Собор агентов НКГБ: «Для ликвидации путем воссоединения»

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Собор, который прошел в точности по плану чекистов, всегда оставался предметом горячей полемики между греко-католиками Украины и кремлевскими православными.

Полгода назад петербургский исследователь Константин Богуславский обнаружил в архиве украинской ЧК два доклада о епископах Московской патриархии, являвшихся агентами НКГБ. Это первый документ, подтверждающий факт массовой вербовки высшего духовенства чекистами. Благодаря тому, что документ, называя агентов кличками, указывает особенности их биографии, удалось установить, кто из епископов какую кличку носил.

Документ был опубликован с комментариями. Фурора он не произвел, руководство Русской православной церкви от комментариев воздержалось. Легко понять почему. Во-первых, заговор молчания — вообще неплохая тактика. Во-вторых, документ не разрушает миф о том, что духовенство обязательства о сотрудничестве подписывало, но не сотрудничало. «На учет встану, а воевать не пойду». Глупый агент отрицает, что был агентом, умный агент заявляет, что агентом был, но ничего агентского не совершал. Так говорили А.И. Солженицын и А.В. Кураев.

В тему: ЧВК и террористы на службе УПЦ МП. Часть 14: Донецкая епархия. Пособники

Теперь Константин Богуславский обнаружил документ начала февраля 1946 года (ОГА СБУ, ф.16, оп.1, е.хр. 583), который не оставляет сомнений в том, что «агент» — не пустая формальность. Документ «отложился», как говорят архивисты, в совсем другом деле, чем предыдущий. Он идет за документом об одессите, который в 1946 году убил человека, чтобы его мясо использовать для начинки пирожков, которые продавали на рынке. Отнюдь не единичный случай в году, когда Сталин устроил разнос начальнику своей охраны генералу Власику за то, что красное вино подали слишком охлажденным.


Не позднее 9 февраля 1946. План чекистов Украины по организации во Львове собора по ликвидации греко-католической Церкви Украины и перевода её паствы в Московскую патриархию
См. фотокопию
Ист.: ОГА СБУ, ф.16, оп.1, е.хр. 583.

Утверждаю:
Нарком госбезопасности УССР
(Савченко)
«__» февраля 1946 года
План агентурно-оперативных мероприятий по проведению в городе Львове собора греко-католической униатской церкви западных областей Украины

В соответствии с указаниями НКГБ СССР за №854 от 25.1.46 года о созыве собора греко-католической униатской церкви западных областей Украины для ликвидации ее путем воссоединения с русской православной церковью, наметить следующий практический план агентурно-оперативных мероприятий:

1. Собор греко-католической униатской церкви для ликвидации унии и воссоединения этой церкви с русской православной церковью созвать через Центральную Инициативную группу в г. Львове, в помещении собора «Св. Юра» 7.3.46 года с таким расчетом, чтобы собор закончил свою работу в воскресенье 10.3.46 года, т.е. в день «недели православия».

Для организации выполнения настоящего плана и руководства агентурой на Соборе, командировать в г. Львов специальную оперативную группу во главе с Зам Наркома государственной безопасности УССР - генерал-лейтенантом тов. Дроздецким.

Оперработников 2 Управления НКГБ СССР, командируемых в г. Львов для участия в проведении агентурно-оперативных мероприятий по созыву собора, включить в спецгруппу, подчинив их руководителю ее генерал-лейтенант тов. Дроздецкому.

2. На повестку дня собора греко-католической униатской церкви поставить следующие вопросы:

1. Доклад Инициативной группы греко-католической униатской церкви по воссоединению ее с русской православной церковью о проделанной работе.

2. Об отмене Брестской унии, разрыве с Ватиканом и о возвращении греко-католиков в «лоно матери» русской православной церкви.

3. Условия и формула воссоединения с русской православной церковью, а именно:

а) - догматические и богослужебно-орядовые вопросы в связи с воссоединением с русской православной церковью;

б) - условия воссоединения с русской православной церковью униатских «целибатов»;

в) - условия воссоединения с русской православной церковью монашествующих из орденов «Васильян», «Редемпторитсов» и «Студитов»;

г) - вопрос об антиминсах;

д) - вопрос о внешнем виде бывших греко-католических священнослужителей (ношение бороды, одежда);

е) - вопрос о богослужебном языке;

ж) - вопрос о территориальном делении епархии применительно к гражданскому административному делению.

4. Процедура воссоединения всех участников собора с русской православной церковью и торжественное осуществление ее в соборе «св. Юра».

3. Доклад по основному вопросу - «Об истории Брестской унии православной церкви с Ватиканом, об отмене ее и возвращении в «лоно матери» русской православной церкви» - поручить председателю Центральной Инициативной группы д-ру КОСТЕЛЬНИКУ.

4. На соборе греко-католической униатской церкви агентурным путем провести принятие следующих документов:

а) - текст телеграммы от имени собора к Правительству СССР на имя товарища СТАЛИНА;

б) - текст телеграммы от имени собора к Правительству УССР на имя товарища ХРУЩЕВА;

в) - тексты телеграмм на имя Константинопольского вселенского патриарха, патриарха всея Руси АЛЕКСИЯ и экзарха Украины;

г) - текст деклерации собора в адрес Верховного Совета УССР на имя председателя его тов. ГРЕЧУХА;

д) - текст резолюции собора об отмене Брестской унии 1596 года, разрыве с Ватиканом и о возвращении в «лоно матери» русской православной церкви;

е) - текст обращения собора к духовенству и верующим греко-католической униатской церкви о разрыве с Ватиканом и о воссоединении с русской православной церковью.

5. Для разработки практического плана проведения собора, технической подготовки его и редактирования проектов документов, подлежащих принятию собором, узкое предсоборное совещание созвать в г. Львове 5.3.46 г.

На предсоборное совещание разрешить Центральной Инициативной группе вызвать от каждой епархии по 4 представителя из числа деканов - активистов воссоединения с православием.

6. Разрешение на собор греко-католической церкви и на узкое предсоборное совещание выдать Центральной Инициативной группе через Львовский областной исполком. [На полях красным карандашом: «Или же СНК УСФСР?»]

7. Для того, чтобы придать собору греко-католической церкви правомочность и каноничность, до созыва его осуществить переход в православие и хиротонию в епископы членов Центральной Инициативной группы - генерального викария Дрогобычской епархии МЕЛЬНИКА и представителя Станиславской епархии ПЕЛЬВЕЦКОГО.

Хиротонию в епископы МЕЛЬНИКА и ПЕЛЬВЕЦКОГО разрешить произвести в г. Киеве 3.3.46 г. с участием делегации духовенства от Львовской, Дрогобычской и Станиславской епархии в составе 3-= человек от каждой из названных епархий.

Для хиротонии третьего кандидата в епископы предназначенного в качестве викария Львовской епархии закончить проверку намеченного для этого декана Станиславской епархии - ДУРБАКА [Подчёркнуто красным карандашом, на полях большие вопросительный и восклицательный знаки]

По окончании проверки, намеченную кандидатуру санкционировать в НКГБ СССР.

Хиротонии произвести в г. Львове в заключительной части собора.

8. Через агентуру по линии православного экзархата Украины согласовать срок и процедуру хиротонии в епископы МЕЛЬНИКА и ПЕЛЬВЕЦКОГО, обеспечив надлежащий прием экзархатом, как кандидатов в епископы, так и делегаций духовенства от епархий.

9. Списки кандидатов в делегаты собора наметить через представителей Центральной Инициативной группы - по Львовский епархии через КОСТЕЛЬНИКА, по Дрогобычской епархии - МЕЛЬНИКА, по Станиславской епархии - ПЕЛЬВЕЦКОГО.

Окончательное утверждение делегатов на собор произвести на заседании Центральной Инициативной группы в г. Львове не позже 16.2.46 7.

10. В процессе подбора кандидатов в делегаты собора на местах через УНКГБ, соблюдая строгую конспирацию, агентурным путем обеспечить проведение подавляющего (не менее 50-70%) большинства нашей проверенной агентуры.

11. После утверждения делегатов на собор Центральной Инициативной группой - предложить УНКГБ по Львовской, Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областям представить к 18.2.46г. руководителю спецопергруппой в г. Львове списки делегатов на собор, на предсоборное совещание и для присутствия на хиротонии в епископы - МЕЛЬНИКА и ПЕЛЬВЕЦКОГО.

К спискам делегатов на собор приложить подробные характеристики каждого делегата в отдельности. Вместе со списками делегатов на собор особым пакетом в тот же адрес направить списки агентуры из среды делегатов с подробной характеристикой на каждого из них.

Делегатов на предсоборное совещание, а также для присутствия на хиротонии в епископы наметить исключительно из числа членов собора.

Число делегатов на собор, согласно утвержденному НКГБ СССР основному плану, определить количеством имеющихся в епархиях (или в областях) деканатов, исчисляя по 1-2 делегата от деканата - в зависимости от наличия в них активных сторонников воссоединения с русской православной церковью.

Исключение могут представлять те греко-католические деканаты, в которых не имеется сторонников восоединения с русской православной церковью. От таких деканатов делегатов на собор не выделять.

12. УНКГБ по Львовской, Дрогобычской и Станиславской областям через агентуру выделить для участия на соборе в качестве гостей таких мирян, которые могли бы выступить на соборе за воссоединение греко-католической церкви с русской православной церковью.

Число таких выделенных мирян по Львовской епархии не должно превышать 12 человек, по Дрогобычской - 10 человек и по Станиславской - 8 человек.

В число выделяемых на собор мирян провести достаточный процент нашей проверенной агенты и осведомления с тем, чтобы гарантировать возможность освещения через них как настроений среди всех выделенных мирян, так и духовенства, связанного с ними.

Списки выделенных мирян с подробными характеристиками на них, равно как и списки с характеристиками агентуры среди них, представить одновременно со списками елегатов на собор в порядке, предусмотренном в пункте 11-м.

13. УНКГБ после выделения делегатов на собор и утвержденрия их Центральной Инициативной группой, тщательно проверить агентурным путем линию поведения каждого из них с тем, чтобы малонадежных делегатов отвести своевременно от участия в работе собора.

14. УНКГБ по Львовской области, к 20.2.46г. выделить в г.Львове 10 конспировативных квартир с учетом, что на этих квартирах будет приниматься агентура из числа греко-католического духовенства - делегатов собора.

15. Явки для агентуры из числа участников собора разослать УНКГБ по Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областям к 23.2.46г., предложив каждому УНКГБ разработать календарь встреч со своей агентурой, с учетом строгой конспирации и гарантии полного агентурного влияния и руководства всей делегацией своей области на соборе.

16. УНКГБ Дрогобычской, Станиславской, Тернопольской областей для связи с агентурой выделить и командировать в г.Львов на время собора состав оперативных работников 4 отделений, которые работали с агентурой по греко-католикам.

Оперработники указанных областей должны прибыть в г.Львов в штатской одежде до прибытия делегаций от своих областей.

17. УНКГБ Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областей через местные органы железнодорожного транспорта оказать полное содействие в выезде делегатов собора в г. Львов в назначенный срок, обеспечив предоставление им для этого проездных плацкартных билетов или отдельного вагона.

18. Через местные органы власти негласно обеспечить выделение для Центральной Инициативной группы греко-католической церкви и за ее счет необходимого количества номеров и коек в гостиницах г. Львова с организацией в одной из гостиниц питания для всех участников собора.

19. Войти с ходатайством в СНК УССР о выделении необходимых продуктовых лимитов для организации питания делегатов собора в г. Львове на период с 7 по 10.3.46 г. включительно.

20. УНКГБ по Львовской, Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областям к 12.3.46г. представить на санкцию в НКГБ справки с компрометирующими материалами на активных противников воссоединения греко-католической церкви с православием с тем, чтобы аресты их, согласно указаниям НКГБ СССР, могли быть произведены УНКГБ заблаговременно до созыва собора, т.е. не позже 20.2.46г.

21. Опубликовать 22-23 февраля с.г. в центральной областной и районной прессе УССР проект извещения Прокуратуры УССР о составе преступлений арестованных бывших руководителей греко-католической униатской церкви - митрополита Иосифа СЛЕПОГО, епископов - ЧЕРНЕЦКОГО, БУДКА, ХОМЫШИНА и ЛЯТЫШЕВСКОГО.

Проект извещения Прокуратуры предварительно направить на санкцию в НКГБ СССР.

22. В связи с созывом собора греко-католической церкви, УНКГБ Львовской, Дрогобычской, Станиславской и Тернопольской областей мобилизуют внимание агентуры и осведомления по линии греко-католиков, особенно в кругах противников воссоединения с праволавием и по линии оуновского подполья на выявление настроений и возможных попыток срыва собора с тем, чтобы своевременно обеспечить пресечение таких попыток.

Независимо от этого УНКГБ по Львовской области особо мобилизует агентурно-осведомительную сеть по указанным линиям, а также и по линии украинской интеллигенции по г.ЛЬвову - непосредственно перед собором, и главным образом, в дни, когда собор будет проводиться.

В целях соблюдения конспирации, агентуру и осведомление озадачивать конкретно изучением настроений, в связи с созывом собора только тогда, когда факт созыва его станет общеизвестным.

23. В связи с созывом собора греко-католической церкви, а также в процессе работы его, принять гарантированные меры предосторожности и личной охраны членов Центральной Инициативной группы - КОСТЕЛЬНИКА, МЕЛЬНИКА и ПЕЛЬВЕЦКОГО, а также состава делагации православных епископов, которые будут присутствовать на соборе.

В этих целях к 3.3.46г. командировать в г. Львов в распоряжение специальной опергруппыы НКГБ УССР группу опытных разведчиков во главе с зам. начальника Оперода подполковником МИШАКОВЫМ, экипировав так, чтобы часть из них для наблюдения могла присутствовать на заседаниях собора в качестве гостей.

24. На время работы собора в помещениях «Св. Юра» или в ближайшем удобном районе его, организовать для наблюдния закрытый пост наружной разведки, а также пункт быстрой связи с разведчиками, которые будут находиться в качестве гостей на соборе.

Кроме того, в районе расположения «Св. Юра» для наблюдения за общественным порядком во время собора установить два наружных милицейских поста, подчинив их закрытому посту наружной разведки.

Закрытый пост наружной разведки, где будет помещаться также и пункт связи с разведчиками, которые будут находиться в качестве гостей на соборе, связать телефоном с опергруппой НКГБ УССР.

25. Через агентуру по линии Центральной Инициативной группы обеспечить участие в мандатной комиссии собора, а также в контроле мандатов делегатов собора и пригласительных гостевых билетов при входе в зал заседания собора наших проверенных агентов с тем, чтобы не допускать в зал заседания нежелательных элементов, могущих проявить попытки срыва собора.

26. Принять меры через агентуру о выделении экзархом Украины для участия в соборе греко-католической церкви делегации от русской православной церкви в составе управляющего Львовской епархией епископа Макария, управляющего Закарпатской епархией - епископа НЕСТОРА и управделами экзархата - священника РУЖИЦКОГО.

27. Делегация от русской православной церкви в указанном составе должна иметь от экзарха Украины все необходимые полномочия для практического воссоединения участников собора с православием.

28. Через агентуру по линии православного экзархата Украины принять меры к тому, чтобы денежные суммы, ассигнованные на проведение собора, поступали в распоряжение Центральной Инициативной группы в каждом необходимом случае бесперебойно.

Через агентуру по линии Центральной Инициативной группы проследить за правильным расходованием денежных сумм, предназначенных на проведение собора и за надлежащей документацией и своевременной сдачей отчета по этим суммам.

29. Организовать в процессе проведения собора в г. Львове, демонстрацию для делегатов собора кинокартин «Поместный собор русской православной церкви в Москве» и «Собор армянской церкви в Еревани».

Через фотокиноуправление Украины обеспечить хроникальную фото и кинос’емку хиротонии в г. Киеве в епископы МЕЛЬНИКА и ПЕЛЬВЕЦКОГО, а также церемонии собора в г. Львове.

30. Проводя подготовку к собору греко-католической церкви и осуществляя созыв его, строго придерживаться указаний НКГБ СССР о соблюдении строжайшей конспирации нашего участия в нем.

На выполнение этих указаний НКГБ СССР обратить особое внимание УНКГБ Львовской, Дрогобысской, Станиславской, Тернопольской областей и всего оперативного состава привлекаемого к этому мероприятию.

31. В процессе подготовки и проведения собора греко-католической церкви, через специальную опергруппу НКГБ УССР командируемую для этой цели в г. Львов, обеспечить полное руководство как центральной агентурой по собору, так и агентурой УНКГБ отдельных областей, делегаты от которых будут принимать участие в работах собора.

Кроме того, специальной опергруппе НКГБ УССП вменить в обязанноть, соблюдая строгую конспирацию, проследить за окончательным редактированием всех документов, подлежащих принятию собором греко-католической церкви.

Все усилия специальной опергруппы НКГБ УССР направить на бесперебойное проведение собора греко-католической церкви, с целью вынесения постаноавления о ликвидации унии и воссоединении греко-католической церкви с русской православной церковью.

В остальном выполняя задачи, поставленные при подготовке созыва собора греко-католической церкви и осуществляя созыв его - руководствоваться основным планом НКГБ УССР, утвержденным НКГБ СССР и указаниями его.

32. Информацию в НКГБ СССР о подготовке к собор направлять 10, 15. 20, 25, 28 февраля и 5 марта, о ходе собора - ежедневно - 7, 8, 9 и 10 марта с.г.

Итоговый доклад о соборе направить НКГБ СССР 15.3.46 года.

Нач. 2 управления НКГБ УСССР

Полковник
(Медведев)

Зам. нач. 2 управления НКГБ УССР - Полковник (Карин)

Согласен: зам. народного комиссара госбезопасности УССР

Генерал-лейтенант

(Дроздецкий)

« » февраля 1946 года


 ...План Дроздецкого возник не на пустом месте. Идея ликвидации греко-католической церкви возникла у Лаврентия Берии сразу после захвата Львова и Западной Украины в 1939 году. Но война помешала, а в 1946 году пробил час. Было выделено полмиллиона рублей, в том числе непосредственно на чекистов 75 тысяч. 11 апреля 1945 года Дроздецкий организовал арест митрополита Иосифа Слипого и еще четырех епископов и нескольких наиболее активных священников. После этого «в апреле 1945 года в областных газетах Львова, Тернополя, Станислава, Дрогобыча и центральной газете „Правда Украины“, по нашей инициативе, против униатов была опубликована обширная статья „С крестом или ножем“, которая сыграла значительную роль в деле подготовки к ликвидации этой церкви».

В тему:  ЧВК и террористы на службе УПЦ МП. Часть 13: Ровеньковская епархия

Февральский документ подробно расписывает ход предстоящего во Львове собора. Замечательная формулировка цели собора: «Для ликвидации путем воссоединения». Собор, который прошел в точности по плану чекистов, всегда оставался предметом горячей полемики между греко-католиками Украины и кремлевскими православными. Однако, ранее обсуждалась преимущественно «каноничность» собора.

Сотрудник Русской православной церкви Московского патриархата (и эксперт при министерстве юстиции России) Владислав Петрушко: «На Львовский Собор 1946 года гораздо справедливее смотреть не с позиций католического канонического права, а с точки зрения канонов Православной Церкви. Да, на Львовском Соборе не присутствовали греко-католические епископы (они были арестованы советскими властями), но была обширная группа духовенства, изъявившего намерение воссоединиться с Православной Церковью».

Впрочем, ликвидаторы и их преемники легко воспаряли и над канонами. Тот же Андрей Кураев писал в 2008 году: «Мне трудно понять, что для украинских униатов важнее в их системе ценностей: национальная культура или же условная связь с Римом? Что важнее в их переживании унии: „фи“ Москве или „ура“ Ватикану? Когда-то уния рождалась как форма защиты православия, как форма компромисса, который позволил бы сохранить западной Руси свою неримскую веру, свой нелатинский язык. А сегодня уния превратилась в нечто совершенно противоположное — это форма католической глобализации. Когда-то отец Гавриил Костельник и группа священников-организаторов собора 1948 года уже пробовали напомнить униатскому миру о его изначальной стратегии... С канонической точки зрения Украина имеет полное право на создание поместной церкви. Вопрос не в праве, а в пользе. Насколько эта поместность будет полезна для вырезающей себя церкви?».

Архиепископ Московской патриархии во Львове Августин Маркевич, лично заинтересованный в проблеме, наиболее высокопарно и выразился в 2006 году: «60 лет назад на Галичине состоялось вхождение униатов в полноту жизни во Христе, которое есть в Православной Церкви... Львовский собор 1946 года, — является для верующего человека полноценным церковным деянием. Отрицать действие в нем промысла Божия — а без воли Божьей ничего не бывает — было бы и безответственно и даже дерзко. Нельзя сомневаться в том, что в 1946 году события произошли под действием животворящего веяния Всесвятого Духа». Маркевич еще и обвинил греко-католиков «в сотрудничестве с нацистским режимом, националистическими организациями, а также в антисоветской деятельности».

В тему: ЧВК и террористы на службе УПЦ МП. Часть 12: Северодонецкая епархия

Высокие слова о пользе, каноничности, воле Божией, животворящем веянии лопаются как мыльный пузырь перед сухими распоряжениями: «Для организации выполнения настоящего плана и руководства агентурой на Соборе, командировать в г. Львов специальную оперативную группу во главе с Зам Наркома государственной безопасности УССР — генерал-лейтенантом тов. Дроздецким... В процессе подбора кандидатов в делегаты собора на местах через УНКГБ, соблюдая строгую конспирацию, агентурным путем обеспечить проведение подавляющего (не менее 50-70%) большинства нашей проверенной агентуры». Вот и все «животворящее веяние»: расписано выделение денег (и чтобы поступали «бесперебойно»), продуктов, номеров в гостинице, 10 явочных квартир, где агентов в рясах дрессировали. Предусмотрели даже переодевание чекистов в подрясники: «Командировать в г. Львов в распоряжение специальной опергруппы НКГБ УССР группу опытных разведчиков во главе с зам. начальника Оперода подполковником МИШАКОВЫМ, экипировав так, чтобы часть из них для наблюдения могла присутствовать на заседаниях собора в качестве гостей».

 

 

Трагедия в том, что многих не вербуют, они сами пишут, говорят и делают то, что агенты делают по принуждению или за деньги

 

 

Это не гости были, это были настоящие хозяева. А вот архиереи, священники и миряне были марионетками: «УНКГБ по Львовской, Дрогобычской и Станиславской областям через агентуру выделить для участия на соборе в качестве гостей таких мирян, которые могли бы выступить на соборе за воссоединение греко-католической церкви с русской православной церковью... В число выделяемых на собор мирян провести достаточный процент нашей проверенной агентуры и осведомителей с тем, чтобы гарантировать возможность освещения через них как настроений среди всех выделенных мирян, так и духовенства, связанного с ними».

В тему: ЧВК и террористы на службе УПЦ МП. Часть 11: Луганская епархия

Так что, читая тексты Кураева, Петрушко, Маркевича, надо все время помнить о том, что истинные вдохновители их животворящих текстов, с высочайшей степенью вероятности, вовсе не они, а те, кто желает «гарантировать возможность освещения». Что до обвинений в сотрудничестве с нацистами, то это никогда чекистов не смущало. В плане предусмотрена епископская хиротония священника Дурбака. Это, несомненно, префект Львовской духовной семинарии Всеволод Дурбак, о котором доктор богословия протоиерей Олег Трофимов (Московская патриархия) пишет 5 июля 2018 года в статье «Украина против бандеровщины»: «Всеволод Дурбак — тот самый „святой отец“, который, будучи капелланом полицейского шуцман-шафбатальона-201, лично принимал участие в уничтожении десятков белорусских городов и сел (Минска, Витебска, деревни Хатыни Минской области, сел Брестской области), а также в кровавых экзекуциях мирного населения, в первую очередь еврейского». Один — лично принимал участие в уничтожении десятков городов, и был за это поощрен НКГБ.

«Воссоединение» греко-католиков было не первым. Первое было в 1839 году, когда после смерти греко-католического митрополита Иосафата Булгака другой греко-католический епископ, Иосиф Семашко, помог правительству России организовать принудительный переход белорусских греко-католиков в православие. После объявления в 1905 году свободы совести потомки «перешедших» вернулись к Риму. Впрочем, две мировые войны и жизнь под Кремлем привели к почти полному исчезновению белорусских греко-католиков. Но все-таки они есть, их окормляет отец Сергий Гаек.

«Воссоединение» 1839 года проводилось вполне в духе Николая I: «упорствующих» высылали в Сибирь, секли, сжигали «католические» книги. Герцен назвал митрополита Иосифа «во Иуде предателем». Однако никакая тайная политическая полиция этого воссоединения не организовывала, никого не шантажировала (как это было со многими «агентами», прежде всего с отцом Гавриилом Костельником, у которого чекисты арестовали сына). Семашко и его сторонники имели свои соображения, не только карьерные, прежде всего национально-патриотические: греко-католичество рассматривалась как ползучая полонизация.

В тему: ЧВК и террористы на службе УПЦ МП. Часть 10: Херсонская епархия

Спецоперация НКГБ 1946 года — это именно спецоперация. Это не жестокость, а подлость, не патриотизм, а гнусность. Зачистка, закатывание в асфальт, обесчеловечивание. Самое ужасное, что человек адаптируется даже к обесчеловечиванию. Он начинает принимать за норму спецоперации, если они к его выгоде. Какое там «стыд не дым, глаза не выест» — это было до Ленина. После Ленина и до наших дней уже никакого стыда, а демонстративное и искреннее бесстыдство. Убеждение, что весь мир такой, только стесняется в этом сам себе признаться. А мир даже сейчас — нет, не такой. И не должен быть таким.

Несколько слов о «тов. Дроздецком», который и организовывал «собор». Павел Дроздецкий родился в 1903 году, работал конторщиком, кладовщиком на железной дороге, а в 27 лет пошел в гэпэушники и быстро сделал карьеру в Ленинграде. Он вел дело «анархо-мистической» организации «тамплиеров», по которому расстреляли многих доживших до 1938 года интеллигентов, включая Юлиана Шуцкого, востоковеда. В 1939 году Дроздецкого бросили на новозавоеванный Львов, после потери Украины — в Челябинск, после отвоевания вернулся уже замнаркома. После успешной организации «собора» получил назначение в Свердловск, явное повышение и приближение к Берии и Абакумову. После падения Берии карьера застопорилась, не помогло и совершенно подлое, трусливое сочинение доноса на Берию, разумеется, после ареста бывшего начальника. Отправили в резерв, а в 54 года отправили на пенсию, где он и проблаженствовал еще четверть века. Посаженные им греко-католики тем временем сидели в концлагерях.

Что людей вербовали и вербуют в тайные агенты — это драма. Трагедия в том, что многих не вербуют, они сами пишут, говорят и делают то, что агенты делают по принуждению или за деньги. Именно об этом и сложена православная молитва перед Причащением, умоляющая не дать превратиться в Иуду безо всяких подписей и денег, просто по дурости, слабости, подлости, а иногда и от патриотизма.

Яков Кротов, историк и священник, автор и ведущий  опубликовано в издании Радио Свобода


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]