Зачем Христос изгнал из храма торговцев и почему «Слава!» сразу сменилось на «Распни!»
Люди во все века остаются людьми. За неделю до Пасхи, в субботу, люди были в восторге от чуда: Христос воскресил Лазаря. В воскресенье они готовились достойно встретить великого человека, который наверняка сделает их счастливыми. Они пребывали в воссторге от нарисованной в собственном воображении картины земного порядка с достатком и благоденствием, который был должен установить этот могучий царь. «Вот заживем!» — мечтали мужчины и женщины, идя к вратам Иерусалима с пальмовыми ветвями ... Но навстречу им шел скромно одетый улыбающийся человек. И не на белом коне — атрибуте власти царя земного, а на осле — символе смирения материального и царствования духовного. Он ехал в Святой город, чтобы традиционно отметить Пасху: иудеи отовсюду должны были отмечать ее именно в Иерусалиме. Возможно, женщины и мужчины были удивлены его простотой, а где-то и разочарованы. Но, как и планировали, закричали вместе: «Осанна!», То есть «Слава!», и стали бросать на дорогу пальмовые ветви. Впрочем, через несколько дней они же взывали к Понтию Пилату: «Распни!» ... И только после Воскресения произошел «переворот в сознании» — люди, даже ученики постепенно стали открывать для себя замысел Божий.
Впрочем, это еще не все, что произошло в Вербное воскресенье. Было еще и изгнание торговцев из Храма. Именно то, что делает общество действительно свободное духом и готовое к постижению благодати. Евангелист Матфей так описывает Вход Господень в Иерусалим: «И когда он вошел в Иерусалим, засуетилось весь город, спрашивая: „Кто это?“ Народ же говорил: „Это пророк Иисус из Назарета в Галилее“. Иисус вошел в храм и выгнал всех продающих и покупающих в храме; перевернул столы менял и скамьи продавцов голубей, и сказал им: „Написано: Дом мой домом молитвы будет называться, — вы же делаете его вертепом разбойников“. И подошли к нему в храме слепые и хромые, и он исцелил их ...».
Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим описан во всех четырех Евангелиях. Это значит, что ему придают особое значение. Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя. Издавна этот праздник церковная процессия является более торжественной, чем обычно. В Иерусалиме уже в IV в. Патриарх садился на ослицу и въезжал на ней на Елеонскую гору, окруженный верующими. На Западе обычай освящения пальм введен в литургию аж в XI веке. Многие языки мира воскресенье перед Пасхой называют Пальмовым. Однако на славянских территориях, где пальмы не растут, зато раньше прочих расцветают вербы, стали святить их ветви. Отсюда: белорусская Вербница, болгарская Цветница, сербское Цветы, словацкое Квітна неділя. В Украине народные названия — Вербна неділя (Вербное воскресенье), Квітна, Шуткова, Баськова, Пальмова неділя, Неділя верб.
В тему: Пасха по-словацки — облей красавицу водой [2]
На утрени верующие держат во время службы вербовые ветви с зажженными свечами: как «знамение победы». Это означает, что они готовы встретить Господа, что невидимо грядет, и приветствуют Его как Победителя ада и смерти. Эти ветви священник святит, то есть благословляет. «Процессия с вербами (пальмами) является, с одной стороны, памяткой о давнем историческом событии, а с другой — нашими шагами вместе с Христом к жертве, которой сегодня является Служба Божья. Провозглашая Христа Царем, мы тем самым соглашаемся с тем, что наша дорога к Отцу всегда пролегает через крест», — объясняют богословы.
В Украине под церковь заранее привозят много вербовых ветвей. «Был когда-то в Украине обычай носить освященную вербу из церкви в церковь, — писал Олекса Воропай в своей книге „Звичаї українського народу“. — Так, в Харькове в Вербное воскресенье ученики вместе с воспитателями и учителями торжественно несли святую вербу от городской приходской церкви Святого Дмитрия до „коллегиюма“. А в слободе Котельва, Ахтырского уезда, народ во главе с духовенством ежегодно носил вербу от Троицкой церкви до Преображенской».
Когда-то хозяева, возвращаясь из церкви с освященной вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на берегу реки, на огороде или на улице по несколько ветвей: «щоб росла Богові на славу, а нам, людям, на вжиток»; а остальные оставшиеся несли в дом и ставили в красный угол под святыми образами. Ребятня била друг друга святою вербой возле церкви и по дороге домой, приговаривая:
«Будь великий, як верба,
А здоровий, як вода,
А багатий, як земля!»
—
Марія Остерська, опубликовано в газете Україна молода [3]
Перевод: Аргумент [4]
В тему:
Ссылки:
[1] https://argumentua.com/stati/obshchestvo/kultura
[2] http://argumentua.com/paskha-po-slovatski-oblei-krasavitsu-vodoi
[3] http://umoloda.kiev.ua/number/2803/116/97725/
[4] http://argumentua.com/
[5] http://argumentua.com/novosti/papa-rimskii-frantsisk-obratilsya-k-katolikam-s-paskhalnym-obrashcheniem
[6] http://argumentua.com/novosti/kakie-dni-na-maiskie-prazdniki-budut-ofitsialno-vykhodnymi
[7] http://argumentua.com/stati/paskha-v-ukraine-prekrasnye-khramy-i-drevnie-obryady
[8] http://argumentua.com/novosti/retsept-paskhi-kak-prigotovit-paskhu