Крымский сценарий для Финляндии: почему в этой стране грянул скандал из-за российской компании
Наращивание Россией военного потенциала заставляет Европу задумываться над своей безопасностью. Больше о России говорят те, кто с ней имеет общую границу. Эта история о Финляндии и о том, почему на задержание небольшой группы лиц, предположительно причастной к отмыванию средств, бросили военных и разведку.
«Простая» туристическая компания
Все началось 11 лет назад, когда в Финляндии была зарегистрирована компания Airiston Helmi, связанная с российским капиталом. Впоследствии она стала покупать большие и недешевые участки на архипелагах. При этом, на первый взгляд, ничего незаконного. Иностранцы могут покупать и строить недвижимость в Финляндии, а сама компания называет себя туристической и работающей в сфере недвижимости. К тому же, как писал американский офис Радио Свобода, в этой северной стране россияне являются самой большой группой иностранцев-владельцев, поэтому удивляться появлению этой конкретной компании было не так много поводов.
Сейчас уже известно, что деятельность Airiston Helmi была не совсем похожа на привычную для финнов ситуацию. Оказалось, компания купила 17 различных точек, большая часть из которых — целые острова вдоль основных судоходных маршрутов в районе города Турку — стратегического порта Финляндии. Строительство этого всего должно было стоить миллионы евро, а компания, согласно документам, показывала немалые долги, пишет газета Helsingin Sanomat. При этом среди приобретенных активов оказались и выведенные из эксплуатации финские военно-морские корабли.
Красным обозначены приобретенные участки
Расследование правоохранители начали полгода назад, а в августе 2018-го получили запрос от налоговой службы, говорится в официальном сообщении национального бюро расследований.
Результат операции — найдено 3 млн евро наличными, не считая средства в другой пока не названной валюте, оружие; двое задержанных (граждане России и Эстонии) по обвинению в отмывании денег и использовании нелегалов для строительства на приобретенных участках; конфискация большого количества документов и 200 терабайт данных, с которыми финские правоохранители, согласно официальным сообщениям, будут разбираться как минимум до весны, а может и дольше.
Villa Ybbersnäs в Парайнен, принадлежит компании Airiston Helmi. Фото: Veijo Lindgren / Lehtikuva
Но главное в этой истории — детали.
Непростая спецоперация
Из пресс-релиза финского Центрального бюро расследований стало известно, что участие в задержаниях и обысках принимали пограничники, разведка и полиция. В общей сложности 400 человек на лодках, самолетах и других видах транспорта. Все это на фоне сообщения о закрытии зоны для полетов над архипелагом.
Даже если учесть, что Финляндия — это страна, где о коррупции не читаешь в ежедневных газетах, а обвинения в финансовых преступлениях — одни из самых серьезных и действительно неприемлемы в обществе, такой масштаб спецоперации даже самых финнов заставил говорить о более глубоком подтексте этого события.
Долгое удержания названия подозреваемой «компании с иностранным капиталом» в тайне (оно стало известно лишь в среду) подняло градус дискуссий и паники в обществе. Правда, паники в рамках темперамента людей с Севера.
Следственные действия происходили во время визита премьера РФ Дмитрия Медведева в Финляндию, но об участии разведки в спецоперации стало известно уже после. Сам Медведев, отвечая на вопросы СМИ, назвал параноидальной идею военного использования вертолетных площадок, расположенных на архипелаге Турку.
Финская полиция также отрицает иную цель спецоперации, кроме отмывания средств. Но здесь стоит отметить, что финские законы позволяют правоохранителям в отдельных случаях сообщить медиа ложную информацию, если это в интересах следствия.
Фото kaleva.fi
О том, что собственность компании может быть использована для дислокации там российской армии в Финляндии, дискутировали еще с 2014 года. Начали это делать после аннексии Крыма.
В 2015 году финские журналисты расследовали деятельность Airiston Helmi и еще тогда обнаружили, что компания получила контроль над глубокими водными путями к портам Турку и Наантали. Эти маршруты считаются основными для защиты Финляндии и безопасности поставок. Источники в армии тогда высказали предположение, что такая активность может привести к контролю водных путей и даже их перекрытию.
Финская IL получила подтверждение от анонимных источников в армии, что полицию в этом деле интересует нечто большее, чем отмывание средств. И речь идет именно о вопросах национальной безопасности.
Среди теорий есть и более конкретные. Одна из них о том, что строительство контролирует ГРУ, чтобы использовать острова для дислокации российского спецназа перед началом войны. Ее высказал несколько финских военных экспертов.
В то же время многим такой сценарий кажется нереальным. Чиновники обвиняют СМИ в спекуляциях и ссылках только на анонимные источники. Военные эксперты упоминают версию о ГРУ в достаточно скептическом тоне, но даже они все же оставляют место для маневра.
«Это возможность, но я не уверен», — так описал эту версию финский военный обозреватель Робин Хеггблум в своем блоге.
При этом он не забыл упомянуть экспертов, которые документально подтвердили, что российские спецслужбы работают с теневыми частными компаниями и даже криминальными структурами для осуществления операций за пределами России.
Не уникальна история
После этого случая в Финляндии заговорили об изменении законодательства, которое установит определенные ограничения для иностранцев на покупку участков. Поправки должны внести уже осенью. К тому же на Airiston Helmi расследование не закончилось. Согласно информации издания IL, список подозреваемых компаний расширяется.
Аналогичная история и в соседней Швеции. 5 лет назад там местный гражданин, который эмигрировал в Россию почти 20 лет назад, купил старую виллу в дорогом районе Стокгольмского архипелага и при этом в стратегически важной точке для контроля за портом.
В тему: Швеция стала готовиться к нападению России
Вилла, расположенная на территории национального парка, ранее использовалась как конференц-зал или отель. Теперь она закрыта для посетителей. Именно из-за этой детали местные считают, что вилла теперь обслуживает российские интересы. Также, по оценкам общины, Россия купила соседний остров.
«Ремонт» виллы среди прочего включает возведение фортификационных сооружений и «объекта искусства» на соседнем острове, который больше напоминает башню. Что происходит на территории поместья — теперь просто не видно. К тому же, на виллы регулярно приезжают российские дипломатические автомобили.
Пока местный муниципалитет шлет письма в Säpo (шведскую разведку), новый владелец нанял пресс-секретаря и провел для журналистов экскурсию. Обещает, что отремонтирует виллу и сделает из нее ресторан с отелем.
«Возможно, были и международные гости. Но я не могу ответить на это», — пояснил журналистам новый пресс-секретарь.
—
Лилия Макашова, опубликовано в издании INSIDER
Перевод: Аргумент
В тему:
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 10:02
- Корумпований детектив Ткачук та тютюновий скандал: чому важливо перезавантажити БЕБ
- 08:00
- Окупанти просунулись у Торецьку та ще біля 4 сіл
- 20:00
- У суботу в Україні ожеледиця, сніжитиме та дощитиме
- 19:07
- Мінімум троє гравців ВК "Решетилівка" не повернулися в Україну після матчу в Бельгії. Приватний клуб фінансується з обласного бюджету Полтавщини
- 18:44
- "Довічне" отримав фронтовик, який підірвав корумпованих "колег"-депутатів у сільраді на Закарпатті
- 18:05
- Єгор Фірсов: Настав час попрощатись із дядьками-генералами
- 16:09
- Вʼячеслав Курбанов: Як нам суттєво та швидко зміцнити оборону
- 14:05
- Андрій Білецький: Зараз найскладніша ситуація за всі роки війни
- 13:11
- Гліб Бітюков: Фатальна безсилість і неспроможність української влади
- 12:07
- Суди двох інстанцій скасували незаконний штраф НБУ щодо ТОВ «Укрфінстандарт», незважаючи на тиск з боку зам голови НБУ Дмитра Олійника
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.