этого художника стала результатом его десятилетней работы в Нидерландах, Венгрии и на острове Кюрасао. Работа о религиозной мании и вечный поиск искупления вдохновлялась «Садом земных наслаждений» Босха. Второй выставкой был дизайнерский проект испанца Начо Карбонелла в стиле сюрреализма.

Его мебель и вещи похожи на мистических существ из картин Босха, поэтому даже сложно представить их практическое применение. Выставка испанского художника Фернандо Санчеса Кастильо была посвящена связи искусства и политики. Художник предложил свой трибьют мастеру и создал работу, которую сам Босх, возможно, сделал бы для короля Испании Филиппа II. Две последние выставки представили мировых звезд современного искусства: британский дуэт Джейк и Динос Чепмены, швейцарский видеохудожник Пипилотти Рост и голландский режиссер Габриэль Лестер объединили свои работы в инсталляцию «Небеса, Ад и Земля», а бельгиец Ян Фабр представил монументальные мозаичные панно из серии «Дань Иерониму Босху в Конго». Проект, посвященный жестокости бельгийских колонизаторов в Конго, киевляне имели возможность увидеть несколько лет назад.

Публичное пространство Хертогенбос также было задействовано в программе. Изготавливали девятиметровую триликую сову по всему городу: каждый желающий приложил усилия к созданию нового кованого символа города, который так часто случается в работах Босха. Кроме фестивалей музыки и театра, детских спектаклей и оперы, цирковых программ ежегодно в июне происходит Парад Босха: театрализованное представление на реке Доммель, которое проходит в родном городе художника. Удивительные костюмы, декорации, освещение и драматургия, усиленные магическим течением реки, производят впечатление живых картин мастера, который и через 500 лет после своей смерти остается актуальным источником идей для европейской культуры. Босхомания охватила всю Европу и дошла даже до Москвы.

Оживить Шекспира

Великобритания в прошлом году оживила Шекспира, который умер 400 лет назад. «Shakespeare Lives», или «Шекспир живет», — это название программы Британского Совета и британской правительственной инициативы GREAT (британская правительственная программа, задача которой — популяризация туризма, образования, бизнеса и креативных индустрий в Великобритании, привлечение инвестиций и т. п.), разработанной в сотрудничества с театрами, музеями и образовательными учреждениями.

Благодаря Киевскому офису Британского Совета украинцы смогли стать зрителями и участниками программы, не покидая дома. Глобальный проект готовили несколько лет, и работала над ним отдельная команда. Начали программу с двухлетнего мирового турне шекспировского театра «Глобус» с обновленным «Гамлетом». И хотя Шекспир давно вошел в программу базового образования во всем мире, британцы используют возможность закрепить имя своего выдающегося художника как одного из создателей гуманистической парадигмы человечества. Ведь современные общества развиваются очень быстро и нужно сверяться «с отправными пунктами гуманности», чтобы не потерять то, что было наработано классиками и прошло проверку временем.

Надо отдать должное команде, которая не пошла путем навязывания очевидных истин, а попыталась актуализировать идеи классика и вместе с тем привлечь внимание молодого поколения, прежде всего детей школьного возраста. Благодаря методическим пособиям для учителей шекспировская драматургия становится базой для развития критического мышления, а онлайн-платформа «Смикшируй спектакль» является возможностью сделать собственную постановку пьесы, выбирая между вариантами заготовок. Массовое использование «Эмодзи Шекспир» (эмодзи — небольшое цифровое изображение, иконка) вообще выходит за пределы «высокого» искусства в сферу развлечений, но британцы не считают это унижением гения. Наоборот, видят в этом потенциал расширения аудитории ценителей его таланта. И, конечно, сам Шекспир велел изучать с ним язык. Поэтому онлайн-курс по изучению английского языка «Изучай английский с Шекспиром» к вашим услугам.

Программа включает много других пунктов, но интересно, что среди них нет возложения венков к могиле писателя, презентации крупнейшей (в смысле физического размера) в мире книги пьес Шекспира, пафосных речей организаторов программы, даже вручения мнимой «Премии Шекспира» современным британским драматургам.

Представим себе 400-ю годовщину со дня смерти Тараса Шевченко в Украине и программу празднования этой даты. Торжественный подъем цветов к могиле на Чернечей горе, 100-томное издание шевченкиады всех языках мира, хмурые лица чиновников, тоскливые формальные речи и сладковатый пафос действа в стиле «так треба», «а как же не отметить?», «Потому что так принято». Но кем — принято? И зачем мы бездумно повторяем движения, которые для нас не имеют никакого смысла? Не добавляют нам смыслов, чувств, понимания? Почему мы по умолчанию ориентируемся на прошлое, а не на сегодня и на завтра. Кому нужен это «праздник» культуры без культуры, без нас самих?

В тему: Август — месяц праздников. И связанных с ними ляпсусов и глупостей

Помянуть по старинке

Что предусматривает юбилейное празднование в Украине и каких целей оно достигает? Начнем с регламентации. За время независимости празднования юбилеев и памятных дат лишь несколько раз волновало высшее руководство нашей страны. Указы, постановления и приложения к ним подписали президент Леонид Кучма (1995 и 1999), премьер-министр Виктор Янукович (2003) и на той же должности Николай Азаров (2010). Никто никогда не интересовался этим вопросом и не пересматривал первый Указ Леонида Кучмы от 1995 года «Об упорядочении празднования памятных дат и юбилеев». Интересно, на чем базировался тот первый указ? На постановлении ЦК КПСС «Об упорядочении в праздновании юбилеев 1958». Цель постановления была остановить беспорядочно и самовольно объявляемые юбилеи всех и всего «независимо от заслуг юбиляров перед государством и народом».

В середине 1950-х годов СССР захлестнула волна празднования юбилеев, под которые создавались на разном уровне комиссии и комитеты, выделялись государственные (!) средства, за которые устраивали торжества, концерты, выставки, привозили гостей, выпускали юбилейные медали, значки, почтовые марки и т. д. В конце концов эта юбилеемания стала целой индустрией, через которую тратились огромные государственные средства. Новое постановление называло самовольных юбиляров расхитителями государственного имущества.

Отныне юбилеи общегосударственного значения необходимо было подавать на согласование в ЦК КПСС и Совет Министров СССР с объяснением достижений и заслуг юбиляра / важности события. Разрешенные даты празднования фиксировались на 50 и 100-летие. Для отдельных особо заслуженных перед государством лиц разрешалось празднование более мелких дат, но только с разрешения руководящих органов. Постановление 1958 года отменило все предыдущие, начиная с 1925-го, но одно осталось без изменения: любой юбилей или дата должны утверждаться центральными органами государственной власти.

Итак, юбилеи полностью вошли в сферу государственной регламентации в Советском Союзе. Кто или что должно отмечаться, как часто и, собственно, каким образом. Все это определялось с учетом политики, потребности и вкусов руководителей партии в СССР. Независимая Украина на законодательном уровне остается в тех же обстоятельствах. Хотя формально предложить юбилей или дату может и гражданское общество: подать соответствующую просьбу в одно из министерств или Верховную Раду. Но утверждение и порядок празднования зависят исключительно от утверждения Кабинетом Министров. Напоминаю, что речь идет об общегосударственных датах.

Никаких изменений с 2010-го не происходило. Хотя если в 2010-м Кабмин принимал заявки на юбилеи за полтора года до предлагаемой даты, то в последние годы Верховная Рада утверждает такой список на текущий год только в феврале и предлагает в течение месяца собрать оргкомитет, который придумает план действий и найдет финансовые возможности для их реализации. И потому не стоит жаловаться на качество и продуманность мероприятий, подготовку и реализацию которых остаются считанные дни.

Жаль, что в отечественной науке нет исследования юбилеев, в частности, их связи с памятью. Вообще в мире юбилеи как социокультурное явление начали интересовать исследователей недавно и преимущественно в контексте исследования понятий праздника, ритуала или мифа. Однако это не препятствует появлению новой области знания — юбилееведения, которая принадлежит сразу к нескольким гуманитарным сферам: культурологии, социологии и музееведению. Интересно, что только в одной стране мира юбилей исследуют как социокультурное явление, его историческое происхождение, влияние на формирование национальной идентичности и исторического сознания общества. И я оставлю читателю возможность отгадать самому, о какой именно стране идет речь.

Итак, практика празднования юбилеев и памятных дат в Украине, что является частью коммеморации и принадлежит к политике памяти, работает по советскому образцу и поддерживает традицию государственной гегемонии в формировании исторического сознания народа. Кроме, собственно, «нормативной силы» государство формирует политику памяти через школьные программы по истории и финансирование соответствующих исследований.

Юрий Лотман писал, что «празднование юбилеев является одновременно ключом к пониманию духовных стремлений и идеологии времени». Учитывая это, хочется вспомнить об умалении значения одних событий и лиц по отношению к другим. В частности, историк Ярослав Грицак не раз отмечал о недооценке фигуры Ивана Франко, 160-летие со дня рождения которого пришлось на 2016-й, но фактически было проигнорировано. Осталось на совести отдельных исследователей и институтов и 100-летию украинского авангарда, и многих выдающихся художников.

А явление культурных юбилеев, как и сама сфера культуры, получает крохи с большого стола политических и экономических сфер. И дальше обслуживает идеологию, развлекает массы и остается преимущественно за пределами серьезных разговоров о жизни.

Татьяна Филевская, опубликовано в издании Тиждень.UA

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]