Прокурор Гаагского трибунала: мы превзошли ожидания

|
Версия для печатиВерсия для печати

  История Трибунала ООН для бывшей Югославии в цифрах: 161 ордер на арест, 90 приговоров, 4 650 свидетелей, 2,5 млн. страниц стенографических записей.

За этими цифрами стоят жизни и судьбы: тех, кто был убит в балканских войнах, кто прошел через пытки и издевательства и тех, кто их совершал. Чтобы не дать уйти от ответственности военным преступникам, в 1993 году был создан Временный уголовный трибунал ООН для бывшей Югославии. Он проработал 24 года и 31 декабря закроется.

«Если вспомнить какой-то один, самый важный момент, то для меня это был телефонный звонок, когда я узнал, что арестован Младич». 

Серж Браммерц – главный прокурор Международного уголовного трибунала ООН по бывшей Югославии. Он вспоминает, как был арестован один из главных преступников, скрывавшийся от правосудия – бывший командующий армии боснийских сербов Ратко Младич. 

Сам Серж Браммерц через пару дней тоже станет «бывшим» - «бывшим прокурором» «бывшего Трибунала». 31 декабря Гаагский трибунал закроет свои двери. За 24 года его прокуроры расследовали и довели до суда наиболее чудовищные преступления, совершенные в ходе Балканских войн в начале 90-х. В их числе - осада Сараево, обстрелы Дубровника и самая страшная резня в Европе со времени Второй мировой войны – убийство 8 тысяч мусульман в Сребренице. По разным оценкам, с 1991 по 1999 год на Балканах было убито 130-140 тысяч человек. Не все помнят, что решение о создании первого временного международного уголовного трибунала Совет Безопасности ООН принял еще до Сребреницы, в разгар войны. Почему – объясняет председатель «югославского» трибунала, судья Кармель Агиус:

«Не надо забывать, что мы говорим о 1993 годе. Еще не совершено самое страшное преступление. Создание Трибунала стало своего рода единственной чрезвычайной мерой, которую ООН могла предложить – не только для того, чтобы воюющие стороны знали, что понесут ответственность за совершенные преступления. Он был создан и потому, что нельзя было допустить, чтобы военные преступления и преступления против человечности совершались безнаказанно». 

Намерения похвальные, но принимая это решение, члены Совета шли на риск – возможно, они и не представляли, какой сложной будет работа этого первого международного органа международного правосудия. Кармель Агиус:

«Это были очень сложные процессы и многие думали, что они не состоятся: ведь нужно было привезти свидетелей из-за границы, обеспечить перевод, преодолевать нежелание сотрудничать со стороны стран, поддержка которых была необходима. Но мы со всем этим справились».

Судьи вынесли 90 приговоров, в том числе самым главным преступникам, обвиненным, среди прочего, в геноциде мусульман в Сребренице. Это уже упоминавшийся Ратко Младич и Радован Караджич, скрывавшиеся от правосудия в Сербии более 10 лет. Главный прокурор Гаагского трибунала Серж Браммерц считает, что суду есть чем гордиться. 

«Думаю, Трибунал превзошел ожидания. В 90-е годы, после 40 лет безнаказанности, прошедших со времени Нюрнберга, мало кто верил, что он окажется таким эффективным. Сегодня, завершая работу, мы можем сказать: все, кто скрывался от правосудия, предстали перед судом, и все расследования доведены до конца. Я считаю, что это можно считать успехом, даже несмотря на то, что некоторые группы пострадавших, которые ожидали большего, подвергают нас вполне законной критике». 

Критиковали трибунал не только пострадавшие, но и ряд государств-членов ООН, и прежде всего, Сербия и Россия. Первый заместитель Постпреда России при ООН Петр Ильичев обвинил Трибунал в двойных стандартах. Он напомнил, что 60 процентов подсудимых, получивших приговоры, были сербами: 

«Взятая Трибуналом за основу однобокая антисербская трактовка трагических событий 1990-х годов на пространстве бывшей Югославии не только не поспособствовала осуществлению базового принципа неотвратимости наказания за военные преступления, но и подорвала процесс восстановления взаимного доверия на Балканах». 

Российский дипломат возмущен тем, что не понесли наказания бывшие командиры «Освободительной армии Косово». Действительно, в результате двух процессов за недостатком свидетельств были оправданы бывший полевой командир армии косовских албанцев Рамуш Харадинай и двое его помощников. Причем процессы над ними сопровождались запугиванием свидетелей, многие из которых отказались давать показания. Судья Апелляционной палаты Бахтияр Тузмухамедов не согласился с оправдательным приговором. 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]