Дело Фортуны: "Ее хотят заставить дать ложные показания против известных добровольцев»

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Как российская агентура в Нацполиции Украины фабрикует уголовные дела против воинов-добровольцев. Что известно о задержании Виктории Котеленец, как продвигается рассмотрение аналогичных дел и сколько за время войны было вынесено приговоров за жестокое обращение с военнопленными, в котором, в частности, подозревают женщину-добровольца.

Об этом пишет издание   Цензор.НЕТ.

"ВСЕ СМОТРЕЛИ ВИДЕО, РАЗНИЦА ОГРОМНАЯ"

Уже больше недели мать двоих маленьких детей, жена украинского офицера, ветеранка Виктория Котеленец (позывной Фортуна) находится под стражей. 19 в января представители Главного следственного управления задержали ее непосредственно в Министерстве ветеранов, где она получала свое удостоверение участника боевых действий. В войне Виктория Котеленец участвовала в 2015-2017 годах в рядах "Правого сектора", а впоследствии - Украинской Добровольческой Армии. Муж Виктории, Анатолий Котеленец - сегодня лейтенант ВСУ - также начинал войну добровольцем.

Справа Фортуни: Її хочуть примусити дати неправдиві свідчення проти більш відомих добровольців 01

Виктория и Анатолий в Широкино весной 2016

Подозревают Викторию Котеленец в том, что в 2014 году она была одной из тех, кто со стороны террористов участвовал в так называемом "параде" в Донецке. А также - в том, что она воевала на стороне террористов.

Справа Фортуни: Її хочуть примусити дати неправдиві свідчення проти більш відомих добровольців 02

Женщина, которую следователи считают Викторией Котеленец, конвоирует военнопленных в оккупированном Донецке

Первой реакцией друзей и побратимов девушки на неожиданное задержание стали замечания о том, что Виктория Котеленец ранее уже неоднократно проходила различные проверки: начиная от проверки при присоединении к "Правогому сектору" (тем более, что воевать за Украину Виктория приехала из Донецка) до нескольких проверок СБУ в разные годы. А также, в конце концов, банальную проверку, предшествовавшую предоставлению статуса участника боевых действий. "В комиссии по предоставлению статуса УБД есть представители всех главных государственных структур, в частности Министерства внутренних дел и СБУ, - написала об этой ситуации нардеп Яна Зинкевич. - Неужели при рассмотрении документов не было никаких вопросов или претензий? Почему на вручении документа ее внезапно арестовывают?"

Справа Фортуни: Її хочуть примусити дати неправдиві свідчення проти більш відомих добровольців 03

В доме Виктории Котеленец в Донецкой области (в столицу она приехала специально для того, чтобы получить УБД) при их отсутствии прошел обыск

В дополнение к прошлым проверкам, Центр "Миротворец" молниеносно обнародовал сделанный после задержания девушки сравнительный анализ, проведенный с помощью программы по распознаванию лиц "NeuroIdentigraf". По информации Центра, в тестировании программы почти год участвовали следователи МВД и СБ Украины.

По "мнению" программы, Виктория Котеленец и женщина, которая конвоировала украинских военных - разные лица, сходство которых составляет 0%. При этом в лице женщины с "парада" программа с 92-93% уверенности узнала донетчанку Ольгу Сухову.

По версии же официального следствия, четверо военнопленных из "парада" оккупантов узнали Викторию Котеленец на фото. Но сторона защиты отмечает: из всех женщин на предоставленных украинским бойцам фотографиях внешнее сходство с террористкой имела только Виктория Котеленец. А, скажем, Ольги Суховой среди предложенных для опознания лиц не было вообще.

Побратимы Виктории Котеленец тем временем вспоминают: еще в 2015 году, когда кто-то заметил определенное сходство Фортуны с женщиной-конвоиром и в рядах добровольцев начали распространяться слухи, в подразделении "все смотрели видео с "парада", разница между той бабой и Фортуной огромная".

БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ЗАСЕКРЕЧЕННОСТЬ

Сегодня Фортуне инкриминируют ст. 260 (создание не предусмотренных законами Украины военизированных формирований или участие в их деятельности, от 3 до 8 лет) и ст. 438 (нарушение законов и обычаев войны, а именно - жестокое обращение с военнопленными, от 8 до 12 лет).

Как отмечает адвокат Виктории Котеленец Виталий Цокур, статья 438 находится в ведомстве СБУ, а не полиции.

Справа Фортуни: Її хочуть примусити дати неправдиві свідчення проти більш відомих добровольців 04

Первый вопрос, который невольно возникает (безотносительно к Виктории Котеленец и того, является ли именно она женщиной с "парада"): может ли статья о нарушении обычаев войны, о жестоком обращении с военнопленными уверенно применяться в отношении пророссийских боевиков, террористов? Людей которые, конечно же, официально не являются военнослужащими?

Сказать трудно. Потому что несмотря на множество действий террористов в отношении украинских военных, которые можно было бы квалифицировать таким образом, ст. 438 УК Украины не так уж и часто упоминается в украинских судах. Поиск в Реестре судебных решений чисто по статье "Нарушение законов и обычаев войны" в целом дает нам только два датированных октябрем 2020 года определения (не существенных - о назначении разбирательств) столичного Шевченковского суда.

Справа Фортуни: Її хочуть примусити дати неправдиві свідчення проти більш відомих добровольців 05

Оба они касаются дела Романа Лягина, "министра труда и социальной политики ДНР", одного из основателей секретной тюрьмы "ДНР" на месте бывшего арт-центра "Изоляция".

На эту тему: Закрытые тюрьмы «ДНР»: кто ответит за застенок в Донецке

Чуть больше судебных решений, в которых ст. 438 так или иначе фигурирует, можно найти по ключевым словам. Это будут различные разрешения на изъятие определенных вещей подозреваемых, на раскрытие медицинских тайн в виде стоматологических карточек, на доступ к информации с банковских карточек по делам, которые можно пересчитать по пальцам.

Непосредственно же судебных приговоров, внесенных в реестр, в которых фигурирует в том числе и ст. 438, нам попалось два.

Первый - это датированный 2017 годом приговор Славянского суда задержанному мужчине из Черкасской области, который во время своей "службы" на оккупированной территории "осуществлял вооруженную охрану и незаконное удержание пленных военнослужащих Вооруженных Сил Украины".

Второй - прошлогодний приговор Лисичанского суда четырем "мелким” боевикам", один из которых Дмитрий Телегин. Четверо заочно осужденных террористов - "воины" "Казацкой Национальной гвардии Всевеликого войска Донского им. М.И. Платова". Согласно материалам дела, они "незаконно лишали свободы и похищали людей". Да, гражданских, но это также подпадает под статью: "Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением..."

Почему в нашей реальности так много жестокости в отношении пленных военных и гражданских, так много "нарушение обычаев войны» - и так мало ст. 438? "Может быть, что это печаль и бездействие, - объясняют Цензор.НЕТ адвокаты. - А может быть, что это производство СБУ - и ГСА засекретили решения по этим производствам".

Однако могут ли быть засекреченными приговоры оккупантам, тем более - потенциально громкие? Даже если они вынесены заочно, до задержания человека? Вряд ли ... Впрочем, на седьмой год войны их не видно.

"ТАКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАЗВАНЫ ВОЕННЫМИ

«Едва ли не самый страшный эпизод войны, который упоминается, когда слышишь слова "жестокое обращение с военнопленными" - убийство пленного киборга Игоря Брановицкого. В последние часы обороны ДАП боец 90-го отдельного аэромобильного батальона 81-й десантно-штурмовой бригады Игорь Брановицкий вытащил на себе с поля боя двух "трехсотых", которые в результате спаслись, а сам вернулся в новый терминал - решив оставаться там вместе с тяжелыми ранеными. Впоследствии старшина Анатолий Свирид взял белое полотнище и пошел договариваться с террористами о госпитализации раненых. Так Игорь вместе с побратимами попал в плен. Там Брановицкий признался, что он - пулеметчик, которого разыскивали боевики. Признался только для того, чтобы защитить других. Игоря зверски избили, после чего двумя выстрелами в голову киборга застрелил командир бандформирования "Спарта" Арсен Павлов.

Справа Фортуни: Її хочуть примусити дати неправдиві свідчення проти більш відомих добровольців 06

На эту тему: Как «Моторола» убил пленного «киборга». Рассказ очевидца

"Дело лежит", - констатирует Нина Брановицкая, мать Игоря. Уголовных производств, объясняет она, несколько. Одно производство - большое. Там фигурируют разные люди, в том числе и Гиви, фигурирует 438 статья. Другое производства - по Мотороле, Арсену Павлову. Ведь официальных доказательств того, что Моторола погиб, украинские силовики не имеют.

"Именно по одному Мотороле поставили ст. 115 (умышленное убийство, наказывается лишением свободы от 8 до 15 лет, в то время, как жестокое обращение с военнопленными, сопряженное с умышленным убийством - наказывается лишением свободы на 10-15 лет или пожизненным лишением свободы, - ред), - говорит мама убитого киборга. - Я хочу, чтобы переквалифицировали - но нет закона о военных преступлениях, нет закона о коллаборации …”

На сегодняшний день никто не осужден - даже заочно. Дело, по словам матери убитого киборга, бесконечно "мурыжат" - из суда отсылают в апелляционный суд, затем в Верховный Суд, чтобы там ему дали оценку, и так далее. "Бывало, что от заседания до заседания проходило полгода, - говорит Нина Брановицкая. - Сейчас дело отправили на доследование".

Ничего не продвигается. Нина Константиновна уверена - проблема в отсутствии законодательной, юридической базы, на которую юристы могли бы ссылаться, "чтобы все было железобетонно". В День памяти, говорит, командир батальона подвел ее к Зеленскому, который как раз проходил мимо. Нина Брановицкая поговорила с президентом.

"Даже если Гиви и Моторола погибли - они же были не одни! Такие преступления должны быть названы военными, - убеждена она. - Зеленский поручил, чтобы со мной связались - и со мной действительно впоследствии связались, я дала ссылку на уголовные дела ... Но я и к Порошенко подходила так же в свое время. И как-то оно не продвинулось …”

Дает надежду на сегодняшний лишь то, что в Гааге украинские дела приняли к рассмотрению.

"ЕЕ ХОТЯТ НАПУГАТЬ ЗАОБЛАЧНЫМ СРОКОМ И ЗАСТАВИТЬ ДАТЬ ЛОЖНЫЕ ПОКАЗАНИЯ"

... Если Нина Брановицкая говорит о несовершенстве законодательства, отсутствии в нем четкого определения "статуса" оккупантов и даже самого факта ведения войны - то есть ведь и случаи, когда к незаконным действиям причастны безусловно российские силовики. Инкриминируют ли нарушение обычаев ведения войны и жестокое обращение хотя бы им?..

Освобожденный из плена террористов прошлого года луганский бизнесмен Денис Секацкий в свое время рассказывал Цензор.НЕТ о том, как его вывезли в Ростов и пытали почти 10 дней подряд. Он был прикован к стене в городском здании ФСБ.

"Я давал объяснения СБУ, а также давал фамилию руководителя группы ФСБ. Но это ничем не закончилось. Меня просто опросили после освобождения из плена, дальнейших действий никаких не было, хотя я знаю и фамилию его. И, думаю, наша Служба безопасности могла бы без проблем узнать состав той группы, - говорит Денис сейчас. - Опознание я не проводил, потому что никакие фотографии россиян мне не показывали. Все заглохло, так и не успев начаться".

На эту тему: Прогнившая СБУ: кто заказал "правую руку" Баканова и при чем здесь брат Ермака

... В четверг, 28 января, в Киеве будут рассматривать апелляционную жалобу на решение суда о содержании Виктории Котеленец под стражей. В СИЗО ее отправили на два месяца.

Почему именно накануне задержания ветеранки к делу тогда еще не известной блондинки с парада добавилась ст. 438 - статья в Украине такая непопулярная, что ее решили не инкриминировать даже главарю боевиков, который застрелил пленного киборга?.. Вопрос открытый.

"Как рассказал адвокат, вторая - тяжелая - статья появилась в деле буквально за пару дней до ареста Виктории. Очевидно, что она понадобилась именно для того, чтобы можно было закрыть Вику в СИЗО без права на залог, - убеждена Елена Белозерская. Она хорошо знает Викторию, воевала бок о бок с ней в добровольческом подразделении и сегодня делает все возможное для того, чтобы помочь сестре. - Это классическое полицейское давление на "неопытную девочку из провинции" - очевидно, ее хотят напугать заоблачным тюремным сроком и заставить дать ложные показания против кого-то из более известных или влиятельных добровольцев. Также похоже на то, что власть хочет дискредитировать тех фронтовиков, добровольцев, волонтеров, участников патриотической сообщества, которые не запятнали себя мелким и не очень криминалом, потому что регулярно очищали свои ряды от "мутных "элементов - как это делали в подразделении, где служила Виктория..."

P.S. В Главном следственном управлении МВД в ответ на просьбу Цензор.НЕТ прокомментировать ситуацию с задержанием Виктории Котеленец нам посоветовали обратиться в Нацполицию. Представители отдела коммуникации Национальной полиции, в свою очередь, заверили нас, что не владеют информацией и попросили отправить письменный официальный запрос. Мы обязательно выясним подробности задержания - в том числе и то, каким образом Виктория проходила предыдущие проверки силовиков, необходимые для получения УБД, после вручения которого ее, собственно, и арестовали.

Валерия Бурлакова,  опубликовано в издании  Цензор.НЕТ


В тему:

 

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]