Если бы в Киеве не было Быковни - не было б и Бабьего Яра

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:   РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Почему западноевропейские концепты Холокоста не ложатся на украинскую почву. Обычно описывают, что происходило на оккупированных нацистами польских, голландских или французских территориях. 

В эти скорбные дни, в 80-ю годовщину массовых расстрелов киевских евреев в Бабьем Яру, немало украинских авторов, очевидно, искренне стремясь ввести тогдашние события в общеевропейский контекст, берет за образец описания той масакры те или иные художественные образцы, отмечает издание День.

Обычно описывают, что происходило на оккупированных нацистами польских, голландских или французских территориях. Мол, нашим авторам надо перенимать ту оптику, то умение проникать в самые темные закоулки человеческих душ, те аналитические схемы, которые объясняли социальные процессы, приведшие к такому страшному всплеску бесчеловечности. А кое-кто идет дальше и ставит в пример определенный роман западного автора, который, мол, откровенно описывает ужасы украинского Холокоста и роль в этом украинских националистов, о чем у нас сейчас не хотят говорить. А то, что роман этот о трагедии евреев и украинский антисемитизм написан западным автором в Москве, рецензента отнюдь не беспокоит, он предпочитает не замечать ничего, что не вписывается в его концептуальную схему …

На эту тему: Антисемитизм украинцев: мифы и факты

Но это случай, как говорится, клинический. Ведь чистосердечие может быть очень разным - вот секретарь ЦК ВКП (б) по идеологии Жданов вполне искренне ругал последними словами Анну Ахматову, первый секретарь ЦК КП (б) У Каганович - Владимира Сосюру и Максима Рыльского, а некоторые современники читателей «Дня» из старшего поколения - Лину Костенко. Однако речь не о них. А о тех, кто действительно считает (без помощи «московских друзей»), что якобы Холокост на украинской территории однотипен с тем, что происходило в Западной Европе, причем как о западных исследователях и художниках, так и об отечественных ученых и литераторах. Между тем это большое заблуждение (и самообман).

Ведь в Западной (собственно, и Центральной) Европе Холокост ни случился на почве двух десятилетий непрерывного государственного террора, то меньшего, «точечного», то широкомасштабного, где жертвы считались на миллионы. Образно говоря, если бы в Киеве не было Быковни - не было б и Бабьего Яра. При этом аналоги Быковни существовали по всей УССР. Скажем, в Одессе недавно раскопали массовое захоронение жертв большевистского террора ...

Но речь шла не просто о терроре. Жители советской Украины до 1941-го не раз становились свидетелями и жертвами и соучастниками того, чего в тогдашней Европе, за исключением нацистской Германии, не было - государственного террора по национальному признаку. Конец 1920-х и начало 1930-х - период масштабного уничтожения украинцев-«националистов» (которое, кстати, задело даже евреев: в документах «чекистов» тогда встречался такой термин, как «мелкобуржуазная еврейская петлюровщина»). Одновременно «органы» разгромили разветвленное сионистское подполье. В 1936-м из регионов советской Украины, прилегающих к польской границе, были выселены в Казахстан более 65 000 этнических поляков и немцев. А с осени 1937-го на полную мощность развернулись т.н. «национальные операции» НКВД, жертвами которых стали уже не десятки, а сотни тысяч украинских поляков и немцев. Позже, после смены руководства «органов», следователи НКВД УССР заявили на допросах следующее: «Была установка Успенского [в 1938-м - нарком внутренних дел советской Украины, в 1940-м расстрелян. - С.Г.] на то, чтобы выбить базу у польской и немецкой разведок ... Следовало арестовывать поляков и немцев независимо от того, достаточно ли на них материалов для ареста. На этом основании при составлении документов на аресты поляков и немцев доминирующую роль играла их национальность». Нацистам было у кого учиться - как технологии обнаружения «вражеских национальностей», так и массовости репрессий - СС/СД до 1941 года очевидно уступали своим коллегам из ОГПУ-НКВД-НКГБ. При этом большинство «национальных операций» НКВД приходилось именно на Украину, и, кстати, реальное и воображаемое «сионистское подполье» было здесь самым массовым ...

В том же 1938-м одно за одним принимаются постановления политбюро ЦК ВКП (б) - о «очистке оборонной промышленности» от лиц, принадлежащих к национальностям, в отношении которых проводятся репрессии; об освобождении от Красной армии военнослужащих национальностей, не представленных на территории СССР; о создании «особых троек» для срочного рассмотрения дел лиц, арестованных по «национальным линиям» и другие. Лишь в конце того года «национальные операции» на время заканчиваются - чтобы фактически возобновиться в октябре 1939-го, после присоединения к СССР западных Украины и Белоруссии. Теперь объектами репрессий становятся сначала поляки, потом украинские, белорусские и еврейские «националисты», то есть национально сознательные личности. Опять счет идет на сотни тысяч уничтоженных и отправленных в концлагеря. А сразу после 22 июня 1941 года репрессирована была остальная часть немцев Украины.

Заметим, что не способны учесть западные ученые и литераторы: массовый террор выбил почти всех лучших жителей советской Украины, остальных он приучил к «чисткам» по социальным и этническим признакам, к жизни в условиях постоянного страха. Нацисты, собственно, продолжили практику борьбы с «неправильными» нациями и этносами, начав с евреев и цыган. Основная масса населения молчала (по крайней мере, публично) и «не рыпалась», приученная именно к таким нормам выживания большевистским террором. Поэтому на уничтожение евреев нацистами многие смотрели равнодушно, как на нечто общепринятое, а помогать боялись: террор за прошедшие годы стал нормой.

Евреи же в своей массе не убегали и не прятались по той же причине: от власти не уйдешь. Тем более, что самые лучшие и самые активные среди них или уже погибли от пуль чекистов, или «доходили» в лагерях ГУЛАГа, или воевали и погибали в Красной армии. Доносы же власти на те «враждебные элементы», что скрывались от ее глаза, тоже были делом - по крайней мере, для определенной части населения, - вполне привычным. Большой Страх, который только переодел униформу после прихода нацистов (это не метафора - по данным российского историка Марка Солонина, каждый пятый полицейский был до этого работником НКВД) немало поспособствовал результативности Холокоста - как до этого он способствовал масштабности Большого Террора. А я ведь еще не коснулся проблемы того, как реально колониальный статус Украины в 1930-х повлиял на предпосылки и ход Холокоста в нашей стране …

На эту тему: Сталин и «окончательное решение» еврейского вопроса в СССР

Вот и выходит, что западноевропейские концепты Холокоста не ложатся на украинскую почву, что это не мы должны заимствовать объяснительные схемы одного из самых ужасных явлений ХХ века, а предлагать миру свои (они будут содержать то, что на Западе остается неизвестным и непонятным), что страшная банальность тоталитарного зла на украинских землях была, возможно, больше, чем где-либо в силу большой суммы нестандартных факторов. И все это не под силу увидеть, понять и описать никому из «варягов». Итак, эта задача украинских художественного и научного сообществ.

Сергей Грабовский,  опубликовано в издании  День


На эту тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]