Противник невиданной до сих пор стойкости

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

30 августа исполняется 100 лет обороны союзными польско-украинскими силами крепости Замостье, которую пытались штурмовать красноармейцы Первой конной армии Семена Буденного. Оборона Замостья стала одной из знаковых страниц польской истории: наконечники копий и сабель красных всадников были направлены в сердце Польши - на Варшаву, и их неудача заставила отречься от планов по раздуванию «всемирной революции» Ленина.

Как сто лет назад Армия УНР вместе с поляками обороняла Замостье от буденновцев и спасла Варшаву.

Первая конная армия Буденного была переброшена с Северного Кавказа на территорию Украины еще в конце мая 1920 года для усиления советского Юго-Западного фронта, направленного против польских войск и Армии УНР. Именно из-за прорыва Первой конной польского фронта войска союзников (польские и украинские) были вынуждены в ночь с 8 на 9 июня 1920 оставить Киев. В тот раз удар буденновцев был направлен на Житомир и Бердичев. Красным удалось захватить Житомир полностью, а вот в Бердичеве они наткнулись на решительное сопротивление украинских частей - 6-й запасной бригады полковника Игната Порохивського. Целая дивизия буденновцев - 11-кавалерийская, которая тогда насчитывала 3 тыс. Человек, - не смогла преодолеть решительного сопротивления украинского гарнизона и группы польских воинов, которые были вдвое меньше.

На эту тему: Как Советскую Россию победили на подступах к Варшаве: украинский фактор «чуда на Висле»

Ворвавшись в Бердичев со стороны Житомира, советские кавалеристы встретили сопротивление одной украинской заставы с пулеметом. Узкие улицы не позволили буденновцам использовать ни свое численное превосходство, ни лошадей - им пришлось спешиться. Между тем к заставе присоединились старшины и воины, находившиеся в городе. Постепенно, под давлением красных, они отступали на Лысую гору, где в казармах размещались основные силы 6-й запасной бригады. Украинская батарея начала метко стрелять по атакующим красноармейцам, а с Лысой горы им навстречу с винтовками наперевес перешли в контратаку старшины и казаки.

Схема боя под Замостьем. Считается, что именно этот бой спас Польшу от нашествия буденновцев

Командир бригады Игнат Порохивский позже вспоминал об этом бое так: «Старшинский курень (то есть офицерский батальон. - Ред.), этот цвет украинского воинства, спокойно, с полным сознанием своего достоинства и обязанности, решительно двинулся на город, чтобы там, разделившись на группы, сражаться с врагом и выбить его из города. Акция этого куреня была сверх всякой похвалы. Сознательные украинцы, опытные воины - все сметали на своем пути. Их наступление было столь решительным и смелым, что солдаты даже не успели причинить ущерб местному населению, а под решительным наступлением побросали лошадей, свое имущество и оставили город». Несмотря на то, что наступление Первой конной армии было отражено, общая ситуация на Юго-Западном фронте для украинских и польских войск складывалась не лучше. Они отступали в сторону Галичины. Вслед за ними шли советские войска. Первая конная армия сначала воевала на Волыни, а в конце июля повернула в сторону Львова.

Через Люблин на Варшаву

Интересно, что тогда из-за общей военной стратегии и направления наступления Первой конной армии возникло недоразумение между Лениным и членом Реввоенсовета Юго-Западного фронта Сталиным. Ленин требовал, чтобы буденновцы усилили советский Западный фронт, наступавший на Варшаву, и после ее захвата, как грезилось вождю мирового пролетариата, должны были идти на Берлин. Тогда в Германии еще тлели очаги собственной революции, из которых Ленин надеялся раздуть «мировой пожар». Иосиф Сталин, а также Семен Буденный и член военсовета армии Климент Ворошилов были не согласны со стратегией Ленина. Они были убеждены, что после взятия Первой конной армией Львова смогут за пять-семь дней сформировать две галицкие советские дивизии - из местного украинского населения. Оптимизма им добавлял и тот факт, что на протяжении нескольких дней пребывания на Западе Украины из местных добровольцев уже было сформировано несколько батальонов. Большевики умело использовали национальные противоречия между поляками и западными украинцами в свою пользу.

16 августа 1920 года Первая конная армия отправилась на штурм укреплений, которые поляки построили вокруг Львова, и в тот же день на севере польские войска перешли в контрнаступление против советского Западного фронта. Буденновцам не удалось наскоком овладеть Львовом. Сталин и Буденный считали, что захват Львова - дело считанных дней. Но Ленин категорически требовал отправить Первую конную армию в рейд на север, чтобы с фланга ударить по польским войскам и прорваться в направлении Люблина, а дальше - если повезет - в Варшаву.

Сотник Виктор Филиппович (с орденом Святого Георгия на груди) во главе своего пушечного куреня

Позже, оправдываясь за неудачный рейд, начальник штаба Первой конной армии Леонид Клюев писал: «Конармия за время действий на польском фронте во второй раз оказалась на тылах у противника, но между прорывом майским (на Житомир - Бердичев) и августовским была большая разница. Там был прорван фронт противника, здесь армия оказалась среди наступавших частей противника, прекрасно обеспеченных техникой с большим количеством боеприпасов. Кроме того, этот рейд армии пришлось осуществить в условиях разбушевавшейся стихии, которая непрерывными дождями 30 и 31 августа сделала весь лесисто-болотный район непролазной грязью, чем осложнялось маневрирование армии. В боях армия потратила почти все свои боевые запасы. У противника действовали эскадрильи аэропланов, которые забросали части Конармии бомбами и обстреливали пулеметным огнем».

Расстановка сил

В условиях размытых дорог и отсутствия альтернативных коммуникаций путь через Замостье на Люблин был единственным. Первые разъезды буденновцев появились у крепости еще 28 августа, но основные силы - шестая кавалерийская дивизия, в составе которой было примерно 5500 сабель, - в ночь с 29 на 30 число. Остальные части Первой конной армии Буденного обходили крепость с других сторон. Тогда силы обороны Замостья составляли разнообразные польские части, так называемые балаховичцы - воины армии Булак-Балаховича, созданной из белогвардейцев и белорусских партизан, а также подразделения 6-й стрелковой дивизии Армии УНР. Общее количество защитников - более 3 тыс. штыков, 350 сабель, 11 орудий и 3 бронепоезда. Из украинских войск в Замостье были: штаб 6-й дивизии, 6-й технический курень в составе трех сотен и одна конная сотня. Основные силы дивизии находились в районе населенных пунктов Красностав и Грубешив к северу от Замостья, где готовили вторую линию обороны. Среди офицеров, находившихся в Замостье, старшими по званию и военному опыту оказались командир 6-й стрелковой дивизии полковник Марк Безручко и его начальник штаба - полковник Всеволод Змиенко. Именно Марко Безручко стал начальником обороны Замостья.

Первостепенную роль в событиях сыграл 6-й технический курень Армии УНР. Вот что вспоминал старшина этого куреня, известный в будущем художник Николай Битинский: «За четыре неполных дня, с 25 по 28 августа, вокруг города длиной до 18 км, саперы поставили прочную линию проволочных заграждений, в некоторых местах даже 3-4 ряда, а за ними искусно построили цепь крепких гнездовых опорных пунктов с выгодно расположенными окопами, из которых, по сторонам, можно было подавать фланкирующей перекрестный пулеметный и ружейный огонь. Такая штуцерная система окопных укреплений, также как и вовремя законченная сплошная линия проволочных заграждений, в ходе боев с блестящим успехом себя оправдала. На укреплениях работало почти все население города и близлежащих сел - по 3-5 тысяч человек ежедневно под руководством старшин и казаков 6-го технического куреня. Только под конец этих работ, когда оборонный круг был уже почти закончен, прибыла на помощь какая-то небольшая польская саперная группа».

Старшины 6-го технического куреня 6-й стрелковой дивизии. Усилиями этого подразделения были возведены мощные укрепления под Замостьем

Буквально накануне боев с буденновцами к крепости прорвались два орудия 6-й стрелковой дивизии во главе с сотником Виктором Филиповичем. Один из воинов-балаховичцев описал это так: «В Замостье было мало наших сил, а потому все ободрились когда узнали, что сотник Филипович прорвался из-под Избицы с двумя орудиями и идет на Замостье ... В Избице он был настигнут большевистской разведкой (около 60-80 всадников). Он хотел было уйти, поскольку лошади в батарее были замечательные, но большевики догнали его. Не долго думая, Филипович остановил батарею и угостил большевиков картечью с близкого расстояния. Красные отхлынули, а батарея вновь поехала. Около восьми часов, отстреливаясь, шла батарея Филипповича, и в конце концов счастливо пришла в Замостье».

Неожиданное сопротивление

Первая атака буденновцев - в конном строю - состоялась вечером 29 августа 1920 года. Но всадники неожиданно наткнулись на хорошо сделанную линию проволочных заграждений, которые лошади были неспособны преодолеть. Попав под плотный огонь, советская конница быстро отступила. В ночь с 29 на 30 августа на штурм города пошли спешенные буденновцы. Их остановили пулеметные очереди и ружейные залпы. Длинные линии красных залегли перед колючей проволокой, и утром снова попытались атаковать - но результат был тот же. В бой вступили артиллерия и бронепоезда: со стороны защитников Замостья их было три (два польских и один, условно, балаховичцев, позже он перешел в состав Армии УНР), а Первую конную армию поддерживали две «черепахи на колесах». В конце дня два польских и оба большевистских бронепоезда были выведены из строя. Советская артиллерия, которой было значительно больше, чем у защитников, беспощадно громила окопы, где сидели пехотинцы. Среди пехоты, защищавшей крепость, оказалось немало неопределенного элемента: группу балаховичцев пришлось разоружить. Среди польских войск был этапный (запасной) батальон, состоящий из молодых солдат, которые начали паниковать. Их ряды были укреплены воинами 6-го технического куреня Армии УНР.

Днем 30 августа над Замостьем закружил польский самолет. С него был сброшен пакет, в котором говорилось о том, что к городу с нескольких сторон быстро приближается помощь. Это значительно ободрило защитников. В ночь с 30 на 31 августа они сделали две вылазки против красных, остававшихся у проволочных ограждений. Советское командование убедилось, что с имеющейся конницей, без подкрепления другими соединениями Юго-Западного фронта, оно не сможет продвинуться дальше. А переброска польской помощи приведет к окружению Первой конной армии. Поэтому 6-кавалерийская дивизия РККА начала отступать из-под Замостья. Один из мемуаристов вспоминал об этом так: «И наконец все нападения врага с полудня 31.8 стали заметно ослабевать. Вражеские ряды снимались с боевых порядков, заворачивали понемногу назад и исчезали в окраинных пригородных лесах и селах, где, вероятно, имели исходные позиции и пункты накопления. Еще за каких-то пару часов с поля боя отошли последние стрелки; умолкла канонада и стрельба из окопов. А потом снова через некоторое время, уже собственно к вечеру целого дня горячего боя, красная конница стала двигаться с большим шумом и гамом в лесах и на полевых горизонтах».

31 августа польская конница под Комаровцами перерезала путь частям буденновцев.

Состоялась яркая кавалерийская битва, в которой целые дивизии сходились в поединке с саблями наголо - как в наполеоновские времена. Буденновцы проиграли ... С того момента началось полное отступление Юго-Западного фронта. Первая конная армия была чрезвычайно деморализована поражениями: впервые за свою историю буденновцы не смогли преодолеть сопротивление противника и были побеждены. Они срывали злость на местном населении, в частности еврейском, пройдя буквально смерчем по Волыни и грабя и насилуя жителей бедных еврейских местечек. Свои дебоши буденновцы продолжили в районе Житомира и Бердичева, куда были выведены на переформирование в середине сентября. Лишь после отправки Первой конной армии на Южный фронт - против белогвардейских войск Врангеля - местное еврейское население вздохнуло с облегчением.

На эту тему: Покупал ли Пилсудский Петлюру?

Отчитываясь о событиях 26 августа - 1 сентября 1920 года, Буденный и Ворошилов докладывали в Кремль: «Конармия за пятидневный рейд при вышеперечисленных условиях и неведомом до сих пор упрямстве противника, который пытался окружить и уничтожить Конармию, понесла большие потери среди комсостава, красноармейцев, лошадей и материальной части. Вследствие упорных боев и ежедневных передвижений под ливнем по размытым дорогам бойцы и конский состав Конармии чрезвычайно устали и требуют длительного отдыха для пополнения частей боезапасами и ремонта сильно поврежденного транспорта».

Ярослав Тынченко,  опубликовано в издании  Тиждень


На эту тему:

 

 

Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]