От концлагеря на юге Франции до сталинского ГУЛАГа. Судьба испанца Хулиана Фустера
Издание El Periodico рассказывает о трагической судьбе испанца Хулиана Фустера. Он был военным хирургом на двух войнах: гражданской в Испании и “Великой Отечественной” в России, участвовал и в битве за Сталинград. А после окончания войны попал в сталинский ГУЛАГ: система, которую он в начале боготворил, оказалась для него чужой.
«Хоть я и участвовал в двух войнах, все мое тело покрылось холодным потом (…). Эмма Шварц (Emma Schwartz), сильная 20-летняя девушка, умирала на наших глазах, после того как обе ее ноги были изрублены гусеницами танков. В тот день помощь требовалась более, чем 400 раненым», — рассказывает хирург Хулиан Фустер (Julián Fuster), республиканец, оказавшийся в ссылке, а затем член Коммунистической партии, отправленный в ГУЛАГ.
В 1954 году он стал свидетелем кровопролитного подавления самого масштабного восстания политических заключенных в советском трудовом лагере в поселке Кенгир, расположенном в отдаленных казахских степях. Чтобы подавить восстание, были использованы танки, в результате чего погибло около 700 человек. В этом лагере Хулиан провел семь лет. Нобелевский лауреат по литературе Александр Солженицын в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» писал про то, как «испанец Фустер» оперировал раненых 48 часов, пока не потерял сознание от изнеможения прямо в операционной.
На эту тему: НКВД + Гестапо: совместные предприятия чекистов и нацистов
История этого врача занимает важное место в произведении историка, политолога и преподавателя Автономного университета Барселоны Луизы Йордаке Кырстя (Luiza Iordache Cârstea; Тырговиште, Румыния, 1981) «Письма из ГУЛАГа» (Cartas desde el Gulag). За основу она взяла документы, сохранившиеся у его сына Рафаэля Фустера (Rafael Fuster). В результате ей удалось рассказать о трагической судьбе одного из эмигрантов, которые были вынуждены бежать из страны после поражения в Гражданской войне. С 1940 по 1956 год через советские концентрационные лагеря прошли 345 испанских республиканцев. «Из них 193 — это дети войны, 4 учителя и воспитателя, 9 политических заключенных, 40 пилотов, 64 моряка и 36 республиканцев, которые были заняты на принудительных работах в Третьем Рейхе. В 1945 году в Берлине они попали в руки Красной Армии», — подробно рассказывает автор.
На эту тему: «Вы все предатели, шпионы и диверсанты»
Условия жизни в ГУЛАГе были ужасными: «теснота, плохое питание, антисанитария, очень холодная или жаркая погода, жестокость и безразличие системы». Там находилось около 18 миллионов мужчин и женщин, которых из-за малейших подозрений посчитали «врагами народа» и обвинили, среди прочего, в «предательстве Родины». А в случае Фустера еще и в «шпионаже и антисоветской агитации и пропаганде». А они всего-то выразили критику по отношению к режиму или несогласие с решениями властей.
Во время гражданской войны в Испании Фустер был врачом на фронте в Арагоне и Каталонии. Там он чуть не потерял ногу из-за попавшей в нее шрапнели. Он был одним из почти полумиллиона эмигрантов, которые оказались в концентрационных лагерях на юге Франции, где он работал врачом. Хулиан Фустер и другие члены Объединенной социалистической партии Каталонии и Коммунистической партии Испании были выбраны, чтобы отправиться в СССР. Там он занимал очень хорошее положение и служил полевым хирургом в советских войсках, сражавшихся против нацистов. Фустер даже участвовал в битве за Сталинград.
Но когда Вторая мировая война закончилась, его разочарование в режиме, который он когда-то считал образцовым, только усугубилось. «Мы живем как заключенные. В стране, где царит жесткая диктатура, где люди вынуждены работать до изнурения, и где нет никаких перспектив», — написал он. По словам Фустера, виноваты во всем были «преступные лидеры Коммунистической партии Испании с Долорес Ибаррури (Dolores Ibárruri) во главе, которые продались Москве». «Все здесь для меня чуждое и враждебное», — говорил он.
Йордаке, которая также написала книгу «В ГУЛАГе. Испанские республиканцы в сталинских концлагерях» (En el Gulag. Españoles republicanos en los campos de concentración de Stalin), объясняет, что «разочарование, несогласие, диссидентство и желание воссоединиться с семьей побудили многих испанцев получить разрешение покинуть Советский союз и вернуться на родину».
Так поступил и Фустер, который попытался получить мексиканскую визу. Однако к таким действиям относились весьма неодобрительно. В итоге Фустера, к тому же, сочли сообщником двух испанцев, выражавших критику по отношению к режиму и пытавшихся бежать из страны. Это были Педро Сепеда (Pedro Cepeda) и Хосе Туньон (José Tuñón), прятавшиеся в чемоданах аргентинских дипломатов. Хулиан Фустер был арестован 8 января 1948 года недалеко от Красной площади. Агенты секретных служб Сталина посадили его в машину и отвезли на печально известную Лубянку, где Хулиан провел восемь месяцев. Его пытали, подвергали ночным допросам, чтобы лишить сна, морили голодом, а потом отправили в трудовой лагерь в поселке Кенгир.
В письме из Кенгира Фустер описал, «как сложно находиться в заточении». В лагере его считали «первоклассным хирургом», который оперировал «очень легко и быстро», несмотря на плохие условия и нехватку нужных инструментов. Но бывало и его наказывали. По рассказам Солженицына, один из начальников отправил Хулиана на каменный карьер, а потом заболел и приказал его вернуть, потому что «верил только Фустеру». В итоге начальник умер на операционном столе.
На эту тему: Освенцим поработал на СССР
Вместе с солдатами Голубой дивизии
Многие республиканцы оказались в ГУЛАГе вместе с солдатами из Голубой дивизии (всего 350), испанскими ультраправыми, добровольно сражавшимися на стороне нацистов. «Советские лагеря их объединили. Идеологические разногласия остались в прошлом, ведь все они, волей судьбы оказавшиеся в плену, стали жертвами сталинской системы. Вместе боролись за выживание, свободу и солидарность, товарищество и дружбу», — объясняет Йордаке. У них была общая цель: «выжить и вернуться в Испанию».
Фустеру это удалось. Его освободили раньше, в 1956 году. Сначала он отправился на Кубу, затем по приглашению ВОЗ три года работал в Конго. В итоге Хулиан обосновался в Палафружеле, Каталония, где работал хирургом и дружил с каталонским журналистом и писателем Жозепом Пла (Josep Pla).
—
Оригинал: Анна Абелья (Anna Abella) Del exilio republicano al Gulag de Stalin
Переведено и опубликовано в издании INOSMI.ru
На эту тему:
- «Люди все босые, раздетые и голодные». Харьковский концлагерь в мае-августе 1920 года
- «А может быть шлепнусь?» Дневник охранника ГУЛАГа
- Как Америка хотела использовать зэков ГУЛАГа для победы над СССР
- Карлаг: «Мертвых детей складывали в бочки в коридоре»
- Побег за свободой. Как в 1962 году Пётр Патрушев проплыл по Чёрному от Батуми до Турции
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 09:00
- Рекорд ЗСУ: за добу ліквідовано 2030 окупантів
- 08:02
- Ворог просунувся у Кураховому, Берестках і ще біля 5 населених пунктів
- 20:00
- У п'ятницю дощ і сніг - на заході та півночі України
- 18:00
- Повернення на службу після СЗЧ або дезертирства: президент підписав закон
- 17:34
- Президент підписав історичне підвищення податків в Україні
- 16:44
- У Львові на честь Ірини Фаріон перейменували вулицю
- 15:37
- Нідерланди "поставили на паузу" передачу Gripen Україні
- 14:21
- Повітряні сили атаку рф: збито 90% крилатих ракет, але є 12 влучань в енергооб'єкти
- 13:36
- Як працює лізинг нового авто в Україні
- 12:02
- Майно родичів ексміністра Ставицького нібито знову арештували, але ОГП не називає ані дату арешту, ані номера рішення суду, ані кримінальної справи
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.