Убийства заказывает … полиция. Как в Одессе судят напавших на руководителя "Автомайдана"

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

На одесского активиста Виталия Устименко напали более двух лет назад. Подозреваемых в нападении арестовали через четыре месяца, через год дело передали в суд. Сейчас есть реальный риск, что после года судебных слушаний заказное покушение на убийство превратится в "хулиганку".

Активист требует заслушать на суде ключевого свидетеля и возможного организатора: тот был рядом с местом нападения, а после нападения на Устименко звонил в скорую. Кроме того, этого же человека рассматривали как возможного организатора по делу о нападении на других одесских активистов - Григория Козьму и Михаила Кузаконя. Впрочем, сейчас в деле он также проходит как свидетель: пострадавшие говорят, что следствие не собрало достаточно доказательств его причастности к преступлению. Устанавливать заказчиков этих и других нападений на одесских активистов должно главное следственное управление СБУ: отдельное уголовное производство передали в столицу более года назад. Однако новых подозрений пока никому не объявили.

Одесская область стабильно удерживает первые места в рейтинге опасности для активистов: за последние несколько лет здесь напали на около два десятка активных граждан. Самим известним в последнее время является дело о нападении на Сергея Стерненко, но оно далеко не единственное.

На эту тему: Татьяна Печончик: "Страна не может гарантировать защиту своим активным гражданам"

В июне 2019 года в Приморском районном суде Одессы начали судить двух обвиняемых в нападении на Виталия Устименко. 5 июня 2018 года его избили, порезали голову и ударили ножом в бедро. На тот момент активист работал ведущим на одесском телевидении. Но что предшествовало покушению?

Устименко возглавляет всеукраинскую организацию "Автомайдан", сотрудничает с ОО "Центр ЮА". Он участвовал в Революции достоинства, организовывал самооборону в Одессе, противостоял пророссийским деятелям во время "руской весны" 2014 года и служил в Вооруженных силах Украины. После "дембеля" Устименко вернулся к общественной деятельности и быстро стал одним из самых известных активистов города.

Устименко неоднократно вступал в противостояние с местной властью и элитами, в частности одесским городским головой Геннадием Трухановым. За несколько месяцев до покушения активиста избили на судебном заседании, где суд решил не отправлять мэра в СИЗО. Труханова подозревали в завладении средствами городского бюджета, но в феврале 2018 года его отпустили на поруки народного депутата Дмитрия Голубова.

На эту тему: Депутат-злочинець Голубов, якого розшукує ФБР, за рік купив майже 9 тис. Bitcoin

После оглашения решения Устименко вслух заявил:

"Сепаратист и коррупционер Труханов может быть свободен, да здравствует украинский суд".

По его словам, это повлекло жесткую реакцию со стороны депутатов городского совета от партии самого Труханова.

"Они указали титушкам на меня, после чего те начали бить меня руками и ногами. Это было здесь, в помещении суда, в присутствии полиции", - заявил Устименко.

До этого, весной 2017 года, активист участвовал в сессии городского совета и призвал прекратить незаконное строительство. Оттуда его выталкивали работники муниципальной охраны - силовой структуры, которая была создана в 2015 году и с тех пор неоднократно использовалась против оппозиционных активистов. В сентябре 2017 года Устименко с другими активистами разрушал флигель, который пытались построить вплотную к памятнику архитектуры. Такая силовая защита исторического центра привела, в частности, и к столкновениям с полицией.

Лето нападений на активистов

Устименко был не единственным, кто подвергся атаке в жаркие месяцы 2018 года. В мае напали на Сергея Стерненко, который убил одного из нападавших, в июне избили Устименко, в июле облили кислотой херсонскую активистку Екатерину Гандзюк, которая через три месяца умерла в больнице, а в сентябре стреляли в одесского политика и общественного деятеля Олега Михайлика. Также в августе 2018 года пытались убить активистов Михаила Кузаконя и Григория Козьму: на машину, где они должны были находиться, наехал грузовик. Обоим повезло, и они не пострадали. Позже полиция даже задержала возможных исполнителя и заказчика покушения. И об этом нападении мы еще обязательно вспомним.

Нападения на активистов в Одессе случались и раньше. Так, в 2017 году избили активисток Светлану Пидпалу и Алину Радченко. Напавших на женщин установили и задержали, но и посредники, и организаторы избежали ответственности. В полиции тогда утверждали, что их имена известны, но из-за слишком "легкой" квалификацию преступления правоохранители не могли выполнить необходимые следственные действия для доказательства вины организаторов. Женщинам, по официальной информации, нанесли легкие телесные повреждения. Таких ограничений следственных действий не было в деле Устименко. Нападение на него почти сразу квалифицировали как покушение на убийство (часть 2 статьи 15, пункты 11, 12 части 2 статьи 115 УК).

Как напали на Устименко

Когда активист выходил из одесского филиала "Громадського" на обеденный перерыв, его уже ждали, по крайней мере, два человека. Также, по оперативной информации, вблизи находился не установленный досудебным следствием человек, имевший отношение к покушению, - об этом говорится в материалах дела. На Устименко напали двое молодых людей спортивного телосложения. Его избили и нанесли две резаные раны головы и одну колотую рану ягодицы.

На помощь Устименко бросился его друг и коллега Михаил Кушнир: начал отгонять нападающих, атаковал одного из них, и нападавшие побежали прочь. Сам Устименко неоднократно говорил, что Кушнир спас ему жизнь. Уже потом, во время досудебного следствия, Устименко узнал, что оба нападавших находились в Одессе около двух месяцев: на это указывают данные их мобильных телефонов. А в день нападения они ждали его минимум 2 часа.

Подозреваемых задержали 25 сентября 2019 года - через три месяца после нападения на него и через несколько дней после покушения на Михайлика. Тогдашние прокурор Одесской области Олег Жученко и председатель Национальной полиции Одесской области Дмитрий Головин сообщили журналистам о задержании в качестве подозреваемых в нападении на Устименко, так и тех, кто, вероятно, стрелял в Михайлика. По их словам, доказательств было достаточно и они были убедительны.

Подозреваемые в нападении - участники боевых действий

Полиция задержала по подозрению в нападении на Устименко двух людей - Станислава Руденко и Юрия Гаврилюка. В январе 2015 года Руденко осуждали за кражу оружия: в августе 2014-го, он украл пистолет и несколько магазинов. Он признал свою вину и получил условный срок, даже не потеряв звание младшего сержанта. Позже СМИ неоднократно писали о Руденко как об активном участнике боевых действий, бойце Военно-Морских сил, затем полка "Азов", а впоследствии - 54-й отдельной механизированной бригады. В суде Руденко утверждал, что является военнослужащим, однако пресс-офицер подразделения заявил журналистам, что боец давно самовольно оставил часть. Оба обвиняемых отрицали свое участие в преступлении. Экспертиза видеозаписей с камер наблюдения не дала стопроцентной гарантии, что нападали именно они, но Устименко и Кушнир уверены - это именно те люди.

Представительница Устименко в суде, адвокат Светлана Попова, рассказывает, что, согласно материалам следствия, обвиняемые служили вместе и вместе оставили военную часть в конце марта.

"После 20 апреля они приехали в Одессу. Похоже, что здесь они начали следить за Устименко, а 5 июня - напали. Потом уехали из города и 12 июля вернулись в воинскую часть. По факту самовольного оставления места службы были открыты уголовные производства, и в одном из них есть приговор, он признался, а по второму дело не движется", - рассказывает Попова.

Юрист видит в этом дополнительное доказательство умысла и даже ходатайствовала об истребовании материалов уголовного производства об оставлении части.

"Мы хотели узнать, как обвиняемые объяснили столь долгое отсутствие на месте службы, но суд отказал. По мнению коллегии, это не имеет отношения к сути нашего дела",- говорит адвокат.

Возможного организатора не привлекли к ответственности

Следствие также рассматривало возможную роль в покушении на Устименко Евгения Лисицкого - жителя Житомира, который во время нападения на активиста находился поблизости. На допросе он говорил, что после драки побежал за нападающими, но затем вернулся на место преступления. Также Лисицкий позвонил на 103, чтобы вызвать скорую для Устименко. Руденко и Гаврилюка как нападавших он не узнал. Следствие предполагало, что Лисицкий является посредником или даже организатором.

"В марте и апреле 2018 года Лисицкий встречался с подозреваемыми в Житомире, они ездили в Кривой Рог, потом поехали в Одессу и находились здесь. Они постоянно созванивались и контактировали в день перед нападением. Судя по перехвату мобильных телефонов, они встретились непосредственно после нападения", - говорит Устименко.

На момент допроса о покушении на Устименко Лисицкий находился в СИЗО в пределах другого дела: его подозревали в причастности к нападению на еще двух одесских активистов, Михаила Кузаконя и Григория Козьму.

На эту тему: Назарий Кравченко: «Полиция сейчас будет делать все, чтобы Майдан не повторился»

Два нападения связаны одним свидетелем: оба раза был неподалеку покушений

Напомню, покушение на них совершили в августе 2018 года, через два месяца после нападения на Устименко. За несколько недель Лисицкого арестовали вместе с еще двумя подозреваемыми, Александром Желязко и Сергеем Ткаченко,- возможными заказчиком и исполнителем. В марте 2019 года Лисицкого отпустили под залог, вероятных сообщников оставили под стражей.

Последние несколько месяцев дело о нападении на Козьму и Кузаконя слушают в суде. Сам Лисицкий проходит по делу Козьмы-Кузаконя только как свидетель: следствие не нашло достаточно доказательств его непосредственного участия в покушении на убийство. В июле 2019 его приговорили только за хранение оружия. Лисицкий получил трехлетний условный срок.

За год судебных слушаний по делу Устименко Лисицкий так и не выступил в суде: в обвинительном акте говорится о покушении на убийство и об организованном преступлении, но никаких имен, кроме Гаврилюка и Руденко, там нет. Устименко считает, что третьим лицом, которое сначала называли неустановленным, может быть именно Лисицкий.

Ранее были шансы, что суд установит в нападении признаки организованного преступления, говорит Устименко 24 июня, за день до очередного заседания.

"Мы с адвокатом Светланой Поповой это доказывали и были шансы, что так и останется. Но в последний раз ни прокуратура, ни суд не увидели необходимости в приводе на заседание свидетеля Евгения Лисицкого. Мы увидели, что прокуратура не подает ходатайство в суд и суд, соответственно, не дает определений об обязательствах Лисицкого явиться", - рассказал Устименко.

25 июня, когда Лисицкий не явился по повестке, прокурор Юрий Богомолов подал ходатайство о его приводе в качестве свидетеля и допрос его с помощью видеоконференции: свидетель находился в Житомире.

Обвиняемые отрицают любую вину

Адвокаты обвиняемых Андрей Фатеев и Сергей Грибенников назвали действия прокурора затягиванием процесса и заявили, что во время досудебного расследования Лисицкого не допрашивали как свидетеля, только брали объяснения по обстоятельствам. Защита также отметила, что в реестре досудебных расследований Лисицкий ни был указан как лицо, которое надо допросить.

"Прокурор не доказал, что показания свидетеля важны", - заявил Грибенников. Вообще защита полностью отрицает причастность обвиняемых к совершению преступления.

"Ни одна экспертиза в уголовном производстве не указывает, что именно Гаврилюк и Руденко совершали это преступление. Все экспертизы - в пользу подсудимых: ДНК-экспертиза, видео-экспертиза. Экспертиза по татуировке на ноге нападающего говорит о вероятном изображении", - говорит адвокат.

Он также утверждает, что процедуры опознания проводились уже после того, как правоохранители заявили о причастности именно этих лиц к преступлению.

Суд удовлетворил ходатайство прокуратуры, но на следующем заседании, 10 июля, допрос сорвался: судебное заседание началось с опозданием, и единственное, что сделал суд, это продолжил Руденко и Гаврилюку содержание в СИЗО. Впрочем, уточнив, что первый должен пройти медицинское обследование: по словам самого обвиняемого, из-за последствий контузий и ранений ему требуется регулярное лечение. Теперь и допрос самих обвиняемых, и допрос Лисицкого, и прения сторон должны пройти 4 сентября.

Заказчиков должна искать СБУ, но дело "застряло"

Отдельное следствие относительно заказчиков нападений на Устименко, на Кузаконя с Козьмой, на других активистов ведет главное следственное управление СБУ. Но в течение года следователи СБУ не вызвали активистов для проведения следственных действий и не информировали потерпевших о ходе расследования, говорит адвокат Кузаконя и Козьмы Артем Карташов. Он сейчас готовит адвокатский запрос в правоохранительные органы, чтобы узнать о состоянии расследования.

По мнению адвоката, нападения связаны между собой, по крайней мере, персоналиями.

"В этих производствах присутствует не только Лисицкий, но и еще несколько человек. Они так же находились рядом с покушением на Виталия Устименко. Поэтому я думаю, что это - связанные производства и связанные лица. Тем более установлена связь между ними, установлено документально и доказательно", - уверен Карташов.

Попова также считает Лисицкого организатором или соисполнителем, но напоминает - он еще и заказчик и, возможно, пособник. Поэтому его и вызвали в суд, хотя бы в качестве свидетеля, а возможно, как одного из "неустановленных следствием лиц".

"Еще в марте 2019-го по другим соучастникам было выделено отдельное уголовное производство, в котором должны быть установлены заказчик и другие причастные лица. Мы рассчитывали на комплексное расследование, которое повлияло бы и на исход дела относительно исполнителей, но тщетно. И в ГУ НП Одесской области, и в СБУ, куда дело направили после многочисленных ходатайств с нашей стороны, никаких движений не было. Дело и в настоящее время находится на уровне расследования двухлетней давности: ни одному лицу подозрение не огласили, новых обстоятельств не установили", - отмечает Попова.

Одним из таких лиц, объединяющих нападения, может быть некий Михаил Р.: по оперативной информации он, как и Лисицкий, был недалеко от места нападения и мог быть посредником между заказчиком и организатором покушения на Устименко.

Исполнителей нападений на активистов могут подыскивать опытные преступники

Карташов предполагает, что может существовать некий черный рынок силовых услуг - когда нужного человека могут запугать или избить. На нем "работают" люди с криминальным прошлым, которые, чтобы сэкономить, могут искать людей без криминального опыта на роль исполнителей.

"Как мы видим из нашего производства, пытаются привлечь людей не из криминала. У нас в производстве есть организатор, который скрывается от следствия: он уже был осужден. Желязко также был осужден. Однако ни Ткаченко, водитель грузовика в нашем деле, ни Лисицкий ранее не имели судимостей. Думаю, полиция находит людей с криминальным прошлым, поручает им что-то, а они дальше подбирают исполнителей", - считает адвокат.

На эту тему: “Дело Стерненко”: подозрение, способное взорвать Украину?

В декабре 2019 года в парламенте перезапустили временную следственную комиссию для осуществления парламентского контроля за расследованием нападений на Екатерину Гандзюк и других общественных активистов в 2017-2018 годах. Ее отчет утвердили в июне 2020 года. В предыдущем составе парламента такая группа также была: ее отчет утвердили в июле 2019 года. Представляя документ, тогдашний председатель ВСК Борислав Береза отмечал, что заказчиков нападения на Виталия Устименко следствие не установило.

Как сообщила заместитель председателя нынешней ВСК народный депутат Соломия Бобровская, первые полгода комиссия сконцентрировалась на делах Екатерины Гандзюк и Сергея Стерненко. А вот следующие шесть месяцев народные депутаты будут работать, в том числе, и над нападениями на других одесских активистов, в частности Виталия Устименко. Бобровская отметила, что у них даже запланировано выездное заседание следственной комиссии в Одессе. 

"Это будет наша вторая волна", - заявила депутат.

Максим Пшибышевский,  опубликовано на сайте Центр прав людини ZMINA


На эту тему:

 

 

 

 

 

Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

20:00
У п'ятницю дощитиме в Карпатах і на сході, вдень до +20°С
19:59
Українці гинуть за мільярди Ахметова: благодійне товариство ФК "Шахтар" отримало бронь від мобілізації
19:28
США та Великобританія перевіряють криптовалютні транзакції на суму понад $20 млрд, що пройшли через російську біржу
19:10
The Telegraph: Яка зброя може змінити хід війни в Україні
18:46
Зеленський: рф готує новий наступ у травні-червні, ми не готові до цього (уточнення)
18:07
Як Китай поглинає колись вільний Гонконг
16:59
Чисельність населення України на вільних територіях 31,5 мільйона
14:10
«Чия система витримає, той і переможе»: що стоїть за останніми обстрілами росією енергетичної інфраструктури України
13:59
РПЦ оголосила “священну війну” Україні (документ)
12:04
Бурштинська та Ладижинська ТЕС зруйновані майже повністю: чим Україні загрожують нові атаки на енергосистему

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]