Взрывоопасное будущее

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Босния и Герцеговина не смогла разминировать территорию и через 15 лет после войны - не хватило денег. Однако опыт балканской страны во многом может послужить полезным примером Украины.

В штабе антитеррористической операции в прошлом году посчитали, что на разминирование Донбасса понадобится от 10 до 15 лет. Сейчас Украина является одним из наиболее загрязненных минами и взрывоопасными пережитками войны государств в мире. По подсчетам ООН, площадь заминированных территорий достигает 7000 км².

Украина, впрочем, не первое государство, которое имеет такую проблему. В 1995-м в Боснии и Герцеговине завершилась война. Эта страна в 11 раз меньше Украины, там было заминировано более 4000 км². Сейчас же осталось около тысячи, однако в большинстве случаев - это леса или горы, где живут люди.

Говорить о беспрецедентном успехе Боснии нельзя, ведь выполнить план по полному разминированию до 2019 года ей так и не удастся. Однако опыт балканской страны во многом может послужить полезным примером Украины.

Что мешает завершить процесс вовремя? Какие сложности? Как люди, в чьих домах есть мины, в чьих местах проживания есть мины, с этим справляются? Об этом - в беседе Громадського с пиар-менеджером Центра по разминированию Боснии и Герцеговины Светланой Трифкович, а также с главой Департамента по обезвреживанию боеприпасов Федерального агентства гражданской защиты Сеадом Враной.

В тему: От подрывов на минах на Донбассе погибли по меньшей мере 355 мирных жителей

Как устроена система

Светлана Трифкович, пиар-менеджер Центра по разминированию Боснии и Герцеговины (BHMAC):

- Центр разминирования Боснии и Герцеговины - это государственная организация. Наша главная задача - координация деятельности по разминированию. Мы не нанимаем саперов, но отвечаем за планирование и организацию процесса. Непосредственную работу выполняют команды от аккредитованных организаций. Сейчас мы имеем 26 различных организаций, Агентство по гражданской защите, армию и несколько коммерческих и общественных учреждений.

Центр осматривает территорию вероятного заминирования, собирает информацию, проводит немедленную маркировку территорий, где, возможно, есть мины. Мы создаем проекты для разминирования, которые потом передаем ответственным организациям. Все контролируется нами, мы имеем инспекторов, которые идут на поле и следят, чтобы все происходило согласно правилам и различным документам и стандартам. Когда все сделано, мы проводим контроль и выдаем сертификаты, что территорию очистили, и теперь она может использоваться.

Пиар-менеджер Центра по разминированию Боснии и Герцеговины (BHMAC) Светлана Трифкович, Сараево, Босния и Герцеговина, 11 октября 2018 года

Сеад Врана, глава Департамента по обезвреживанию боеприпасов в Федеральном агентстве гражданской защиты:

- Агентство по гражданской защите - это правительственная организация, ответственная не только за разминирование, но и за другую работу, касающуюся защиты населения от мин. Это, например, поиск мин, спасение людей в городских районах, поиск мин в воде, химическая, биологическая и ядерная защита.

Например, сейчас строят автомагистраль. Наша ответственность - убедиться, что эти участки не заминированы, а если да - разминировать их. Или если вы будете работать у себя в саду и найдете неразорвавшуюся мину. Набираете номер 121, и одна из ближайших наших команд приедет, чтобы устранить это.

Прогресс за 23 года после войны

Светлана Трифкович, пиар-менеджер Центра по разминированию Боснии и Герцеговины (BHMAC):

- Из 4200 квадратных километров мы имеем 1053 таких территорий. Не все они нуждаются в разминировании.

В тему: Для разминирования Донбасса понадобится не менее 10 млрд евро, — эксперт

Все жилые территории очистили. То есть люди живут в своих домах, но их земля или, скажем, лес вокруг до сих пор заминированы. За их домами вы до сих пор можете найти предупредительные знаки. Жить там на самом деле не очень безопасно. Но они говорят: «Ой, с нами ничего не случится». Собирают там дрова, пасут скот и тому подобное. Если вы отдаете людям дом, им все равно нужно за что-то жить. И они выживают за счет этой земли или леса.

Нам нужно расчищать и прилегающие территории, ведь людям нужен доход, то, с чего можно было бы жить. И это главная проблема сегодня. Мы работаем с этими сельскохозяйственными землями и лесами, которые могут быть использованы и в туристических целях. Это наши нынешние приоритеты.

Большинство людей, которые могли вернуться, не сделали этого. Но есть и те, кто не имел, куда идти. Они вернулись туда, зная об опасности. Многие люди обращали внимание на знаки. Но, конечно, были и те, кто жил за счет леса или земли, поэтому они рисковали жизнью, чтобы обеспечить семью. Они рубили дрова в лесу, копали землю - они не имели другого выбора, хотя и знали о минах. Недавно был инцидент у Сараево: один пастух зашел на такой участок, проигнорировав знак, и получил ранения. Такое до сих пор случается ...

На самом деле, мы имеем большую проблему с маркировкой таких участков, со знаками о минах. Есть много людей, которые просто продают их как металлолом. Или используют их другим образом. Так они рискуют сами и подвергают опасности других. Вместе с другими организациями нам приходится проверять, все ли знаки на месте.

Глава Департамента по обезвреживанию боеприпасов Федерального агентства гражданской защиты Сеад Врана, Сараево, Босния и Герцеговина, 11 октября 2018 года

Почему не удастся разминировать всю страну до 2019 года

Сеад Врана, глава Департамента по обезвреживанию боеприпасов Федерального агентства гражданской защиты:

- В начале работы все мины находились очень близко к поселениям. Чтобы провести одну операцию, не нужно было ехать далеко. Кроме того, выделяли достаточное финансирование. Больш операторов работало в поле. Речь идет о конце 20 века.

Сейчас картина иная. Финансирование меньше. Это одна из основных проблем. И рисковые зоны значительно дальше от поселений, территории сложные, работа сложная, все рискованнее, дороже, поэтому медленнее.

Одно дело разминировать поле, где можно привлечь собак и машины, другое - разминировать лес в горах. Там надо сначала обрезать кусты и деревья, и только потом разминировать. Сегодня меньше саперов. Многие работники уже ушли в отставку. А новые люди не слишком охотно идут на эту работу. Если сложить вместе все причины, вы сформируете разницу между тогда и сейчас, и поймете, почему процесс настолько замедлился.

В тему: Після завершення бойових дій час розмінування Донбасу може тривати від 10 до 20 років

Светлана Трифкович, пиар-менеджер Центра по разминированию Боснии и Герцеговины (BHMAC):

- К сожалению, проблема до сих пор в деньгах. Более 50% финансирования предоставляют иностранные доноры. Нам этого не хватает. Стране следовало бы выделять на это больше. Мы разрабатываем новую стратегию, ведь нам надо придерживаться Оттавского соглашения, согласно которому мы обязаны разминировать все до 2019 года. Но этого не произойдет. Главная причина - нам не хватило средств. Поэтому надо оттянуть дедлайн на 5 лет, и, вероятно, за это время мы сможем разминировать все территории.

Фото вверху: http://www.nap.ba/new/vijest.php?id=16292

Дюда Корниевич, фото автора; Громадське

Перевод: Аргумент

В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

20:00
У п'ятницю в Україні короткочасні дощі, на півдні до +28°С
19:08
Міністр-кримінальник Сольський подав заяву про відставку
18:03
Автівки на потреби армії: який транспорт можуть забрати
16:24
Голову райсуду на Дніпропетровщині взяли на хабарі
16:15
Антитютюнові активісти заплуталися у власній бухгалтерії і не хочуть звітувати за отримані гранти
14:18
ПЦУ спростувала міф про те, що жінкам неможна перебувати у церква в брюках і з непокритою головою
12:59
Щільність застосування дронів на бахмутському напрямку небачена раніше — військовий
10:55
Шабунін: Офіс Генпрокурора закрив понад 1,2 тис. проваджень щодо бізнесу, проте лише 2 з них належать БЕБ, яке "стриже" підприємців
09:02
Офіс генпрокурора після аудиту закрив кожну п'яту справу проти бізнесу, найбільше "туфти" плодить ДБР "імені Татарова"
08:27
Українські чоловіки 18-60 років не зможуть отримати паспорти за кордоном – постанова КМУ

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]