Государство объявило войну «адвокатской мафии»?

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Почему дело «банды адвокатов» - знаковое для Украины.

Ушлость, часто - беспринципность адвокатов и их работа на грани официального и криминального миров давно уже ни для кого не секрет. И даже стала темой мирового кинематографа - например, классика «Фирма» Сидни Поллака или  «Линкольн для адвоката» Брэда Фурмана. И уж все на постсоветском пространстве помнят адвоката Террозини из фильма «Спрут».

Украина - не исключение. Умные и образованные юристы могут ловить в мутной воде украинской экономики и продажной политики свою рыбу - не хуже чиновников и бизнесменов. При этом особенности украинского законодательства делают адвокатов, по сути, неуязвимыми для Закона. За все годы независимости Украины - ни одного судебного процесса, обвиняемым в котором был бы представлен хоть один сколько-нибудь заметный адвокат (исключение представляет, разве что, Сергей Власенко, на ком отыгрался его же бывший коллега по фракции БЮТ Андрей Портнов, оказавшись в АП Януковича).

Между тем адвокаты, известные и не очень, а так же крупные адвокатские конторы - регулярные фигуранты громких скандалов, сопровождающих резонансные уголовные и масштабные финансовые преступления.

Например, 20 октября нынешнего года информагенства сообщили о ликвидации силами фискальной службы крупного теневого финансового центра так называемого “ВЭД-аутсорсинга”. Эта “помойка” предоставляла клиентам услуги по занижению цен на импортируемые товары, таможенной “очистке” и продаже “импортного” таможенного кредита фиктивным предприятиям и конвертационным центрам.

Об этом сообщила пресс-служба 1-го заместителя главы Государственной фискальной службы Украины Хоменко.

Как установило следствие, в 2012-2014 гг. участники преступной группы создали ряд коммерческих предприятий, которые имитировали активную легальную хозяйственную деятельность, а на самом деле предоставляли незаконные услуги крупным украинским импортерам иностранных товаров. Только в 2014 году этим «центром ВЭД-аутсорсинга» на территорию Украины с нарушениями таможенного и налогового законодательства было ввезено товарно-материальных ценностей на сумму свыше 72 млн. грн. - это то, что налоговики сумели “предъявить” “оптимизаторам”. В действительности же обороты “центра ВЭД-аутсорсинга” были на порядок большими.

Следствие установило, что услугами данного центра с целью сокрытия реальной рыночной стоимости импортных товаров от таможенного оформления (и как следствие, снижения базы налогообложения по НДС), продолжительное время пользовался ряд крупных игроков в сфере розничных продаж цветов, продуктов питания и мебели. В принципе, в Украине это обычная практика.

Но есть и “изюминка”: для прикрытия незаконной деятельности и блокирования возможных процессуальных действий со стороны правоохранительных органов, организаторы и соучастники «центра ВЭД-аутсорсинга» специально зарегистрировали адвокатское объединение и даже получили удостоверения адвокатов. Именно в офисе этого объединения располагалась “теневая” бухгалтерия и налоговая отчетность фиктивных СПД. В целях конспирации и для удобства клиентов, оформление таможенной документации, как правило, осуществлялось в «мобильном офисе», в качестве которого выступал специально оборудованный автомобиль соучастницы данной преступной группы.

В ходе обысков были изъяты поддельные штампы и печати «Госкарантина», «Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины», «Государственной экологической инспекции в Киевской обл.», «Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины», а также печати предприятий нерезидентов (Голландия, Великобритания), международные контракты, инвойсы, сертификаты качества ввезенного товара, международные товарно-транспортные накладные, налоговые накладные, акты выполненных работ, счета фактур, незаполненные бланки грузо-таможенных деклараций с уже проставленными печатями «Ввоз разрешен», печати предприятий-резидентов.

По словам первого замглавы ГФС Владимира Хоменко, дело о «Центре ВЭД-аутсорсинга» является по-своему уникальным и показательным. Это пример так называемой «интеллектуальной преступности» и показатель высокого уровня профессионализма оперативных сотрудников и следователей. Сумевших “накрыть”, по сути, крупный “штаб” незаконной финансовой и контрабандной деятельности под “крышей” адвокатского объединения.

Оценку ущерба, нанесенного экономике государства, фискалы дадут после проведения проверок всех предприятий, входивших в «центр ВЭД-аутсорсинга», а также предприятий-контрагентов и конвертационных центров.

Если следствие доведут до логического конца, впервые в истории независимой Украины будет нанесен удар по одному из крупнейших “адвокатских синдикатов” в стране - уже сегодня понятно, что за «центром ВЭД-аутсорсинга» стоят влиятельные люди. Обеспечившие “банду адвокатов” - группировку финансовых мошенников - всеми необходимыми “документами прикрытия”, вплоть до регистрации “адвокатского объединения” и лицензий на право осуществления адвокатской деятельности.  

Ожидаемо, что сразу после активизации силовиков в деле этой "банды адвокатов”, на канале 1+1 выходит сюжет, за которым четко просматривается «ответ Чемберлену»:

В телесюжете на популярном телеканале адвокат (!) Екатерина Тарасова “изобличает” теперь уже налоговиков, заявляя что уголовное дело, в котором она фигурирует, является местью фискалов за якобы вскрытые ею же преступления правоохранителей. Выстроенный в сюжете видеоряд - классическая драма: молодая, на 9-м месяце женщина-адвокат (то брюнетка, то блондинка) в одиночку борется с произволом власти. Прием с “беременным адвокатом” - стар как мир, и в постсоветской Украине применялся, как правило, матерыми авторитетами уголовного мира. Теперь моду на адвокатов-“положенцев” (от словосочетания “в положении”), очевидно, переняла преступность экономическая…

Такие сюжеты не могут быть обычной случайностью. Дело даже не в том, что в новостях были использованы давно заготовленные кадры как минимум полугодичной давности. Профессиональный адвокат, например, знает, что находясь на больничном и на сносях в роддоме, роженица может законно игнорировать даже повестку на допрос. Но Е. Тарасова пошла самостоятельно и с заранее заготовленной телекамерой в госучереждение и попыталась учинить скандал.

По сути, Е. Тарасова выдвинула ряд конкретных обвинений в адрес налоговиков, несостоятельность которых настолько очевидна, что выглядит даже странной.

Первое обвинение – изъятые налоговиками товарно-материальные ценности не были оценены. Любой более-менее грамотный юрист понимает, что такое невозможно, т.к. судебно-товароведческая экспертиза с целью установления рыночной стоимости конфиската, является первейшим пунктом любого подобного расследования. В материалах дела даже фигурирует конкретная цифра – 15,8 млн. грн.

Второе обвинение – проведение незаконных обысков у адвоката и ее сотрудников. Тоже очень странное обвинение, поскольку провести обыск у адвоката без решения суда и санкции прокурора города невозможно в принципе. Это норма закона, которую в здравом уме никто нарушать не станет. Если бы такие обыски имели место, то это был бы серьезный «косяк» со стороны правоохранителей, и Тарасова подогнала бы телевиденье туда, а не в роддом.

Третье обвинение было классическим – вымогательство за прекращение уголовного дела. Но даже если бы это и имело место, причем тут налоговики? Как известно, сообщение о подозрении в адрес адвоката в обязательном порядке отправляется в прокуратуру, и его судьба может решаться исключительно представителями этого органа. Даже военная контрразведка не смогла бы самостоятельно вести дело против представителя адвокатской профессии – такова существующая правовая реальность.

По имеющейся у нас информации и как подсказывает логика, Е. Тарасова, будучи (помимо ипостаси адвоката) еще и одной из основательниц компании, со складов которой исчез дорогостоящий конфискат, заинтересована в переведении разбирательства из хозяйственно-правовой в скандально-личностную плоскость. Кстати, случаи пропажи вещдоков со складов данного предприятия далеко не единичны.

Также наши источники в правоохранительных органах сообщают, что гражданка Тарасова в роли «адвоката» фигурирует еще по ряду других аналогичных преступлений и имеет отношение сразу к нескольким фирмам, специализирующимся на хранении и реализации (а также на разворовывании) конфиската.

Все это очень похоже на банальную черную схему на бездонном рынке налогово-таможенного конфиската, а адвокат Тарасова уж больно похожа на обычную «смотрящую» за этим потоком…

В свете дела “банды адвокатов” нельзя не отметить, что “чистая юриспруденция” как таковая в нынешней Украине известна узкому кругу рафинированных юристов-теоретиков, юристов-”гурманов”. И не является прикладным инструментарием для разрешения всякого рода конфликтов, споров и прочих вопросов, которыми в цивилизованном мире профессионально занимаются адвокаты и прочие правоведы.

Нет никакого смысла оттачивать и демонстрировать профессиональное мастерство в стране, где все вопросы - в судах, в Кабмине, от роддома до кладбища - решают так называемые “связи” и размер “заноса”. И потому даже национальный рейтинг успешных юридических компаний Украины - это не дань профессионализму их работников, а оценка способности масштабно “решать вопросы” на высших уровнях в государстве.

В результате каждая смена власти в стране выталкивает на поверхность очередных удачливых “решал” с адвокатскими дипломами в карманах. А так называемые “гранды” адвокатских объединений специализируются на продуктивных, конфиденциальных “заносах” в те или иные высшие органы государственной власти, за что берут “откат”, стыдливо именую его “гонораром”. При этом “гранды” украинской адвокатуры старательно не переходят дорогу друг другу - у каждого свое “пастбище”, на котором этот “гранд” эффективно “выпасает” клиентов. Решая их проблемы заносом банальной взятки чиновникам и судьям, с чего и кормятся.

Понятно, что в этой специфической, уже преступной среде нет никакой профессиональной конкуренции - она была истреблена еще в конце 1990-х. И адвокатская молодежь, если хочет пристроиться на этом “празднике жизни”, должна следовать исключительно в фарватере старших коллег, отдающих “молодым” “на аутсорсинг” самые грязные делишки своих клиентов - о которые “грандам” негоже руки марать (или идти “в никуда”).

Поскольку большинство так называемых “успешных адвокатов” заканчивало одни и те же ВУЗы, взаимодействует с одними и теми же судьями и чиновниками, сидит на одних и тех же форумах, и т.д. - сегодня они являются реальной и мощной криминальной силой. То есть настоящей мафией, какой до недавних пор были менты, “донецкие”, “юристы-социал-демократы” и прочие объединения по криминальным интересам.

Неудивительно, что принятый 14 октября закон (№ 5067) о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, уже содержит пункт, дарующим полную индульгенцию замешанных во всем этом адвокатам: «Адвокаты и бухгалтеры могут не извещать Госфинмониторинг о своих подозрениях в случае, когда соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их профессиональной тайны, а также в случаях, когда они выполняют свои обязанности по защите клиента, представительства его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров»…

Скандалы с «центрома ВЭД-аутсорсинга» и «адвокатшей Тарасовой» - очевидно, только первые примеры публичного противостояния государства с “адвокатской мафией”. Ели скандал не “потушат”, стартует большая заваруха между силовиками и наиболее безбашенными представителями адвокатского цеха, давно ставшими "оборотнями без погон".

Конечно, приятно, когда силовикам публично оппонируют люди с честно полученными юридическими дипломами и тонким знанием нюансов правоохранительной системы. Но как-то не по себе от перспективы, что вместо парламентских барыг и люстрированных чиновников все денежные криминальные темы оседлают "адвокаты дьявола".

Константин Иванченко,  «Аргумент»


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]