Сергей Коляда: «Революция сейчас — это борьба с жлобизмом»
Жлобство стало сегодня целой системой мировоззрения. Оно на каждом шагу: от рядовых украинцев и до государственных служащих. Это настоящая социальная проблема — убеждены художники- жлобисты.
«Явление жлобства описывают разными способами, однако, если пробовать объяснить его по-простому, то жлоб — это тот человек, который попадает не в свою среду, не знает кода этой среды, его культуры», — считает искусствовед Дмитрий Горбачев (из книги Антона Мухарского «Жлобология»).
Как бороться со жлобством? Готовы ли украинцы смотреть в зеркало и видеть свои недостатки? Как художники изображают патриотизм? Об этом и другом Гурт разговаривал с Сергеем Колядой, художником-жлобистом, соучредителем группы «Союз Вольных Художников».
Сергей Коляда
— Ваши картины нарисованы шариковой ручкой. Почему выбрали именно такой стиль?
— После школы в
Все это время я рисовал ручкой на парах. Затем постепенно перешел на большие форматы и стал рисовать более профессионально, при этом зарабатывая этим на жизнь. Впоследствии я узнал, что в мире есть целое движение художников, которые рисуют ручкой. В
Я пробовал все — рисовал и карандашом, и акварелью, и масляными красками. И всегда возвращался к ручке.
— Какие темы чаще всего поднимаете в своих произведениях и почему?
— Изображаю, в основном, социальные темы. Стараюсь показать общественные болезни, такие как бедность, проституция, наркомания, используя при этом гротеск и контрасты. Как противопоставление, показываю мир людей, которые зарабатывают на социальных болезнях, бедности и рабской психологии украинского общества.
Эти вопросы и социальные контрасты очень меня поразили, когда я приехал в Киев из юго-восточной провинции Украины (города Бердянск) в 1997 году. На то время в нашем маленьком городке таких впечатляющих контрастов еще не было. После учебы на филологическом факультете и чтения украинской литературы я понял, что проблемы, описанные нашими гениями несколько десятков лет назад, никуда не делись. Украинский народ так же остается бедным и угнетенным, как было и во времена Шевченко.
В частности, в постмодернистских образах я начал использовать образы шевченковских произведений, давая им вторую жизнь. Кроме того, Шевченко сегодня — это только икона, на которую почти все молятся. А я хотел сделать из него «живого» художника, понятного новому, молодому поколению украинцев.
Еще одна из проблем, которую я поднимаю, — это тема эмиграции украинцев и их жизнь за рубежом. Здесь я часто использую образ Екатерины Шевченко. Прежде всего, я хочу показать тяжелую судьбу украинской женщины, которая для меня лично является олицетворением самой Украины.
Одна из моих тем — это так называемая гоп-культура. Это мир гопников и криминальных элементов, которых сейчас начали нанимать в ряды «титушек». Об этом мире я знаю многое из личного опыта. Ведь когда учился в Запорожье в девяностых годах, почти каждый день имел с ними неприятные встречи.
Довольно часто я использую также образы мирового искусства для большего понимания моих произведений за границей, где, собственно, куда больше ценителей моего творчества, чем в собственном Отечестве.
— Вы позиционируете свое творчество как зеркало украинской действительности, некий «социальный арт». Насколько общество готово сейчас видеть и признавать свои недостатки?
— Общество, возможно, признает недостатки, но многие считают, что искусство должно быть прекрасным. Я получаю много вопросов типа — «почему мы должны еще и на картинах это смотреть? Мы и так каждый день видим это на улицах наших городов». Украинцы, которым нравятся мои работы, все равно говорят, что дома их не повесили бы. Галеристы в Украине тоже не воспринимают моих произведений и постоянно отказываются их выставлять (кроме некоторых выставок, где куратором был Антон Мухарский). На данный момент большинство моих работ уже за границей. Были выставки в США и Нидерландах.
— Как украинцам стоит бороться с этими недостатками и жлобизмом?
— Как бороться со жлобизмом спрашивали меня и других художников Союза Вольных художников неоднократно. Мы отвечали — «надо обязательно разоблачать эти явления, надо показывать их». Жлобизм идет из нижних слоев общества к верхушке, то есть к чиновникам. А последние, в свою очередь, делают все, чтобы он процветал. Создают развлекательные шоу на телевидении, пропагандируют алкоголизм, ведут политику одурманивания и т.п..
В тему: Антин Мухарский: В Украине критическая масса населения является биомассой
Чиновники в Украине из-за своего жлобизма и жадности не поняли то, что постигла уже власть в других странах: с народом надо делиться и не доводить его до скотского состояния. Революция сейчас — это и есть борьба со жлобизмом. К тому же, мы видим, что на Майдане много людей, которые читают книги, играют на пианино, рисуют, пишут стихи...
— У Вас есть работы, посвященные Евро-2012. А описываете ли сегодня Евромайдан?
— Во время революции
А революция — это революция. События развиваются очень быстро, поэтому здесь больше подходит искусство плаката и карикатуры, которые, кстати, и выставляют на Майдане.
— Насколько Ваше творчество освещает тему патриотизма? С помощью каких образов Вы это делаете?
— Многие думают, что я, так сказать, «очерняю действительность», и мое творчество не имеет ничего общего с патриотизмом. Люди убеждены, что патриотизм — это хлебное желтое поле и голубое небо, яркие шаровары, вышиванки или Петриковская роспись... Кстати, такое видение патриотизма я услышал в обществе «Просвита», к которому с помощью организовать выставку я приходил еще во времена президентства Кучмы.
Мой же патриотизм идет от жажды правды. Надо смело ее показывать. Меня часто спрашивают, особенно иностранцы, — не боюсь ли я это делать? Но правду показывали Шевченко, Франко, Леся Украинка. Я так же пытаюсь показать правду. Конечно, используя свои методы, свое видение. Часто это и гиперболизация, и постмодерная эстетика. Я верю, что правда на картинах дает зрителям повод задуматься над собой и своей страной.
Фото и изображения: kolyada.com
—
Беседовала Ярина Почтаренко, опубликовано в издании на сайте Гурт
Перевод: «Аргумент»
В тему:
- О значении слова жлоб
- Удивление, непонимание и ужас: побочные эффекты украинской моды
- Гламур от дур: жены богачей взялись рисовать картины, снимать кино и ставить спектакли
- Чертовски хорошо! Эпоха раннего БЫКоко: от хаоса в интерьерах богатых украинцев едет крыша
- Антин Мухарский о новой книге: убейте «бузину» в себе
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 12:21
- Об'єднані війною: українці стають частиною фінського православного світу
- 11:34
- Активісти створили мапу європейських активів російських виробників БПЛА
- 09:37
- В Іраку ліквідовані чотири ватажки ІДІЛ - CENTCOM
- 08:15
- США звинуватили держЗМІ Росії у роботі на спецслужби і ввели нові санкції
- 20:20
- В Україні 14 вересня сильні дощі в Карпатах та на Закарпатті, до +31° тепла
- 19:34
- Країни колишнього СРСР у Центральній Азії відмовляться від кирилиці
- 18:28
- СБУ викрила посадовців українського холдингу, які будують судноремонтний завод для рашистів
- 17:02
- СБУ і Нацполіція затримали ще 4-х поплічників рашисітв, які палили військові авто на Одещині
- 16:15
- Донька Ірини Фаріон вимагає довічного ув'язнення для підозрюваного
- 15:22
- У Кропивницькому голова ВЛК продавав «білі квитки» ухилянтам за ціною від 2 до 10 тисяч доларів США
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.