Мягкая сила миграции: как не «потерять» миллионы украинцев в Польше

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

 Недостаток понимания украинцев в Польше, как мягкой силы - существенно ослабляет позицию Украины в двусторонних отношениях. Более того, создает возможности для продвижения своих интересов со стороны государства-агрессора. А недостаток внимания в отношении мигрантов - это отсутствие стратегической инвестиции в будущее внешнеполитических успехов.

Во время последнего визита главы украинского МИД Дмитрия Кулебы в Польшу 27 июля состоялась его встреча с представителями украинской общественности. На ней присутствовали как представители диаспоры, так и новой волны украинских мигрантов, отмечает  Західний фронт. Как и после всех предыдущих подобных встреч, раздавались голоса недовольных - представителей организаций, которые не были приглашены на встречу, в основном нишевого характера, объединяющих мигрантов по профессиональному или квази-профсоюзному принципу.

Сегодня политика Украины относительно украинцев в Польше сосредоточена на общедипдоматической консульской поддержке своих граждан в этой стране с редкими культурологическими инициативами в сотрудничестве с диаспорой. Зато хватает видения роли украинцев в Польше как экономического инструмента воздействия, учитывая их численность, а также потенциальной роли диаспоры как лоббиста. В общем не хватает системного использования мягкой силы мигрантов и диаспоры.

Однако, как говорят: «Свято место пусто не бывает», поэтому существует вероятность манипулирования украинцами в гибридном противостоянии.

На эту тему: «Здесь общество здоровее»

Национальным меньшинством в понимании польского законодательства могут считаться польские граждане из отличной национальной группы, проживающей на территории Польши в течение не менее последних ста лет. Согласно переписи населения 2011 года украинцы составляют четвертое по величине национальное меньшинство. А национально-культурные общества, признанные государством, финансируются из дотаций от МВД. Соответственно, каждая инициатива диаспоры должна быть согласована с Совместной комиссией правительства и национальных меньшинств. Последний год, после попадания в Сейм блока «Конфедерация», деятельность комиссии существенно затруднена из-за постоянных провокаций на ее заседаниях со стороны представителей этой партии. Так и из-за общепольского политического противостояния и разделения - диаспора не может активно проявлять себя, чтобы не быть использованной в нем.

Единственным вариантом использования Украиной мягкой силы диаспоры остаются личные связи видных ее представителей со сторонниками украинско-польского сотрудничества во властных элитах Польши. Параллельно слабо используемой со стороны Украины остается культурная дипломатия, осуществляемая при помощи приближенных к диаспорянской среде неправительственных организаций. Хотя, в условиях, когда польская внешняя политика в отношении Украины сосредоточена на прагматическом отстаивании собственных интересов и опираются на политике исторической памяти, именно культурные проекты могли бы стать существенным фактором «разрежения» медиа-потока об Украине и формирования положительного образа нашей страны среди рядовых польских граждан, которые далеки от польско-украинской тематики.

Важным фактором, влияющим на диаспору, остается религия.

Значительная часть автохтонных украинцев на востоке Польши являются православными. Польская автокефальная православная церковь составляет, в значительной степени, фактор российского влияния с периода ПНР и до сегодняшних финансовых связей с РПЦ. Показательным стало непризнание ею Томоса об автокефалии ПЦУ в прошлом. Учитывая то, что украинцы Польши не представляют подавляющего большинства прихожан ПАПЦ (большинство составляют белорусы, второе по численности национальное меньшинство согласно переписи 2011 года) - протесты украинской диаспоры в Люблине против такого решения остались незамеченными ее руководством. Таким образом, мягкая сила в приведенной плоскости не имеет сегодня перспективы активного приложения. Но требует активной мотивации для диаспорян со стороны Украины к более тщательному отслеживанию любых мало-мальских пророссийских движений этой структуры и их пассивной блокировке. В то же время вновь прибывшие мигранты православного вероисповедания, посещая структуры ПАПЦ, могут подвергаться соответствующей идеологической обработке в стиле «мы за мир» в отношении российской агрессии, что тоже требует соответствующих контр-действий.

На эту тему: Безденежье гонит. Украинцы на заработках в Польше — репортаж

Вновь прибывшая волна мигрантов из Украины поставила новые вызовы, но и новые возможности мягкой силы перед украинской внешней политикой.

Мигрантов условно можно разделить на три группы по численности, от наибольшей до наименьшей:

  1. работники, цель которых исключительно работа в Польше,

  2. лица, планирующие постоянно проживать в РП, приобретая гражданство,

  3. лица которые стремятся приобрести польское гражданство с целью дальнейшей миграции на запад ЕС.

Общее количество мигрантов из Украины делает их существенным фактором мягкой силы, но и требует мягкой силы, направленной на них. Уникальностью украинских мигрантов в Польше из 1 и 2 групп является представление ими максимально полного социального среза украинского общества. Не зря именно на избирательных участках в Польше во время последних выборов президента их результаты полностью совпадали с результатами выборов в Украине.

Приток с 2014 года граждан Украины не только с запада, но и со всей прочей ее территории существенно увеличил количество лиц с постсоветской, совковой, ментальностью.

Больше всего это проявляется в использовании русского языка в частном общении и гораздо более сложную интеграцию с польским окружением. В свою очередь, это вредит восприятию украинцев со стороны рядовых поляков, которые перестают различать украинских, русских и белорусов, а также воспринимают недостаток коммуникации как проявление превосходства.

В то же время, невозможно обойти вниманием тот факт, что подобные проявления не остаются незамеченными Россией в качестве средства в информационной войне.

 С помощью крайне-правых общественных деятелей и политиков неоднократно поднималась тема «украинских рагулей» и мнимой угрозы роста количества «таких лиц с Востока». С другой стороны, в социальных сетях полно групп вроде «Наши люди», которая занимается продвижением концертов и ивентов с участием русскоязычных поп-звезд или объединяющих русскоязычную молодежь в определенном городе; или группы типа «Русскоязичная Варшава», которые содержат информацию для работников, но время от времени между постами относительно трудоустройства или легализации пребывания в Польше - заявляются политические статьи различной степени антиукраинской направленности.

В связи с этим украинское государство должно предпринимать шаги для удержания этих людей в поле своего влияния.

Прежде всего, это должны быть меры, направленные на экономический комфорт, такие как:

  1. упорядочение законодательства, регулирующего деятельность фирм по трудоустройству за рубежом с целью повысить их надежность,

  2. создание режима налогового благоприятствования для украинских стартапов по переводу средств из-за границы, забрав эту нишу у связанных с Россией фирм,

  3. финансовые вложения в продвижение украинского культурного поп-продукта за рубежом.

В отношении мигрантов как мягкой силы: они являются существенным аргументом в украинском-польских отношениях, как уже упоминалось, учитывая прагматизм польской власти.

Однако, примером того, как не стоит это делать, стала кратковременная инициатива украинского правительства в апреле этого года по лимитированию выезда мигрантов в страны ЕС. Явным было злоупотребление мягкой силы в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Именно факт наличия значительного количества мигрантов на территории иностранного государства составляет ее основание. Но именно это, кажется, не используется украинской стороной.

На эту тему: "А последний выключит свет": о реальных масштабах трудовой миграции из Украины в ЕС

Также существенным остается вопрос участия Украины в проектах по отстаиванию прав мигрантов.

В основном они объединены или вокруг неправительственных организаций, связанных с диаспорой, или многочисленных мелких объединений. Не хватает единой крупной организации, которая была бы способна создать эффективную сеть. Подобная инициатива со стороны Украины - могла бы быть существенным фактором влияния на экономическую политику Польши, а также существенно способствовала бы сближению двух стран в стратегической перспективе.

Подытоживая, можем констатировать, что недостаток понимания украинцев в Польше, как мягкой силы - существенно ослабляет позицию Украины в двусторонних отношениях. Более того, создает возможности для продвижения своих интересов со стороны государства-агрессора. А недостаток внимания в отношении мигрантов - это отсутствие стратегической инвестиции в будущее внешнеполитических успехов.

Виталий Мазуренко,  опубликовано в издании Західний фронт


На эту тему:

 

 

 

Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]