Уже не 52 миллионов, но еще и не 26

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

В последнее время в Украине все чаще можно услышать о катастрофическом уменьшении численности населения и призывы к необходимости как можно скорее провести очередную перепись. Как часто бывает, превращенная в спекуляцийний инструмент тема быстро отрывается от реальности и начинает жить отдельной жизнью, которая, хотя и оторвана от реальности.

В последнее время в Украине все чаще можно услышать о катастрофическом уменьшении численности населения и призывы к необходимости как можно скорее провести очередную перепись, которой действительно не было вот уже 17 лет.

Тогда как в мире ее принято делать раз в 10 лет. Между тем политики и эксперты нередко предполагают, что с ее проведением затягивают, поскольку официальные данные о численности населения резко контрастируют с действительностью. А в стране остается чуть более половины от некогда рекламных «нас 52 миллиона», ставших мемом.

Как часто бывает, превращенная в спекуляцийний инструмент тема быстро отрывается от реальности и начинает жить отдельной жизнью, которая, хотя и оторвана от реальности, но позволяет максимально эффектно иллюстрировать нужные информационно-пропагандистские тезисы. Особенно популярен аргумент о потере чуть ли не половины населения "без Голодомора» у представителей сил, которые так или иначе пытаются доказать, якобы новейшее Украинское государство только failed state. А значит, нужно радикально менять вектор и возвращать «блудного сына» к бывшей империи.

Перепись населения стране действительно давно нужна, а затягивание с ее проведением уже перешло все разумные пределы. Планируемая изначально на 2012-й, когда прошло 10 лет от предыдущего, который состоялся в декабре 2001-го, она несколько раз переносилась еще при режиме Януковича, а затем и при новой пост-революционной власти. В результате утрачена возможность провести ее на всей территории Украины. Однако откладывать дальше, до возвращения контроля над оккупированными территориями ОРДиЛО, особенно Крыма, тоже не вариант. Ведь это может произойти как через три месяца, так и через десятилетия, но в любом случае зависит не от Украины. Поэтому ждать нет никаких оснований.

Впрочем, не стоит переоценивать значение переписи населения в том смысле, в котором необходимость ее проведения в настоящее время активно обосновывают в информационном пространстве. Она точно не даст кардинальных уточнений относительно численности населения по сравнению с данными текущей статистики. Переписи всегда проводятся на веру, они являются своеобразным общим соцопросом, который просто охватывает значительно большее количество вопросов и выборку, что стремится к 100% населения страны.

Однако информация, которая отображается в его результатах, обычно не требует документальных подтверждений. И если в том или ином помещении решат сказать, что там живет один-два-три или четыре-пять членов семьи, то именно столько их и запишут, даже если большинство из них уже давно перебралось за границу и не собирается возвращаться на родину. Или, наоборот, возможно, в том жилье проживает куча нелегалов. В таком случае данные текущей статистики, которые опираются на информацию отделов регистрации граждан, а также акты их гражданского состояния, формируются на основе хоть каких-то документов. И информация служб о количестве граждан, которые эмигрируют из или иммигрируют в Украину, однозначно более соответствующая реальной ситуации.

В тему: Нас было 52 миллиона. Куда исчезли 6 миллионов?!

По этой же причине перепись населения не станет и инструментом подтверждения или опровержения реального количества избирателей в том или ином населенном пункте. Однако она будет иметь огромное значение для того, чтобы понять не СКОЛЬКО, а КАКИЕ люди проживают в Украине. Наибольшую ценность составят те вопросы, которые будут связаны с самоидентификацией, этническими, языковыми, социальными характеристиками жителей. То есть информация, которую нет смысла скрывать, но которая почему-то не отображается ни в каких других периодически обновляемых базах данных государственных органов. Обо всем этом мы узнаем и в ходе социологических опросов, которые проводят время от времени различные компании, однако с той разницей, что там огромной выборкой респондентов считается 5-10 тыс. человек, а если 20-30 тыс., то это вообще редкость. А в переписи, как ни крути, навопросы будет отвечать не один десяток миллионов человек.

Важная цифра

По состоянию на начало июля 2018 года на фактически подконтрольной Украины территории Госстат зафиксировал 38,32 млн постоянного населения, что на 6,9 млн меньше, чем было в начале 2014-го (во время Евромайдана) и на 9,9 млн меньше, чем во время Всеукраинской переписи 2001 года. По сравнению с пиковым показателем 1993-го количество жителей уменьшилось более чем 13,5 млн человек. Однако такие показатели отнюдь не является свидетельством какой-то катастрофы или геноцида. Они имеют вполне логичное объяснение. В частности, из 6,9 млн потерь населения с 2014-го 6,1 млн - это жители временно оккупированных Россией украинских Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

В оккупированных Россией районах Донетчины и Луганщины (ОРДиЛО) осталось 3,8 млн жителей, в Крыму и Севастополе - еще более 2,3 млн. Вполне вероятно, что их там существенно меньше, так как часть убежала на подконтрольную территорию, а другая ищет средств для выживание в России или других странах. В то же время 6,1 млн утраченного населения в результате российской агрессии - это более 60% всего уменьшения с времени проведения прошлой переписи и почти 40% от пиковых показателей 1993-го.

Однако и остальные демографические потери является лишь следствием сочетания в современной Украине нескольких характерных и для других европейских государств тенденций, которые, совпав по времени, обусловили значительное уменьшение количества ее населения за последние четверть века.

Прежде всего речь идет о так называемом «демографическом переходе», который связан с резким спадом рождаемости в экономически более развитых индустриальных или постиндустриальных странах с высоким уровнем урбанизации и эмансипации женщин. Этот процесс не имел никакого отношения к провозглашению независимости или двух революций 2004 и 2013-2014 годов. Уже в 1958-1959-м суммарный коэффициент фертильности на одну женщину в тогдашней УССР (2,3) был самым низким в Советском Союзе, за исключением Латвии (1,94) и Эстонии (1,95). В 1970 годах он опустился ниже уровня воспроизводства населения (2,05) и на 1990-й ухудшился до 1,84. Как следствие - уровень рождаемости упал за период 1960-1990 годов с 2,05% до 1,27%.

Все это сопровождалось и дальше сопровождается резким ростом показателей смертности в расчете на одного жителя. Ведь большое количество людей, которые рождались во времена, когда нормой в украинской семье все еще было четыре-пять-шесть детей, в последние десятилетия завершали свой жизненный путь. Зато женщины рожали уже преимущественно по одному, реже двух детей.

Причем и это происходило в поколении, представители которого в свое время рождались в одно- или малодетных семьях. Со временем, когда смена поколений завершится, темп естественной убыли численности населения и смертности также должень спасть, потому что количество детей, рожденных одной женщиной, стабилизируется, пусть и на низких, но примерно одинаковых в нескольких поколениях уровнях. И стариками так же станут в основном те, кто был единственным ребенком в своей семье.

В то же время Украина в последние десятилетия действительно пережила мощную волну эмиграции из-за социальных причин. Речь идет как о поиске лучшей доли с постоянным местом жительства за рубежом, так и о работе там. При этом волна охватывает молодых людей, которым как раз и рожать бы детей. Однако они их или заводят за рубежом, или не имеют вообще. А старшее поколение их отцов и дедов-бабушек остается обычно в Украине и со временем именно здесь и умирает. Таким образом набирает обороты процесс старения населения (см. инфографику), падают показатели рождаемости и растет смертность на 1 тыс. жителей.

Но и процесс массовой эмиграции не является уникальной украинской проблемой. В свое время большинство самых успешных европейских стран прошло, а иногда и сейчас проходит этот путь. Значительно больше прежних ирландцев, шотландцев, шведов, норвежцев, датчан и даже немцев, англичан, французов, испанцев или португальцев сегодня проживают за пределами стран своего происхождения. Разница лишь в том, что оттуда они обычно эмигрировали до «демографического перехода» в соответствующих государствах, что делало последствия эмиграции менее заметными для изменения численности населения соответствующих стран.

Преувеличенным кажется и распространенное мнение, что количество эмигрантов из Украины за последние десятилетия значительно превышало официальные показатели и измерялось почти десятком миллионов людей. Поэтому, мол, текущий учет не отражает этих демографических потерь. Прежде всего нелегалы, которые массово выезжали в другие страны в 1990-х и в начале 2000-х, уже или вернулись домой из своих более или менее длительных заработков, или легализуются в той или иной степени в странах пребывания и формально разорвали связь с Родиной. Следовательно, в основном они отражены в официальных цифрах эмиграции.

Большой поток эмигрантов из страны все 25 лет уравновешивался мощным потоком иммигрантов. Например, по официальным данным с 1991 по 2008-й годы из Украины эмигрировали на постоянное место жительства в других государствах почти 2,6 млн граждан, но одновременно и иммигрировали почти 2,4 млн. С постсоветскими странами эти перетоки вообще были положительными (на неполных 2 млн уехавших из Украины за это же время пришлось более 2,2 млн прибывших).

Даже если это были граждане, которые по той или иной причине выехали туда в советский период и на время провозглашения независимости их не было среди жителей Украины, а возвращаясь, они частично компенсировали эмиграции отток 1990-х, который действительно измерялся миллионами граждан. В течение 2010-2016 годов на постоянное жительство за границу официально выехало еще почти 120 тыс. украинцев, в основном на Запад. Однако, опять же, только официально прибыло в страну 280 тыс. иммигрантов.

Итак, устоявшиеся представления об огромных скрытых демографических потерях из-за эмиграции сильно преувеличены, поскольку только официальных 2,7 млн иммигрантов за годы независимости как-то обошли вниманием широкой общественности и СМИ, тогда как «выезд миллионов» за границу рельефно откладывался в массовом сознании, и на этом акцентировалось в информационном пространстве.

Наконец, сезонные и “маятниковые” трудовые мигранты, численность которых резко возросла в последние годы, пока все еще остаются и де-юре, и де-факто жителями Украины. Пусть они и зарабатывают себе в соседних странах ЕС или России, но пока создают семьи и возвращаются с заработков на отдых в Украину, остаются именно ее жителями, и пренебрегать ими пока нет оснований. Перепись ситуацию не изменит.

Поэтому, учитывая все факторы, указанные выше, получается, что фиксированные текущим учетом различных государственных органов 38,3 млн постоянного населения на подконтрольной Украине территории - вполне близкий к реальной цифре показатель. Он не учитывает переселенцев с временно оккупированных территорий, которых, однако, не 1,5 млн, как фиксируют ДСНС или органы социальной защиты. Большая часть зарегистрированных в Украине временно перемещенных лиц - очевидная фикция, обусловленная стремлением получать пенсионные и другие социальные выплаты, а иногда и откровенные «мертвые души» в результате коррупционных схем. Установление их реального количества - дело будущего. Тем более, что значительная часть их, которая действительно перебралась на подконтрольную территорию, постепенно так или иначе проходит регистрацию вместе с остальными местными жителями и отражена в данных текущего учета граждан.

Последствия демографических изменений

Оккупация Россией Крыма и ОРДиЛО наряду с региональными особенностями демографических процессов (см. инфографику) облегчает и ускоряет трансформацию Украины в типичное национальное государство Европы. Если в обозримом будущем она и дальше будет существовать в пределах территорий, которые на данный момент подконтрольные Киеву, то, несмотря на очевидные травмы, этот факт будет иметь ряд преимуществ для ее внутренней консолидации и развития.

Перед обретением независимости, по переписи 1989 года, доля украинцев в населении страны составляла 72,7%, а украинский считали родным только 64,7% ее жителей. Россиян насчитывалось 22,1%, а тех, кто считал русский родным, - 32,8%. Но ускоренное уменьшение количества населения в наименее украинизированных регионах вследствие как природных, так и миграционных факторов, а потом и оккупация наиболее русифицированных Крыма и ОРДиЛО привели к тому, что доля россиян на фактически подконтрольной территории упала до менее чем 12% (а граждан, которые считают родным русский язык, - до 21%). Это даже если просто экстраполировать результаты переписи населения 2001-го на нынешнее количество. Зато доля украинцев по этой же экстраполяции выросла минимум до 83,8%, а тех, кто считает родным украинский, - до 76,3%. Ни в одном из подконтрольных Киеву регионов доля россиян уже не доходит даже до 30%, в абсолютном большинстве она меньше 10% и только в шести превышает 15%.

Данные последних соцопросов подтверждают такую экстраполяцию и даже больше. В частности, они фиксируют 88% украинцев среди респондентов и не более 6% тех, кто называет себя русскими. Это, очевидно, обусловлено внутренними миграциями из регионов с большей концентрацией украинцев туда, где она была меньше, а также изменением самоидентификации части граждан, которые имели, например, двойное происхождение. Конечно, опросы всегда имеют существенную погрешность, поэтому роль переписи здесь трудно переоценить. Это поставит Украину в один ряд с такими национальными государствами Европы, как Литва (84,2% представителей титульной нации), Болгария (85,5%), Чехия (86%), Сербия (86,6% без Косово), Хорватия (89,6%) и Румыния (90%). И лишит почвы любые инсинуации о полиэтничности нашего государства.

Все позитивные демографические тенденции в более украинских регионах обеспечивают постоянный рост их веса в политической жизни страны. Опять же, вместе с потерей контроля над оккупированными Россией территориями Донбасса и Крымом это лишило антиукраинский лагерь необходимого электорального потенциала для реванша. Заставило антиукраинские силы переориентироваться в своей пропаганде по лоббированию возвращения под власть империи к воспеванию многовекторности и внеблоковости, то есть стремлении хотя бы затормозить или в случае успеха заблокировать движение Украины от Москвы. Это не означает, что угроза реванша пророссийских сил исключена, но существенно подорвана.

В тему: «Русский Крым»? Национальный состав полуострова в 1897, 1926, 2001 годах

В то же время демографические процессы последних десятилетий существенно изменили наше место в Европе. Разрыв по численности населения с самыми большими ее странами очень увеличился, чтобы и дальше рассматривать Украину как сопоставимую с ними. Если в 1990 году в Турции проживало 56,5 млн, в Италии - 56,7 млн, в Великобритании - 57,3 млн и Франции - 58 млн, то Украина с ее 51,6 млн еще располагалась с ними в одном ряду. Сейчас же это сравнение уже неуместно, ведь при 38-44 млн (в зависимости от того, учитывать или нет оккупированные территории) жителей Украины, количество которых продолжает уменьшаться, даже в малейшей из названных крупных европейских стран - Италии - в 2018 году проживало уже 60,5 млн, в Великобритании - более 66 млн, Франции - 67,2 млн, а в наиболее населенной среди них Турции - более 81 млн. И прогнозы на ближайшие десятилетия предусматривают постепенный рост численности жителей в названных государствах (за исключением разве Италии) до 75 -90 млн.

Сейчас по количеству населения, проживающего на подконтрольной территории, мы уже уступили Испании (41,8 млн граждан и 46,7 млн вместе с иммигрантами-негражданами) и даже Польше (38,4 млн на начало 2018-го). Хотя на время обретения независимости или еще при последней переписи населения значительно превосходили как первую (38,9 млн и 41 млн соответственно), так и вторую (38,2 млн и 38,6 млн).

Впрочем, если считать население всей Украины, то есть включая временно оккупированные Крым и ОРДиЛО, то количество жителей возрастет, по крайней мере, до 44,3 млн, что делает Украину более населенной, чем Польша, и не слишком меньше, чем Испания. Так или иначе, но по численности населения мы теперь находимся в тройке «средних» стран Европы, хотя и имеем противоположные им демографические тенденции: там население стабильное или медленно растет, у нас же, наоборот, уменьшается. Однако именно в их «весовой» категории мы все же будем оставаться в ближайшие десятилетия. Ведь следующие за нами на европейском континенте Румыния (19,5 млн) или Нидерланды (17,3 млн) намного меньше нас.

Олександр Крамар, опубликовано в издании  Тиждень.UA

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

18:07
Як Китай поглинає колись вільний Гонконг
16:59
Чисельність населення України на вільних територіях 31,5 мільйона
14:10
«Чия система витримає, той і переможе»: що стоїть за останніми обстрілами росією енергетичної інфраструктури України
13:59
РПЦ оголосила “священну війну” Україні (документ)
12:04
Бурштинська та Ладижинська ТЕС зруйновані майже повністю: чим Україні загрожують нові атаки на енергосистему
10:06
Звичайне шахрайство: фігурант журналістських розслідувань ексочільник УСБУ Миколаївщини Герсак став громадським діячем та збирає грантові кошти для ветеранів (ФОТО)
09:31
Типове "зе": "слуга народу" Роман Кравець шантажує таксі "Uklon"через Telegram-канал "Джокер" - вимагає $200 тисяч
09:01
Суд зобов’язав упц (мп) повернути державі Успенський собор ХІІ ст. у Каневі
08:35
У Росії виробництво бензину впало на 14% після атак на НПЗ - Росстат
08:00
ГЕНШТАБ ЗСУ: ситуація на фронті і втрати ворога на 28 березня

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]