«Закон о военных преступниках» не находится в приоритетах украинской власти

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

 Уже более ста дней президент Украины Владимир Зеленский вопреки Конституции и не подписывает и не ветирует так называемый «закон о военных преступниках»

Он был принят  Верховной Радой еще 20 мая 2021 года закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно имплементации норм международного уголовного и гуманитарного права» (проект 2689).

Закон вводит ответственность за военные преступления и преступления против человечности, к которым не применяется давность. Чтобы тех, кто пытал, убивал, незаконно лишал свободы мирных жителей, захватывал их имущество и заставлял служить в оккупационной армии, можно было наказать и через 10, и через 20 лет. Почему президент не выполняет свой конституционный долг и почему Украине так нужны изменения в законодательство о военных преступлениях, рассказывает Александра Матвийчук, председатель правления ОО «Центр гражданских свобод», в программе «Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар (проект Центра журналистских расследований, эфир ТРК Черноморская).

Александра Матвийчук, председатель правления ОО «Центр гражданских свобод»

Александра Матвийчук, председатель правления ОО «Центр гражданских свобод»

— Александра, проект «Закона о военных преступников» совместно готовили правозащитники, народные депутаты, члены правительства, он прошел экспертизу международных организаций. То есть, вопросов к его качеству быть не может. Какая ваша версия, почему президент Зеленский пошел на такое нарушение Конституции: уже три месяца и не ветирует, и не подписывает и не обнародует закон о военных преступников?

—  Моя гипотеза в том, что на самом деле все эти очень правильные лозунги и декларации, что Крым - Украина, Донбасс - Украина, остаются лозунгами и декларациями. Они не находят должной поддержки на уровне реальных действий. Потому что никаких объективных факторов, почему надо было бы затягивать с подписанием этого закона, нет. Более того, президент Украины и на открытии Крымской платформы, и во время недавнего визита в США говорил, что Украина будет продолжать преследовать Российскую Федерацию за те нарушения, которые совершаются на оккупированных территориях. И это печальная констатация реальных приоритетов, которые отличаются от задекларированных.

—  То есть, ваша версия заключается в том, что у власти нет политической воли на подписание этого закона и на привлечение к ответственности людей, которые подозреваются и обвиняются в военных преступлениях, верно?

—  Я бы сказала так: не  находится этот вопрос в приоритетах украинской власти, хотя должен. И я буду очень рада ошибиться. 

Читайте также: Преступления без наказания 

—  Александра, а происходит какая-то коммуникация у вас и других правозащитников с Офисом президента? И есть надежда на мирное решение проблемы с «законом о военных преступниках»? Я имею в виду мирное решение - без шин и акций на улице Банковой.

—  На самом деле, мы проводили в августе акцию. Но она была абсолютно мирная, как и все акции, которые проводят правозащитные организации. Мы отправляли официальное обращение, но на него до сих пор нет официального ответа. И никакой публичной коммуникации по этому вопросу Офис президента не ведет. 

Читайте также: Убийцы Славянска. Кто расстреливал украинцев на "военно-полевых трибуналах" Гиркина

—  Вопрос к вам как к профессиональному юристу. Что происходит на практике из-за проволочек с подписанием закона 2689? Дела будут расследоваться по старым редакциями статей УК, по ним  будут выноситься приговоры, которые затем будут обжалованы в Европейском суде по правам человека. А в будущем, дела, которые сейчас открываются, будут переквалифицироваться, поэтому снова будет тормозиться их расследование? 

— Основной недостаток и основная угроза такого промедления в том, что дела неправильно открыты, не по тем статьям, потому что в Уголовном кодексе Украины нет ответственности за преступления против человечности, ненадлежащим образом выписаны военные преступления. Поэтому правоохранительные органы, органы следствия открывают уголовные дела по совершенно другим статьям УК. Все эти другие статьи имеют сроки давности. И поэтому дело может просто никогда не дойти до суда. Потому что когда мы говорим об оккупированных территориях, мы говорим о ситуации, в которой объективно очень трудно собирать доказательства, вести следствие, опрашивать свидетелей и проводить необходимые следственные действия. Поэтому может случиться так, что когда эти дедлайны пройдут, а не будет собрано надлежащие доказательства, и дело придется просто закрыть.

Почему важно квалифицировать эти преступления как международные, как преступления против человечности, как военные преступления? Там таких дедлайнов нет. Это рассчитано на ситуации вооруженных конфликтов, на оккупированные территории, в которых авторитарные режимы преступников не выдают и не сотрудничают. Поэтому не имеют международные преступления срока давности. История свидетельствует: проходит десять, двадцать, тридцать лет, авторитарные режимы падают, и военные преступники предстают перед судом. Это возможно при условии, если все эти дела, которые сейчас открыты, Украина должным образом квалифицирует. И наш «закон о военных преступников» №2689 дает такую ​​возможность.

Читайте также: Доклад о военных преступлениях России в Украине передали в Гаагу

—  «В долгий ящик» в Офисе президента скрыт не только «закон о военных преступников», но и проект Закона о статусе и помощи политическим пленникам, который также разрабатывался совместно чиновниками и правозащитниками. Известно, в чем причина промедления внесения его в Верховную Раду?

—  Я думаю, это также вопрос реальных приоритетов Офиса президента. И я еще раз подчеркиваю: они отличаются от задекларированных. Поэтому я надеюсь, что еще не поздно изменить эту ситуацию, выполнить Конституцию, подписать законопроект №2689 и в сотрудничестве с правозащитниками предоставить надлежащую правовую, социальную и другую защиту родным политических заключенных и пленных, а также самым людям, которые находятся в российских застенках.

Читайте также: Военные преступления: адекватная расплата

—  Вы общаетесь с иностранными коллегами и представителями гражданского общества и правительственных структур. Насколько эта бездеятельность относительно упомянутых законопроектив подрывает значимость Крымской платформы? Насколько она глушит тот достаточно сильный сигнал о серьезности своих намерений относительно деоккупации Крыма, который Украины подала во время саммита Крымской платформы?

—  Это очевидный диссонанс. Смотрите, как это выглядит со стороны: президент страны открывает Крымскую платформу, обращается к международным партнерам, чтобы координировать действия по противодействию российской агрессии. А сама Украина не выполнила «домашнего задания» и не смогла за семь лет даже Уголовный Кодекс изменить, чтобы установить ответственность за военные преступления. Это явно несерьезная и очень странная ситуация.

Правозащитные организации на днях подписали очередное обращениек президенту  Зеленскому и к председателю Верховной Рады  Разумкову. Потому что есть статья 94 Конституции Украины (а Конституция - это нормы прямого действия, требующие выполнения даже без локализации в законах), которая говорит, что если президент в течение 15 дней не ветировал этот закон, то он считается таким который одобрен и должен быть немедленно подписан и обнародован. Вот мы обратились к президенту о том, что он нарушает конституционный долг, обратили внимание спикера парламента - он тоже может в этой ситуации вмешаться. А дальше мы будем прибегать к другим правовым и международно-дипломатическим действиям, чтобы эту ситуацию изменить. В данном случае мы - союзники публичных намерений президента привлечь Российскую Федерацию к ответственности. Хочет он или не хочет, но мы будем ему в этом помогать.

Источник:  Центр  журналистских расследований


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]