Музей своими силами

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Как одиночки-любители создают достойные внимания коллекции. Без меценатов и господдержки.

В то время, когда музейное дело находится в упадке, находятся люди, которые идут против общепринятой системы ценностей: вместо того, чтобы жаловаться на правительство и бездействие, берут власть в свои руки и строят целые музеи. В конце концов, так можно сказать и о тех, кто собирает у себя целые зоопарки и атракционные парки старины в различных «Межигорьях», но те ​​места трудно назвать музеями - разве что музеями коррупции. Они в основном все еще ​​закрыты, без свободного входа для туристов. В противовес им существуют довольно бедные прозрачные музеи, в которых  экспонаты иногда значительно интереснее, чем у новых царьков. При этом чаще всего история с такими музейщиками повторяется: они, уходя из жизни, оставляют свои собрания наедине с непониманием и неприятием потомков.

Так, например, один из лучших художественных музеев Украины существует в селе Пархомовка недалеко от Харькова, где крестьянин Афанасий Лунев с 1950-х собирал всевозможные ценности, которые тогда, после войны, ценились значительно меньше, чем хлеб. Афанасию Федоровичу удалось заполучить оригиналы картин выдающихся мастеров, признанных во всем мире: Пикассо, Ренуара, Бенуа, Малевича, Кандинского, Верещагина, Шишкина, Репина, Левитана. Есть и карандашные рисунки Тараса Шевченко, эскизы Владимира Маяковского. Эту галерею называли мини-эрмитажем.

В тему: Как появился Ренессанс. Почему в XIV веке художники стали лучше рисовать

Но в феврале 2004-го Афанасий Лунев умирает, а уже в марте галерею вместе с сахарным заводом, у которого она была на балансе, продают за смешные деньги: 26 тыс. грн. Все экспонаты принадлежат Харьковскому художественному музею, но помещения, в которых они хранятся, - уже частной фирме, и за последние 12 лет произошло несколько попыток ограбления этой коллекции. Что дальше будет с Пархомовкой без Панаса Лунева, именем которого теперь назван музей? Неизвестно.

Вспомним же тех подвижников, которые дожили до нашего времени и продолжают развитие своейго музейного дела.

Частный замок в Чинадиево

15 лет назад Иосиф Бартош взял в аренду заброшенный замок «Сент-Миклош» в Закарпатье. Однако не превратил его в ресторан, отель или развлекательный центр.

До этого на месте дворика старинного памятника был гаражный кооператив.

«Мне никогда не приходило в голову что-то здесь сделать. Знаете, люди искусства с головой не дружат, поэтому эти мысли не могли прийти никак. Не я выбирал этот замок, он выбрал меня, сказал: «Иди сюда!» - И я пришел».

Иосиф Бартош в 1999 году приехал из-за границы, где жил достаточно долго и изучил четыре языка. Ему стало завидно, что в Венгрии, Словакии, Румынии, Германии маленькие села позволяют себе проводить ежегодные пленэры, на которые приглашают туристов со всего мира, а в Украине таких всего несколько, на Закарпатье - один, и то никакой.

«Когда я пришел сюда, в замок, здесь была автобаза. Грузовики, множество гаражей, что-то немыслимое ... И как-то мы туда проникли, нас выгоняли и не пускали. А потом появилась такая мысль: а что, если бы эти наши пленэры, которые мы делаем по санаториям, как какие-то последние люди, делать здесь, в замке, и вообще чтобы на стенах были картины, чтобы концерты и встречи с писателями проходили. В эту безумную идею не верил никто, ни один человек во всем мире. Я тоже не верил. Но замок решил по-другому, он сказал: «Этому быть», - и все началось. Как так получилось, сам не знаю.

В тему: Крупнейшая кража Януковича: оказывается, он украл одну из самых ценных книг в мире

Наши первые шаги были смешными настолько, что сложно представить. С меня смеялось все село, как ни с кого до этого. Я пришел в поселковый совет и сказал, что вот, хотел бы этот замок взять, чтобы сделать там культурно-художественный центр. Они в ответ: ты что, парень? Крыша у тебя поехала? Ты художник, у тебя есть деньги, ты что-то можешь? Говорю: да, что-то буду думать. Но люди были здесь сельские, я приехал из-за границы, язык плелся, я им что-то наговорил, и мне поверили, хотя и были уверены, что дело безнадежное. Но должен был район утвердить. В совете, райадминистрации сказали: «Из этого ничего не выйдет», - но подписали. Не знаю, почему».

Когда документы Иосиф Бартош со всеми необходимыми подписями попали в облгосадминистрацию (тогда замки принадлежали к Укргосбуду), там уже была другая ситуация. Отдел архитектуры долго смотрел и не мог решить, что с этим делом делать. Прецедентов в истории таких не было, чтобы исторический памятник, целый замок, брали в аренду под культурно-художественный центр. Не было закона ни о разрешении, ни о запрете. Тогда помог Иван Могитич, заслуженный архитектор Украины, из Укрзахидреставрации. Была такая организация во Львове, которую он тогда возглавлял. Там помогли уже связи: Иван Романович знал Иосифа, знал его тестя, Героя Украины, и помог сделать договор.

В тему: У Пшонки нашли оружие, Украденное милицией 4 года назад в коллекционера

Это был типовой договор аренды на 15 лет с правом пролонгации. А уже в 2005-м, когда Виктор Ющенко издал указ об охране культурного наследия, он был переоформлен, и уже был подписан охранный договор на 49 лет.

Фактически за всю историю Украины таких попыток было три, две из них закончились ничем. Только Иосифу Бартошу удалось привлечь международные средства на реконструкцию, привлечь стабильный и большой поток туристов к своему «Сент-Миклошу». Долго у него даже не было жилья, поэтому занимал вместе с женой один из замковых покоев. Но недавно они переселились в помещение рядом, а в замке теперь появится новая экспозиционная комната. Иосиф Бартош на Закарпатье безоговорочный авторитет, он пожертвовал искусством, последние 10 лет не рисует; говорит, что его выбрал замок и ему теперь не открутиться.

Музей Довбуша

Михаил Илькович Юсипчук - таково его настоящее имя. Но в селе Космач Косовского района Ивано-Франковской все его называют Дидишин. Он сохранил дом и камень, у которого якобы убили Алексея Довбуша, украинского “опришка”, героя-разбойника.

Ему 81 год, но он все еще ​​шутит, строит планы и считает необходимыми на новые проекты. Может, не так энергично, как раньше. Год назад - рассек себе череп в горах о камни. В таком возрасте мужчине пришлось пережить несколько тяжелых операций. Теперь его лысину украшает довольно серьезная вмятина. «Уже год, как вернулся с того света», - говорит Михаил. Шутит, что дух Довбуша спас. Смеется.

«Каждый раз меньше людей ко мне приходит», - грустно замечает он, хотя и пытается, как и раньше, веселить.

Дидишин рядом с настоящими историческими фактами и артефактами демонстрирует абсолютно непроверенные вещи: метеорит, будто бы природой созданные деревянные скульптуры голых людей, у него есть даже бивни мамонта и кости динозавра.

В тему: Новые технологии и искусство без тайн

«Раньше ко мне многие депутаты ходили, но хоть копейку кто бы бросил. Некоторые оставляли контакты, мол, если нужна помощь. А потом меня обокрали. Вынесли из музея оружие с инициалами Довбуша. Я за злодлеями из дома через огороды в трусах бежалг - не догнал. Милиция их даже не искала. Звонил депутатам. Не помогли».

«Ubezpieczono, 1931 rok», - висит табличка на хате. Это означает, что она была застрахована в частном страховом агентстве в те времена, когда эта местность еще не стала частью Советского Союза.

Он сделал здесь первый памятник Довбушу, на открытие которого приехали до тысячи человек, среди которых, например, Вячеслав Чорновил. Это было уже в перестройку, но из КГБ пришли к нему и допрашивали, почему поставил разбойника, а не папу с мамой.

Обещали бросить в лагеря, но Михаил не сдался.

Дидишин - профессиональный фотограф. Даже в авиации служил именно фотографом. У него единственного здесь были самые дорогие камеры и объективы. И трехкилограммовый телевик. А еще он снимал на восьмимиллиметровую пленку. Теперь она, говорит, лежит и кино никак не увидишь.

«Мне выставили таксу - 10 грн за метр оцифровке пленки. А у меня там, не знаю, сколько тысяч метров. Дом продать, чтобы показать это кино? Даже проекторов таких уже нет».

Ему 81 год, у него вмятина в голове, но он до сих пор мечтает оцифровывать свои пленки и издать альбом со своей коллекцией вышивок из разных районов Гуцульщины.

Радиомузей в Светловодске

Леонид Пасько недавно отпраздновал 66-летие. Живет в старом доме на окраине этого небольшого районного центра на Кировоградщине. Но знают его все вокруг. Дом Леонида сразу видно издалека: над крышей сразу три высоченные антенны. Дома - настоящая радиорубка и экспонаты довоенных времен.

Он ремонтировал атомные подводные лодки под Владивостоком, 40 лет назад стал вегетарианцем, разрабатывает и планирует маршруты по Карпатам. Имеет огромную коллекцию собственного самиздата: перефотографованных и перепечатанных запрещенных в СССР книг. Еще в большевистские времена интересовался восточными практиками. В городе его называли «йогом». Леонид работал возле автовокзала, где пассажиры часто были вынуждены оставаться ночевать. Он забирал их домой, что в то время считалось дикостью. В 1980-х помогал литовскому диссидентскому движению «Саюдис».

В тему: ТОП-12 самых интересных музеев Украины

«Я родился еще при Сталине, а в школу пошел, когда началась другая эпоха: сталинизм критиковали, появились определенные свободы. Дети в школах начали путешествовать по волнам эфиров. Молодежь потянулась к новым знаниям, ранее не разрешенным. «Битлы» или «Роллинг Стоунз» были запрещены, но на коротких частотах их запретить не могли. Как это обычно происходило?

Кто-то в Москву контрабандой провозит новую пластинку (чаще всего это были дети дипломатов), ставит ее на свой ​​качественный аппарат, включает радиостанцию ​​- и это звучит в Белгороде и Тамбове. В Тамбове записали, воссоздали - и это идет в Киев, например. Из Киева - в Днепропетровск. И новая пластинка из Англии уже сегодня к вечеру может обойти весь Советский Союз. Представляете себе скорость? Это была такая субкультура. Я собрал свой ​​первый аппарат в восьмом классе.

Он один из тех, кто развивал радиолюбительское движение на территории Украины. Одним из первых также разработал приставку к радиоприемнику с дальностью связи до 100 км. В то время радиоэфир был забит школьниками и радиолюбителями. Ученики заказывали друг другу музыку: «Для Лены из восьмого «Б» - «Битлз», «The Girl». Советская власть не контролировала этот процесс и даже поощряла его. По всему Союзу действовали кружки юных техников, каждый школьник на сэкономленные деньги мог себе купить простейший радиоприемник-конструктор. Все учились паять. Это повышало уровень технической грамотности молодежи, и продолжался этот процесс до начала Пражской весны, когда чехи во время восстания против совка использовали короткие волны.

В тему: Как душили «Пражскую весну»: Чехословакия, июль 1968-го

«В СССР поняли, что радио - это Facebook и Twitter того времени. Оно помогало сплачиваться и могло подтолкнуть к революции, - говорит Леонид. Несмотря на возраст, он успевает одновременно следить за современными технологиями, кормить синиц в своем дворе, ежедневно паять новые радиоустройства, самостоятельно совершенствовать знания английского, быть руководителем местного «Пласта», ездить на велосипеде, читать множество литературы, Twitter и Facebook, развиваться духовно.

«В 1990-х годах я основал здесь «Пласт», у нас было серьезный украинский подъем, даже мэр города тогда был проукраинским, поддерживал какие-то инициативы, поддерживал нас. Сейчас в городе почти нет интереса ни к радиокружкам, ни к «Пласту».

Леонид имеет скаутскую радиостанцию ​​фактически единственную на весь бывший Советский Союз, за исключением Прибалтики. А, скажем, голландцы поражают массовостью и огромным подвижничеством в помощи государству с воспитанием молодежи.

«В Нидерландах десятки любительских радиостанций на каждый город, а у нас одна на Украине. Как им это удается? У них дети активно вовлечены в это дело. Умеют паять, собирать радиоприемники. Ежегодно международное скаутское движение проводит встречи всех юных радиолюбителей в эфире и интернете. Они называются JOTA-JOTI. В бывшем СССР было такое активное радиодвижение, а теперь только одна точка в Эстонии и одна в Украине, в то же время их множество в Нидерландах, Швейцарии, Германии».

Леонид работает как педагог-организатор. С «Пластом» он часто разрабатывает маршруты и водит детей в горы. Параллельно пытается заинтересовать их радиолюбительством.

Леонид - уникальный человек, живущий на окраине вымирающего города. В Светловодске ничего не происходит, производства разворованы, местное население в основном безработное. Впрочем, здесь красивые виды, водохранилище и днепровские холмы, заливы и каналы, заброшенные индустриальные гиганты, но местные СМИ об этом ничего не говорят. С Леонидом не сыскать ни одного интервью, несмотря на его невероятно бурную и активную жизнь и множество воплощенных дел. Он очень светлый и радостный человек, на фоне всей безнадеги в этом районе - настоящий оазис радости и уверенности в лучшем будущем. В свои 66 Пасько и дальше паяет новые радиоустройства, собирает детей в походы и радостно встречает простых гостей. И хотя у него нет официального музея или хотя бы таблички (он и сам свою хижину не называет музеем), здесь однозначно стоит побывать всем, кто влюблен в историю и радиосвязь.

(Фото: Ната Коваль, Тарас Ковальчук, Дарья Синельникова).

Богдан Логвиненко, опубликовано в издании Тиждень.UA

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]