Проблема значительного присутствия евреев в системе компартийно-советской власти приобрела угрожающие для большевиков масштабы.
30 мая 1919-го политбюро ЦК КП(б)У, "учитывая чрезвычайную заостренность антисемитских настроений", приняло "провести частичную замену еврейских работников в городах и селах работниками украинцами и русскими". Благодаря возражениям Георгия Пятакова это решение не было введено в действие. Однако проблема слишком большого присутствия евреев в системе компартийно-советской власти действительно приобрела угрожающие для большевиков масштабы.
Созданием 28 ноября 1918-го Временного рабоче-крестьянского правительства Украины Кремль вернулся к апробированному в начале 1918-го опыту существования в Украине национальной оболочки большевистской власти. Это было удачное решение, ведь благодаря ему в глазах многих участников восстаний, которые уже бушевали в Украине, большевики [2] вказались той силой, которая сохранила органическую для большинства украинский единство национального и социального.
В тему: Тревожный 1919 год: атаманы на окраинах Киева [3]
Благодаря присоединению значительной части восставших на сторону Красной армии уже в первые месяцы 1919-го большевикам удалось захватить большую часть Украины. В мае председатель Реввоенсовета РСФСР Лев Троцкий [4] признал: "Украина была очищена в короткий срок от белогвардейско-петлюровско-англо-франко-греко-румынской нечисти главным образом партизанскими отрядами».
Лев Троцкий
Однако практически сразу выяснилось, что ожидания украинцев не соответствуют реалиям: запаморочившись от успеха, новая власть сразу приступила к коммунистическому строительству. Так и не был осуществлен проведенный в России уравнительный раздел помещичьих земель, началась узурпация власти "понаехавшими", внедрена практика изъятия продовольствия продотрядами и тому подобное.
Эту ситуацию в отправленном 14 февраля 1919-го обращении к Иосифу Сталину образно обозначил Михаил Полоз, один из лидеров лояльной к большевикам Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР, с марта 1919 года - УПСР (коммунисты)): "В результате [...] сильное брожение среди населения, которое ранее к большевикам относилось восторженно. Настроение крестьян отражается в словах: "Вот, дождались - ждали большевиков, а тут какая-то еврейская коммуна" (здесь и далее выделения автора статьи). Вследствие поголовного разгона всех тех Советов, где не было большинства коммунистов, и назначения коммунистических ревкомов и исполкомов угрожающе растет антисемитская пропаганда, так как в комиссары попадают главным образом евреи [5] как наиболее активный элемент города". Учитывая то обстоятельство, что образ еврея как врага формировался еще во времена самодержавия, ситуация действительно складывалась взрывоопасная.
Михаил Полоз, в 1919 год
Новая власть принимала все возможные административные меры, чтобы не допускать конфликтов. Еще 13 февраля был опубликован декрет СНК УССР [6] "О наказуемости агитации, направленной на подстрекательство национальной розни", согласно которому такая агитация наказывалась заключением "на срок не менее пяти лет", а если агитация осуществлялась в воинских частях, то и расстрелом. Безусловным расстрелом каралась и агитация, "соединенная с прямыми призывом к насильственным действиям".
В тему: Блюмкин, имя нарицательное ... [7]
Решительная борьба с антисемитизмом способствовала формированию в Украине парадоксальной, казалось бы, ситуации, когда среди сторонников коммунистов нередко оказывались даже "классово чуждые" представители еврейской общины. Летом 1919-го редактор центрального органа ЦК КП(б)У газеты "Коммунист" Максимилиан Савельев в докладной записке в ЦК КП(б)У отмечал: "Коммунистическая партия Украины имеет опору в пролетарских массах городов, в поддержке ее значительной частью мелкобуржуазных слоями городской бедноты, а частично и служебной интеллигенции /еврейской/, и у некоторых отдельных средней буржуазии /тоже еврейской/, преимущественно в связи с национальным вопросом".
А в датированном (по содержанию) началом 1920-го письме к Ленину один из известных киевских коммунистов И.Лапидус вообще признал "еврейский элемент" создателем коммунистической революции в Украине образца 1919-го: "Я недавно участвовал в избирательной кампании в Киевский Совет. И видел, как "любовно" принимает нас киевский "пролетариат" ... Единственным квазиреволюционным элементом в Украине является мелкооремесленный городской полупролетариат, а так как этот элемент в большинстве еврейский, то естественно, что он является "автором" украинской революции».
Следует отметить важную деталь: активное участие евреев в коммунистическом строительстве было обусловлено тем, что традиционные для еврейской общины занятия были запрещены. В своем письме И.Лапидус указывал: "Еврейство в большинстве своем элемент торговый и посреднический. С приходом советской власти он, конечно, лишается основных источников своего существования и чтобы спасти свою жизнь находит единственно возможный для него выход - в Советские учреждения. Он заполняет все поры Советского организма еще и потому, что это элемент городской и наиболее образованный и, конечно, постоянно торчит в глазах". На такое вынужденное приспособленчество обращали внимание и чекисты [8], которые в одном из отчетов по ситуации в апреле 1919-го в Киеве отмечали, что среди комиссаров-евреев "естьи значительная часть, которая работает только под лозунгами, а на самом деле приспосабливается к государственному пирогу".
Для преодоления антисемитизма важной считалась агитационно-пропагандистская работа. Правда, учитывая то, что объектом агитации было преимущественно крестьянство, в абсолютном своем большинстве украиноязычное, то образованных большевистских агитаторов откровенно не хватало. Вот один из примеров такой работы - открытка, которую по содержанию можно датировать апрелем 1919 года. Орфографию оставляем без изменений:
"Пани і їх хлопи ненавидять робітниче-селянську владу і хотят скасувати її, але вони боятця сказать це прямо і ПРИКИДАЮТЦЯ ПРИХИЛЬНИКАМИ РАДЯНСЬКОЇ ВЛАДИ. Прикинувшись прихильником Радянської влади вони нацьковують вас на існуючу Радянську владу і користуючись тим, що ви про неї ще мало знаєте, бізсовісно брешуть, сочіняюче всякі небилиці. Не слухайте тих негодяїв, котрі кричать: "бый жидів і геть жидів коммисарів". Пам'ятайте добре - коли жид стоїть з боку робітниче-селянської революції, то він такий же для нас, як і українець і русскій. И ви сами знаєте, що річ не в тім чі жид, чі руській, чі українець, а в тім хто він - гнобить чі пригноблений, селянин чі пан, робітник чі буржуй. Але пани і іх прислужники хотять нацькувати "хохла" на "кацапа", "жида" на "ляха", всіх полаять між собою, всіх зтравить для того, щоб вони розруйнували товариській союз всіх працюючих, дякуючи котрому скинута влада панів і таким чином вбить робітничу і селянську владу. Ці негодяі перше всього брешуть вам, що всі комиссари жиди - прочитайте склад Ради Народних Комісарів і подивітця скільки жидів в нього входить. Ось цей список: Раковський, Підвойський, П'ятаков, Бубнов, Затонський, Шлихтер, Жарко, Квірінг, Магідов, Скрипник.... Ви побачите, що все, що Вам розказують, начеб-то всі комісари або більшовики жиди - це просто неправда".
Актуальной проблема антисемитизма была и в Киеве. Чтобы убедить киевлян в том, что коммунистическая власть [9] не является еврейской властью, в газете "Киевский коммунист” 5 марта было опубликована статья “Коммунисты и "жиды". Основной "проеврейский" аргумент автора статьи заключался в том, что из наложенной на "буржуазию" контрибуции в 200 млн почти половину должны были сдать евреи по национальности.
"Киевский коммунист", 5 марта 1919 года
В тему: Лев Троцкий и Украина: сквозь призму времени [10]
10 апреля крестьянские повстанцы, которых власть обозначила "белогвардейцами", едва не захватили Киев. Их антикоммунистические лозунги тесно переплетались с антисемитскими. По свидетельствам властей, пострадали в первую очередь евреи.
"Коммунист" (Киев), 11 апреля 1919 года
Проведенный чекистами по свежим следам событий анализ ситуации на главных промышленных предприятиях Киева выяснил безрадостную для власти картину. В отчете от 16 апреля отмечалось: настроение у большинства рабочих является "скрыто погромным" и "выжидающим". Отмечалось популярности в рабочей среде антисемитских лозунгов и отмечалось, что 10 апреля рабочие в большинстве своем не поддержали восстание, которое носило антисемитский характер, прежде всего потому, что у повстанцев было мало сил, а вовсе не потому, что не симпатизировали им.
Одним из двигателей антикоммунистических настроений была дороговизна продуктов, в которой рабочие, опять таки, обвиняли евреев как основную составляющую часть сотрудников Совнархоза УССР. Они, мол "мстят за прошлые притеснения, хотят царствовать и издеваться на русским народом - отсюда и лозунг "смерть жидам геть комуну!". И даже среди русских рабочих-коммунистов, отмечалось в отчете, было распространено мнение, что во всем виноваты евреи и, в частности, киевская ЧК, потому что "там одни евреи, которые вместо того, чтобы бороться со спекуляцией, сами или ничего не делают, или спекулируют". Вывод чекистов был неутешителен: "На праздники (Пасха в том году был 20 апреля - авт.) можно ожидать восстания".
Восстания в Киеве удалось избежать, но в целом в Украине ситуация для большевиков все более ухудшалась. Повсюду вспыхивали восстания. Как отмечалось в отчете в ЦК КП(б)У о районе Василькова-Фастова-Белой Церкви, восстания происходили "на почве антисемитизма, притеснений украинцев, бесчинств советских войск и плохой постановки коммунистической агитации". Порой даже на формально подконтрольных советскому Киеву территориях антисемитизм расцветал настолько, что, как сообщали из Золотоноши, "борьба с ним не имеет смысла".
"Червоний стяг", 6 червня 1919-го
В тему: Почему одесский погром 1905 года выработал толерантность у горожан [11]
Украинские компартийные вожди понимали проблему и даже предприняли попытку решить ее "кадровую” составляющую. 30 мая 1919-го на заседании политбюро ЦК КП(б)У, "учитывая чрезвычайную заостренность антисемитских настроений", по предложению Бубнова приняли решение "провестичастичную замену еврейских работников в городах и селах работниками украинцами и русскими".
Против такого решения протестовал Георгий Пятаков, который заявил: "Поддаться панике и сделать из факта нарастания (антиеврейских настроений - Авт.) архиопортунистический и безусловно неправильный вывод о необходимости устранить с советских должностей евреев, или, в крайнем случае устранить как можно больше, значит только способствовать тому процессу, о котором я говорил выше.
Крестьянин должен работать вместе с евреем и убедиться, что не все евреи спекулянты". Он настаивал на необходимости "вливания евреев в село /именно революционной части евреев, а не лавочников и спекулянтов/ на самую обычную работу".Причем Пятаков уточнил, что речь идет об отправке "на постоянную работу на село ответственных евреев-коммунистов /не мальчишек и идиотов/, даже с риском потерять многих из них” (подчеркивание Пятакова - Авт.).
Одним из главных возражений Пятакова, которое он выразил в обращении к ЦК РКП (б), было следующее: "Когда же наши товарищи хотят разослать циркуляр всем партийным организациям на тему изъятия евреев-коммунистов из обращения, я говорю, что это не только тактически неверно, но просто преступление. Как секретарь ЦК КПУ я знаю, как это циркуляр будет осуществляться на местах и уверен, что его рассылка вызовет полный распад местных организаций, поскольку не по уму усердные коммунисты /таких, к сожалению, у нас много/ договорят и доделают то, чего не договаривают наши старые партийные товарищи из ЦК КПУ". Протест первого секретаря ЦК КП (бУ Пятакова был удовлетворен: постановление отправили на усмотрение ЦК РКП(б) и в итоге его так и не воплотили в жизнь.
В тему: 1918: Головне, чого хотіли німці в Києві, аби Україна жила за законом [12]
Реальные шаги в направлении замены евреев неевреями не были осуществлены и еще по одной причине: в условиях антикрестьянской политики и распространенного среди компартийно-советского руководства УССР недоверия даже к представителям украинских просоветских партий найти нужное количество людей с "нееврейскими" фамилиями было трудно или вообще невозможно.
Недостатки национальной политики и, в частности, кадровой ее составляющей, стали предметом пристального рассмотрения в ЦК РКП(б) в конце ноября - начале декабря 1919 года, когда и определилась новая линия в "украинском вопросе". Ключевую роль в поиске пути решения возникших проблем, и, в частности, кадровой, сыграл Владимир Ленин [13]. По результатам обсуждения украинского вопроса он составил "Проект тезисов ЦК РКП(б) о политике на Украине", в п.7 котором говорилось: "Евреев и горожан на Украине взять в ежовые рукавицы, не пуская в органы власти (разве в ничтожном %, в особо исключительных случаях под. класс[овый] контроль". И тут же уточнение: "Выразится прилично: еврейскую м[елкую] б[уржуазию]".
С докладом о советской власти в Украине Ленин выступил на VIII конференции РКП(б). Ее текст до сих пор так и остался неизвестным. Вероятно, основной причиной такой таинственности стали именно слова вождя о "еврейской" составляющую советской власти в Украине. Ведь, как отмечал в уже упомянутом письме И.Лапидус, в этом докладе Ленин"разбирая причины нашего поражения на Украине, указал как на одну из главных причин нашего поражения на национальную вражду и засилье еврейского элемента в советских и партийных учреждениях на Украине, и именно это засилье давало обильный материал для контрреволюционной агитации".
Мало того, по словам того же Лапидуса, после речи В.Ленина "ЦК сделал соответствующие выводы и выдал секретный циркуляр о том, чтобы учреждения (российские, откуда и отправлялись работники в Украину после победы над Деникиным - Авт.) воздерживались от отправки евреев на Украину". Таким образом, по сути признавалась правота постановления политбюро ЦК КП(б)У от 30 мая 1919-го. И хотя прямого документального подтверждения существования такого циркуляра нам найти не удалось, контроль над передачей работников в Украину в 1920-м был действительно серьезный, а антисемитская составляющая повстанческого движения существенно уменьшилась.
—
Геннадий Ефименко, историк, старший научный сотрудник Института истории Украины НАНУ; опубликовано в издании DSnews.ua [14]
Перевод: Аргумент [15]
В тему:
Ссылки:
[1] https://argumentua.com/statt/istoriya/nasha-istoriya
[2] http://argumentua.com/stati/plenum-millionov-ubiistv-kak-stalin-shel-k-velikomu-perelomu
[3] http://argumentua.com/stati/trevozhnyi-1919-god-atamany-na-okrainakh-kieva
[4] http://argumentua.com/stati/de-len-n-na-svin-trotskii-na-kurts
[5] http://argumentua.com/stati/voina-pogromy-i-spetssluzhby
[6] http://www.dsnews.ua/nasha_revolyutsiya_1917/sprava-sumskoyi-chk-yak-p-yani-chekisti-evreyiv-grabuvali-18032019200000
[7] http://argumentua.com/stati/blyumkin-imya-naritsatelnoe
[8] http://argumentua.com/stati/umanskoe-delo-arestovannye-drug-druga-izbivali-peli-i-plyasali
[9] http://argumentua.com/stati/ukrainizatsiya-po-stalinski-kak-eto-bylo
[10] http://argumentua.com/stati/lev-trotskii-i-ukraina-skvoz-prizmu-vremeni
[11] http://argumentua.com/stati/pochemu-odesskii-pogrom-1905-goda-vyrabotal-tolerantnost-u-gorozhan
[12] http://argumentua.com/stati/1918-golovne-chogo-khot-li-n-mts-v-ki-v-abi-ukra-na-zhila-za-zakonom
[13] http://argumentua.com/stati/daunshifter-lenin-na-kakie-dengi-zhil-ilich
[14] http://www.dsnews.ua/nasha_revolyutsiya_1917/taemne-rishennya-kieva-yak-evreyiv-z-kerivnih-posad-znimati-31052019220000
[15] http://argumentua.com/
[16] http://argumentua.com/stati/tsena-nezavisimosti-kak-ukraina-borolas-s-agressiei-bolshevikov
[17] http://argumentua.com/stati/epokha-rasstrelyannykh-nadezhd-tragediya-bolshevistskogo-vtorzheniya-glazami-nikolaya-galagana
[18] http://argumentua.com/stati/neudachnyi-oktyabr-popytka-bolshevistskogo-vosstaniya-v-kieve-v-1917-m
[19] http://argumentua.com/stati/bitva-za-kiev-pochemu-tsentralnaya-rada-otstupila-iz-stolitsy-i-kak-ukraintsy-otbili-gorod
[20] http://argumentua.com/stati/chego-khoteli-bolsheviki-ot-ukrainy