Завербованные «братской» страной

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото: Завербованные «братской» страной

Сотрудники украинских правоохранительных органов и спецслужб ежедневно собирают доказательства причастности российских спецслужб к организации столкновений в восточных регионах Украины и задерживают завербованных российской разведкой людей, готовых устраивать акты террора и организовывать массовые беспорядки на территории Украины.

Собственный корреспондент «Новой газеты» в Киеве, Ольга Мусафирова описывает разговор с одним из таких ззвербованных.

***

Это — кабинет следственного управления СБУ, и это — допрос, который можно считать интервью лишь формально, поскольку «героя» в наручниках приводит конвоир в бронежилете.  «Мне сказали, что затраты оплатят, хотя я и не требовал вознаграждения»

Мой собеседник К., гражданин Украины, решил сотрудничать со следствием. И согласился ответить на вопросы журналиста «Новой газеты»: он-то уже в изоляторе, а тот, кто отдавал приказы, продолжает регулировать степень жесткости протестов на юго-востоке страны. Распечатки телефонных переговоров К. с неким «Иванычем» — вместе с изъятыми сим-картами российских операторов — приобщены к уголовному делу (статьи «Государственная измена» и « Массовые беспорядки»).

Портрет «Иваныча» — полковника ГРУ Игоря Ивановича Стрелкова, его разыскивает СБУ

Портрет «Иваныча» — полковника ГРУ Игоря Ивановича Стрелкова, его разыскивает СБУ

— Лицо не покажут?.. — еще раз уточняет мой собеседник, кивнув на телекамеру. Похоже, боится не столько популярности на «малой родине», сколько возможностей человека с отчеством «Иваныч». (Вообще, стилистика и содержание нашей беседы сродни старому советскому кино про шпионов.) Внешности К. абсолютно не злодейской. Немногим больше тридцати, живет в районном городе южнее Харькова. Он не поклонник Януковича, но и к Майдану отношение резко отрицательное.

— Я считаю новую власть нелегитимной. Украина должна оставаться Украиной, но дружить с Россией. То есть не в ЕС быть, а в Таможенном союзе, такое мое убеждение. В марте по собственной инициативе поехал в Крым, в Симферополь, к девушке. Попутно увидел отряд самообороны, подошел узнать. Ничего не ответили, дали адрес — у кого спрашивать.

— Что именно собирались узнать?

— Вообще, правда это или нет.

— А конкретно?

— Первоначально хотел оценить возможности своего переезда в Крым. По Харькову ходили слухи, что многие ребята, те, что у нас в акциях протестных участвовали, так уже поступили. Их взяли в дружинники.

— Вы безработный?

— Предприниматель, но бизнес сейчас не очень… Нельзя сказать, что я в состоянии купить все, что хочу, раньше лучше было. Подошел на место, познакомился с парнем по имени Володя. Рассказал о митингах под российскими флагами в Харькове, о настроениях, о стрельбе в городе 16 марта, о том, что есть погибшие. Володя направил в оперативный штаб.

— Как выглядел штаб?

— Спартанская обстановка, даже компьютера не видел, только рации. Там спросили, сколько готов собрать знакомых на поддержку. Когда ответил, что немного, вроде потеряли интерес. Я снова встретился с Володей, сказал, что уезжаю. Тогда он посоветовал задержаться, пообещал, что устроит встречу с серьезным человеком.

— Что вы ждали от встречи?

— Я считал, что на юго-востоке не учитываются интересы русскоязычного населения, надо их защищать. Не понравилось, что отключили российские телеканалы. Симферополь я плохо знаю, потому на встречу с мужчиной, которого представили «Иванычем», повез Володя. «Иванычу» лет за пятьдесят, наверное. Худощавый, роста моего — метр восемьдесят, волосы с сединой, короткая стрижка, русский язык на слух не такой, как у нас, в Харькове. Показался мне очень образованным. Сначала подумал, что просто занимает какой-то пост в самообороне крымской.

Мужчина выяснил, какая подготовка у моих друзей, военные они или гражданские, и сумеем ли перекрыть дорогу или штурмовать блокпост, где БТР с военными стоит. Я ответил, что мы согласны только на митинг. Тогда сказали держать связь с журналистом Константином из Харькова, фамилию не помню, в телефоне записана. И дали 200 долларов, возместили транспортные расходы — я, пока ехал, деньги потерял.

— Так легко берете деньги от случайных знакомых?

— В первый раз. Там же был разговор, чем я еще в состоянии помочь.

— За 200 долларов?

— Нет, вообще. Мне сказали, что затраты оплатят, хоть я и не требовал вознаграждения.

— Удалось познакомиться с Константином?

— Да, после митинга, где Константин выступал. А потом надо было ехать в Ростов, на встречу с «Иванычем»… В дальнейшем я тоже не знал, в каком городе, в Украине или в России, находился в тот момент «Иваныч». Он никогда не сообщал о планах. Просто ставил ближайшую цель, например: Харьковскую ОГА (областную госадминистрацию. —О. М.) захватить и удерживать в течение двух суток.

— Вы собрали для такого броска достаточно сторонников защиты русского языка?

— Думаю, он понимал, что я не представляю силу, чтобы это сделать, только поддержка. Человек пятнадцать организовал. Ребята подтянулись, хотя некоторые нетрезвые. Ждали указаний координаторов. Зашли в помещение… Милиция не возражала. Пожар в ОГА тогда уже потушили. Позвонил «Иванычу», обрисовал обстановку: дым кругом, все залито. Он ответил: «Выходите вместе, чтоб никто не остался». Я предложил написать отчет о мероприятии по электронной почте. Но он сказал: «Все, отчеты кончились, времени нет. Скоро появлюсь в ваших краях. Если в Харькове неудача, то добирайтесь своим ходом в Луганск». <…>

— Группа имела при себе оружие?

— «Иваныч» предупреждал: «Нужно много железа». Взять в оружейных магазинах или где еще можно — на блокпосты попасть, в СБУ, без четкого указания. Действовать, и все. Хотя я даже не представляю, где у нас оружейные магазины находятся! Мы же гражданские люди!

— Вы регулярно выходили на связь?

— Он не всегда брал трубку. А на почту вообще никогда не отвечал. Я писал, что движение как бы затухает. Наш митинг закончился в два часа, а майдановский, возле памятника Шевченко, продолжался до четырех часов. И я почувствовал себя не то чтобы пешкой, пешкой не так обидно, вот пушечным мясом не хочется…

— Испугались?

— Вы знаете, обсудил с одним своим товарищем эту тему. И он тоже сказал: «Ты что, с ума сошел? Ради чего людей жизни лишать, самому под пули идти?» Так что в Луганск я не поехал, вернулся к себе домой, а там меня уже ждали сотрудники СБУ.

Опубликовано в Новой газете


 

Читайте;

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]