Санкции, говорите? Что на полках в магазинах «днр» и как в Крыму торгуют Ашан и Metro

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Пока супермаркеты Донецка заполнены украинской едой, из колонок на улицах города звучат обвинения в адрес украинской власти. Сепаратистские СМИ винят Киев в экономических преступлениях, геноциде и разрушении городов.

Украинские соки, шоколад, сыры, ювелирные изделия – всё это можно обнаружить на полках магазинов оккупированного Донецка. При этом цена продуктов иногда вдвое-втрое выше, чем «в Украине», как там говорят о подконтрольной Киеву части страны. Товары каких именно украинских производителей можно купить в Донецке? Об этом рассказывает донецкий блогер Станислав Васин.

– За два с половиной года войны украинская продукция исчезала с полок донецких и макеевских магазинов разве что в начале 15-го. Но даже тогда, когда и хлеб не всегда удавалось купить, на полках «Амстора» можно было найти свежие конфеты одной из известных украинских компаний.

Сейчас же ситуация куда проще. На территорию, подконтрольную группировке «ДНР», завозят сыры, соки, шоколад, кетчуп и другую продукцию. Так, в донецких «Амсторах» в большом количестве можно обнаружить соки «Садочок» и «Sandora», на которых стоит один и тот же украинский адрес производства: Николаевская область, Октябрьский район, село Николаевское. А вот цена на украинские соки уже совсем не украинская: литр сока «Садочок» стартует от 73 рублей. По нынешнему донецкому курсу это около 30 гривен. И это только начало, так как – в зависимости от вида сока и торговой точки – цена может достигать и 85 рублей. К примеру, в местных торговых сетях «Обжора» украинские соки на порядок дороже. Что касается литра «Сандоры», то здесь цена начинается от 94 рублей. Это 50 гривен по местному курсу.

Соки – самый объёмный и стабильный сегмент украинской продукции на рынках оккупированных территорий: ими здесь буквально забиты все магазины и супермаркеты.

Выбор украинского шоколада меньше: в основном, в супермаркетах Донецка можно встретить продукцию торговых марок «Корона» и «Милка». Производственный адрес при этом на шоколаде «Корона» – город Тростянец Сумской области. Стоимость 20-граммовой молочной шоколадки – 48 рублей. Это одна из самых низких здесь цен. Большая плитка обойдётся уже в 86 рублей, или около 38 гривен.

В целом, шоколад мало кто может себе здесь позволить, поскольку украинская продукция с добавками (как орехи или изюм) стоит до 150 рублей за плитку. Примерно такая же цена шоколада российских производителей.

Продаются в Донецке и украинские кетчупы. Здесь лидируют торговые марки «Чумак» и «Торчин». Кетчуп «Чумак» вам обойдётся в 65 рублей, это 28 гривен, а 300-граммовая упаковка «Торчина» будет стоить 43 рубля или 17 гривен.

А вот чтобы продавать сыр и колбасу, торговые сети на оккупированных территориях идут на хитрость. Так, если вы пройдёте по одному из крупнейших донецких супермаркетов – «Амстору», то увидите несколько видов украинских сыров. В их числе «Пирятин», «Добряна» и «Шостка». Рядом с ценой в скобках будет указана страна производства – Украина. А вот штрих-код стоит совершенно не украинский.

В случае же с колбасами ситуация ещё запутаннее. Здесь, напротив, иногда даже ставится украинский штрих-код, а на этикетке вся информация о продукте идёт исключительно на украинском языке. Но 90 процентов производителей при этом находятся на оккупированной территории. В частности, в городе Енакиево. Так, на упаковке колбасы «Тернопільська» можно прочесть «Товариство Єнакіївський м’ясокомбінат. Україна, Донецька область, місто Єнакієве, вулиця Станціонна, 2». Но рядом с ценой в скобках указывается – «ДНР». Это же относится и к колбасам торговой марки «Колбико», производственные мощности которой находятся в оккупированной Макеевке. Примерно такие же пируэты изобретательности показывают и конфеты Esfero, которые выпускает компания «Конти». Здесь всё осталось по-прежнему: упаковка, состав, вкус. Вот только теперь выпускает их некое предприятие «ТОР». А «Конти» официально продолжает угощать лишь территорию, подконтрольную Украине.

В Украине произведена и большая часть продающихся в оккупации ювелирных изделий.

Но при этом любое украшение реализуется с двумя бирками. Первая – с надписью «вироблено в Україні», а вторая – с двуглавым орлом и надписью «министерство финансов ДНР». Цена на одно ювелирное изделие из золота стартует от 6 тысяч рублей, достигая сотен тысяч.

Пока супермаркеты Донецка заполнены украинской едой, из колонок на улицах города звучат обвинения в адрес украинской власти. Сепаратистские СМИ винят Киев в экономических преступлениях, геноциде и разрушении городов.

Секрет крупного бизнеса: как торгуют в Крыму Auchan и Metro

Опыт немецкой торговой сети Metro и французской – Auchan, чьи магазины продолжают работать в Крыму, дает наглядную инструкцию, как остаться на крымском рынке и не попасть в международную изоляцию.

Санкционный режим, объявленный странами Европы и Запада на территории аннексированного Россией Крыма, на практике не стал поводом для ухода оттуда крупного иностранного бизнеса. Но вынудил его искать способы обхода санкций. Опыт немецкой торговой сети Metro и французской – Auchan, чьи магазины продолжают работать в Крыму, дает наглядную инструкцию, как остаться на крымском рынке и не попасть в международную изоляцию.

Сразу же после российской аннексии Крыма ряд украинских представительств брендовых торговых сетей объявили о вынужденном уходе с полуострова. Но «свято место» долго не пустовало. Крымский рынок для крупных международных торговых сетей помогли сберечь их российские «дочки».

В тему: Кто первый продаст Евросоюз Путину. География потенциальных предателей

Как «меняли сапоги»

Немецкая Metro Group тогда стала одной из первых, кто приостановил работу своих крымских магазинов. Два гипермаркета Metro Cash & Carry, расположенные в Севастополе и Симферополе, прекратили работу в начале апреля 2014 года под предлогом инвентаризации.

Вынуждена была временно закрыть свой единственный магазин в Крыму и французская компания Auchan («Ашан»). Ее гипермаркет в Симферополе был открыт 27 февраля 2014 года – в день захвата административных зданий Крыма российскими военными. На момент закрытия он не проработал и двух полных месяцев.

Однако опасения крымчан по поводу возможных проблем с продуктами и товарами тогда развеяли в подконтрольной России Ассоциации содействия торговле Крыма. Глава ассоциации Сергей Макеев заявлял, что Metro и Auchan («Ашан») приостановили работу, поскольку занимаются перерегистрацией юридических лиц в Крыму.

Эти слова подтвердились, когда оба магазина вновь открылись и запустили полноценную работу, что называется «сменив сапоги»: вместо украинских вывесок и ценников появились российские. Тем не менее, здесь продолжали массово продаваться украинские продукты и товары. Частично исчезли они с полок только после начала гражданской акции по блокаде Крыма на админгранице.

Таким образом, два магазина Metro и один Auchan на протяжении двух с половиной лет продолжают работать в Крыму, сохранив при этом рынки в Украине и Европе.

В тему: Украина торгует с оккупированным Крымом

Metro: российская цепочка

Чтобы разобраться, каким образом компаниям удается избегать санкций, мы попросили крымчан, которые ходят за покупками в Metro и Аuchan, прислать нам фискальные чеки, полученные в этих магазинах. На основании этих данных становится понятной схема ухода от санкций.

Судя по чеку, который был выдан в симферопольском гипермаркете Metro, услуги в магазине предоставляет ООО «Ритейл Проперти 6». Аналогичная запись – и в чеке из магазина в Севастополе.

По данным Единого госреестра юридических лиц России, эта фирма зарегистрирована в Москве по улице Ленинградское шоссе, 71 Г.

У предприятия более 30 видов деятельности, в основном – оптовая торговля продуктами, алкоголем и табачными изделиями. Дата регистрации – ноябрь 2014 года, то есть когда украинское представительство Metro уже ушло из Крыма и шел процесс оформления работы магазинов в Крыму под управлением российских компаний.

Единственным владельцем предприятия является другое московское ООО – «Ритейл Проперти 5», зарегистрированное по тому же адресу, но годом ранее. Эта фирма на 90% принадлежит немецкому «Метро Груп Ритэйл Риал Эстейт ГМБХ», еще 10% – доля «Метро Пропертиз Холдинг ГМБХ» из Нидерландов.

Судя по схеме, в случае возникновения вопроса санкций первым под них должно будет попасть российское «Ритейл Проперти 6», которое управляет крымскими магазинами. Сами же владельцы сети находятся в самом низу цепочки, добраться до которой просто некому. Эксперты благотворительного фонда «Майдан иностранных дел», которые с начала российской аннексии Крыма отслеживают исполнение санкционного режима на полуострове, неоднократно отмечали, что государственного органа, который бы следил за работой бизнес-структур в Крыму, нет как в Украине, так и в европейских странах.

«Бизнес, в том числе, и международный, продолжает работать на оккупированной территории только лишь потому, что некому следить за тем, что происходит там и как исполняется санкционный режим. Мы уже два с половиной года убеждаем украинские власти в необходимости создания специального органа, который бы занимался этой работой и лоббировал вопрос санкций для всех, кто нарушает санкционный режим. Насколько мне известно, полноценно не отслеживают ситуацию и в самих странах Евросоюза, которые этот режим ввели», – говорит эксперт фонда Андрей Клименко.

В тему: Как корпорации Европы вооружают Россию

Auchan: без посредников

По-другому обстоят дела с работой симферопольского магазина французского бренда Auchan. В полученном здесь чеке управляющей компанией значится ООО «Ашан». Аналогичная информация значится в уголке покупателя в симферопольском магазине.

Этот магазин также значится и на сайте российской сети Auchan.

Идентификационный номер ООО «Ашан» привел нас к российской фирме, зарегистрированной в городе Мытищи Московской области.

Это предприятие имеет около трех десятков видов деятельности: от оптовой и розничной торговли продуктами, специализированными товарами и ювелирными изделиями до посреднических услуг в сфере недвижимости, подготовке кадров и профессионального образования.

ООО «Ашан», по данным Единого госреестра юрлиц России, напрямую владеет французское АО «Сожепар» (99,99% акций) и ЧАОО «Меелаер Б. В» из Нидерландов.

То есть, как и в случае с Metro, французские кампании владеют магазином на оккупированной территории через свое российское представительство. Случаи, когда бизнес, тем более иностранный, заходя в Крым, не прячется за фирмами-прокладками, редкий. И это довольно странно, если, конечно, французский ритейлер в курсе, куда привела его российская «дочка».

По материалам сайтов Крым.Реалии и Радіо Свобода


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]