Юлия Латынина: Nginx и уничтожение IT в России - гэбисты справились без всякого ЦРУ

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Дело, о котором я хочу рассказать - это Nginx. Это история, сопоставимая по омерзительности с арестом Майкла Калви с той только разницей, что Калви — это, конечно, хороший человек, инвестор, но, в общем, по мировым рынкам это крошечный игрок на крошечном рынке, а Nginx — это самый популярный веб-сервер мира.

Вот по данным Netcraft на декабрь 19-го года его использовали почти 38% от общего количество сайтов по всему миру. Так что, если вы меня слушаете или смотрите по YouTube, очень вероятно, что вам помогает сервер Nginx.

И начали его делать русские люди: Игорь Сысоев и Максимов Коновалов в 2004 году. Сысоев тогда работал сисадмином в «Рамблере». «Рамблер» тогда был еще IT-компанией. Это потом он сдох и засмердел, это потом его владелец Ашманов (Игорь Ашманов,  российский предприниматель в сфере информационных технологий - А) начал бегать по кремлевским кабинетам с идеей национального поисковика. И в результате всех этих ашмановских разговоров про киберсуверенитет к «Рамблеру» присоединился Мамут (Александр Мамут, известный российский предприниматель - А), там еще убитая «Газета.ру», убитая «Лента.ру» — все эти смердящие трупы впарили «Сбербанку» за 11 миллиардов рублей, то есть — внимание! — за 176 миллионов долларов. Вот так выглядит цифровая революция в исполнении «Сбербанка» по покупке «цифровых трупов».

В тему: Американские гиганты IT-индустрии присоединились к санкциям против России

Тем временем сисадмин Сысоев, который накропал себе программку и который в отличие от Мамута, который к этому времени до продажи «Сбербанку» владел «Рамблером», не убивал собственных активов, не уничтожал «Ленты.ру», сделал первый по величине в мире веб-сервер. Но в основном это open source, в основном бесплатно, но у него есть платная версия. Платная версия — это как раз для крупных компаний с какими-то бубенцами и примочками. И вот эту платную версию продали компании F5 Networks за 670 миллионов долларов. Вот это к вопросу о цифровом суверенитете. Согласитесь, эта вся коллекций убитых «цифровых трупов», она вся стоила 176 миллионов долларов. а только небольшая часть Nginx, только платная его часть версии, зато развивавшаяся в совершенно нормальных рамках стоила 670 миллионов.

И через некоторое время после этой продажи «Рамблер» (продали «Сбербанку» за 176 вместе с «Лентой», «Афишей», «Газетой») вспомнил, что Nginx за 670 миллионов долларов у него украли. И нет, чтобы обратиться в арбитраж — завели уголовное дело. Постановление об этом уголовном деле опубликовал у себя в Твиттере сотрудник Nginx Ипполитов, потом стер. Согласно уголовному делу «неустановленные сотрудники «Рамблера» в неустановленное время разработали и украли программу для ЭВМ Nginx — как я давно не слышала этого сладкого слова «ЭВМ»! С тех, наверное, как в детстве читала советскую фантастику, — а именно представленную в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата».

В тему: Наплевательское отношению к быту погубило СССР или Компьютерная гонка с Америкой

Дальше эти рейдеры проходят в московские офисы Nginx, ставят всё вверх дном, Сысоева и Коновалова уводят на допрос. И компания «Рамблер», принадлежащая сейчас «Сбербанку», говорит: «Да, нарушили, да украли у нас». И еще прекраснее — «Медуза» выясняет, — что оказывается, перед продажей «Сбербанку» «Рамблер» уступил права на предъявление претензий и исков Nginx компании Lynwood Investments, которая принадлежит предыдущему владельцу «Рамблера» Александру Мамуту. То есть если то, что пишет «Медуза», правда, то Мамут, прежде, чем впарить «Сбербанку» это кунсткамеру, вот эту коллекцию заспиртованных в формалине трупов «Рамблера», «Газеты» и «Афиши» ценой 167 миллионов долларов, аккуратненько сам этот кусочек, который рынок оценивает в 670 миллионов долларов, вырезал и отделил.

У меня сразу несколько вопросов. Первый: Почему господин Мамут, если он считает, что его обокрали, почему он не подал в арбитраж? Почему рейдерский наезд, захват, вымогательство — всё вот это? Почему господин Мамут молчал до сегодняшнего дня? Все-таки с 2004 года и даже с 2011, когда была зарегистрирована в Америке компания Nginx, прошло очень много времени. И третье: почему, когда компанию американцам продавали, он не оспорил сделку? Американцы все-таки, они делают due diligence, они вряд ли купили бы спорный актив.

Второй вопрос у меня, конечно, к господину Грефу (Герман Греф, глава «Сбербанка» РФ - А). Вот «Рамблер», компания, которая сейчас принадлежит «Сбербанку», комментирует, что да, у нее украли Nginx. Вот как Греф со всеми своими цифровыми рассказами относится к этой порнографии? И вообще, еще раз напоминаю, что если Nginx действительно принадлежит «Рамблеру», то, получается, что это самое ценное, что у него есть. Тогда вопрос к Грефу: Как получилось так, что Мамут перед продажей «Рамблера» вывел из компании самое ценное, что у него есть? И важный вопрос: сколько за это Мамуту было заплачено.

Потому что еще раз: Перед продажей «Сбербанку» за 176 миллионов долларов «Рамблер» уступил мамутовской компании Lynwood Investments право требования актива ценой 670 миллионов. Мне кажется, это чистый вывод активов из компании перед продажей. Господину Грефу следует немедленно возбудить уголовное дело против Мамута за вывод активов, если это так. И я буду аплодировать этому уголовному делу, потому что око за око.

А нынешнем качестве «Рамблера» я приведу только один кусок. Вот в «Рамблер» звонят зарубежные журналисты. Цитата: «Представитель «Рамблера не мог откомментировать происходящее, ссылаясь на плохое знание английского языка». Пресс-секретарь IT-компании, потому что плохо знает английский. Просто, по-моему, он хорошо смотрел фильм «Брат-2».

Вы скажете, может, это правда? Может быть, действительно, украл Сысоев Nginx у «Рамблера»? Тогда я приведу комментарий самого Ашманова, создателя «Рамблера», того самого патриота, который бегал по Думе, рассказывал про суверенитет. Ашманов говорит, что это полная фигня, что интеллектуальная собственность на Nginx находится у его создателя Сысоева, что в Российском законодательстве нет такой позиции, что «в рабочее время он чем-то там занимался и что-то свое создал».

Ашманов пишет: «При найме Сысоева было специально оговорено, что у него есть свой продукт и он имеет право заниматься. Сысоев работал в «Рамблере» сисадмином и разработка ПО вообще не входила в его должностные обязанности». Всегда Nginx позиционировался как продукт Сысоева. Даже на странице для разработчиков «Рамблера» тех лет Сысоев называется разработчиком Nginx и дана ссылка на его личный сайт. Nginx при этом не значится в списке софта «Рамблера». Стенды «Рамблера на конференциях тех лет соседствуют с выступлениями Игоря Сысоева про Nginx.

А Андрей Копейко, который был непосредственным начальником Сысоева в «Рамблере», был привлечен как свидетель под делу и был вынужден объяснять нашим следователям, чем отличается Nginx от Apache. Сочувствую бедному Копейко. И вот он пишет, что «никаких служебных заданий, ни устных, ни письменных на разработку Nginx я ему не давал и не знаю о том, чтобы кто-то такое задание ему давал через мою голову».

Это еще не всё, кстати, потому что Nginx — open source. То есть для него писала код куча народу, в него вложено больше количество труда сторонних людей. И если в каком-нибудь Черемушкинском народном суде «Рамблеру» удастся обнулить свободную лицензию, то эти люди гипотетически — и таких людей найдется, поверьте, много, — они потребуют просто удалить свой код из Nginx, и продукт кончится.

Да, вот еще комментарий «Яндекса». В официальном комментарии, правда, в примечаниях сказано: «Писать матом от лица компании, как вы, наверное, догадываетесь, нельзя». Это написано на официальной странице «Яндекса». То есть, иначе говоря, требование «Рамблера» — как я уже сказала, это, видимо, требование Мамута — это либо при попустительстве, либо при соучастии Грефа …

Вообще, как я уже сказала, это из истории из серии, что если бы в России был Илон Маск, его бы посадили. Конечно, никакой это не рейдерский захват. Это обычное вымогательство. Почему? Очень просто. Что продает Nginx, за счет чего существует капитализация? Я уже сказала, что она корпорациям продает улучшенную версию того софта, на котором бесплатно работают миллионы серверов. Завтра эти корпорации слышат, что какой-то русский суд, какой-то захват, какой-то спор. — Русские? Их сервера? Пошли они на фиг, у других купим. Даже разбираться не будут, кто стащил ложечки.

То есть это, вообще, главная причина, почему в цифровом мире рейдерство не работает. Работает только одно — вымогательство. «Ребята, вы хотите бизнес потерять? Нет? Ну, вот вы получили 670 миллионов? Мы написали, что у вас носки красные. Вот у нас в законодательстве уголовном, оказывается, за красные носки можно привлечь. Ах, у вас носки были зеленые? Ну, все равно мы считаем, что они красные. Вот половину отдайте… Или четверть отдайте».

Наглое, беспринципное, беспредельное вымогательство. Единственное, что остается — это громко показывать пальцем на Мамута и Грефа тоже со словами: «Господин Греф, если вы здесь ни при чем, если это, действительно, только Мамут или Мамут и органы, скажите Мамуту, что если он рыпнется, он потеряет остаток контроля над «Рамблером», и вообще, вы подадите на него в суд за то, что он увел ценный актив.

И, собственно, возвращаясь к абсолютно нечеловеческой степени позорности обыскам в одной из крупных оставшихся с России мировых цифровых компаний: первенство в современном мире невозможно без первенства в экономике. А первенство в экономике невозможно без свободы, и, соответственно, без обеспечения прав собственности. У нас была великолепная IT, которую уже уничтожили при нынешнем президенте и, заметьте, без всякого ЦРУ.

В тему: IT-корпорации могут уйти с российского рынка из-за «непрозрачных правил»

Юлия Латынина,  опубликовано в издании  Эхо Москвы

* * *

P.S. Владелец Nginx назвал претензии Rambler Group бессмысленными

Американская компания F5 Networks (владелец веб-сервера Nginx) прокомментировала конфликт с Rambler Group, которая заявила о своих исключительных правах на Nginx, разработанный ее бывшим сотрудником Игорем Сысоевым. Все претензии в адрес своих сотрудников она назвала бессмысленными. Ранее в F5 Networks сообщили  изданию “КоммерсантЪ”, что она продолжает собирать информацию о деле.

До 2011 года Nginx развивался как свободное ПО, затем разработчик Игорь Сысоев создал компанию Nginx, которая начала предоставлять коммерческие продукты на основе разработки. В марте 2019 года сообщалось, что компанию купила американская F5 Networks за $670 млн.

По мнению компании, правоохранительные органы, которые 12 декабря проводили обыски в московском офисе Nginx, «очевидно, искали свидетельства, связанные со спором вокруг интеллектуальной собственности, частью которого F5 сейчас не является». Там отметили, что никто из сотрудников не был задержан, и компания продолжает разбираться с ситуацией.

«Мы уверены, что претензии к ним (сотрудникам.—“Ъ”) бессмысленны», — отметили в F5 Networks в ответ на запрос Forbes.

В компании подчеркнули, что у Nginx и F5 «нет более важных приоритетов», чем их продукты и код. «Сразу после указанных событий мы предприняли меры, чтобы обеспечить безопасность наших основных сборок программного обеспечения для Nginx, Nginx Plus, Nginx WAF и Nginx Unit. Все они хранятся на серверах за пределами России. Другие продукты в России не разрабатываются»,— говорится в сообщении компании.

Напомним, 12 декабря Rambler Group заявила, что владеет исключительными правами на программное обеспечение Nginx, разработанное ее бывшим сотрудником Игорем Сысоевым. В тот же день в московском офисе компании Nginx прошли обыски, сотрудники полиции изъяли оттуда документы и технику. Тогда же стало известно о возбуждении уголовного дела о нарушении прав (ч. 3 ст. 146 УК РФ) против Nginx. Дело было возбуждено по обращению Lynwood Investments CY Ltd, представляющей интересы Rambler Group.

Rambler утверждает, что господин Сысоев занимался разработкой Nginx в рамках трудовых отношений с интернет-холдингом, поэтому любое использование веб-сервера без согласия Rambler Group является нарушением исключительного права.

Крупные интернет-компании «Яндекс», Mail.ru Group, «ВКонтакте», Ozon, «2Гис», а также отраслевые ассоциации выступили в поддержку Nginx и ее основателей, и предупредили о рисках для сообщества программистов.


В тему:

 

 

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]