Классовая ненависть и кто они, «враги народа». Почему в Беларуси стыдно быть богатым
Социалистическая Белоруссия всегда недолюбливала богатых людей как класс. Предприниматель в этой стране до сих пор «спекулянт», который «наживается на людях», а крупный чиновник на «Мерседесе» — «казнокрад». Любой владелец нового автомобиля премиум-класса автоматически становится «врагом народа».
Афишировать свои высокие доходы белорусы не любят: за каждую машину дороже $15 тыс. нужно отчитываться в налоговой, за каждую квартиру — тоже. Если коммерсант платит маленькую официальную зарплату своим сотрудникам, то неизбежно побывает на допросе у налоговиков и попробует объяснить компетентным органом, почему не может платить им больше. Если доводы чиновникам покажутся неубедительными, бизнесмена оштрафуют. Так было уже много лет. К этому в стране привыкли и воспринимают как должное.
Но экономический кризис в стране привел к тому, что богатых здесь стали прессовать по-крупному. Любой владелец нового автомобиля премиум-класса автоматически становится «врагом народа».
Когда владелец Porsche Cayenne случайно сбил в Минске третьеклассницу недалеко от крыльца учебного заведения, популярная оппозиционная газета страны разместила заголовок: «Этично ли ездить на «Порше-Кайен»?..
И журналистам, и свидетелям этой жуткой истории, которая сотрясла Минск, уже плевать на то, что водитель, приехавший в ту же школу на родительское собрание, не пытался скрыться, а выскочил из машины, кричал, плакал, пробовал тут же дозвониться в «скорую» и милицию. Белорусский народ отказал ему во всех человеческих качествах.
На всех форумах в Байнете и во всех газетах нарушителя (а он, как и сотни других владельцев машин, чьи дети ходят в эту же школу, въехал во двор школы под запрещающий знак) злостно клеймили. Кто-то сказал, что он-то ездит во дворе школы «аккуратно» — пусть и с нарушением ПДД. Кто-то заметил, что несчастный родитель живет неподалеку, и, в общем, на родительское собрание мог бы прийти пешком.
Кто-то решил, что нужно немедленно отобрать у него «Порше» и его самого в качестве наказания сбить джипом. В стране, где средний гражданин получает в качестве зарплаты $200-300, ездить на «Кайене» — почти преступление. Не ждите понимания.
С одинаковым рвением неэтичных владельцев дорогих иномарок прессингуют и государственные газеты, и милиция, и общество. Детей, которые в белорусские школы приходят с «айфонами», чаще других критикуют учителя. С них — больший спрос во время родительских собраний. И это притом, что взяток за «чистый» аттестат в белорусских школах не берут.
Даже гаишники презирают водителей престижных авто. Взяток не берут ни с водителей «девяток», ни с владельцев «Порше», но если первым обычно выписывают минимальные штрафы, то вторым — только максимально возможные.
После истории с гибелью третьеклассника в Минске в белорусских газетах стали появляться заголовки вроде «Не бывает нормальных людей, которые ездят на машине дороже 20 тыс. долларов». Это же мнение — стереотипное для Белоруссии. На форумах в белорусском интернете на полном серьезе рассуждают, что человек на «Жигулях» просто не способен из-за невнимательности совершить ДТП.
Массовая истерия дошла до того, что один популярный оппозиционный сайт новость о наезде на пешехода в Бресте подал с заголовком: «Отморозок на „Лексусе“ наехал на школьницу на пешеходном переходе». История, в общем, банальная:
Девочка получила черепно-мозговую травму и закрытый перелом левого плеча. На форумах тут же появились сообщения о том, что у владельцев люксовых авто нужно отбирать собственность за нарушения ПДД. Милиция дружно отрапортовала: парня до этого пару раз штрафовали за превышение скорости.
Быть в Белоруссии «не как все» — значит, обрекать себя на вечное одиночество и общение только в кругу себе подобных.
Бедные дети не дружат здесь с богатыми потому, что не хотят бедные. Кто не верит, может сходить в белорусский гипермаркет и нагрузить тележку дорогими продуктами — сыро-копченой колбасой, импортным алкоголем, икрой и красной рыбой. Практика показывает, что такие люди натыкаются на хамство в свой адрес во время каждого второго-третьего посещения магазина. Если в Белоруссии можешь себе такое позволить — значит, ты или «вор», или «коррупционер», или «сын большого чиновника».
Вероятно, по этой причине в Белоруссии почти не продается товаров премиум-класса, а редкие магазины, готовые продать джинсы за 500 долларов, обычно пустуют. За день их посещает не больше десятка человек.
Нельзя не вспомнить историю и о том, как
Максим Швейц, опубликовано в издании РосБалт
В тему:
- Бывший кандидат в президенты: моргнуть не успеешь, как привезут в багажнике в Беларусь
- «Чистейшим фарсом» назвали парламентские выборы в Беларуси
- Сценарий для Украины: как Россия аннексирует экономику Беларуси
- Трагедия Беларуси: сажать скоро будут и за анекдоты
- Скандал! КГБ Беларуси жестоко расправился с активистками FEMEN
- Власти Украины и России вслед за Беларусью шагают назад, в тоталитаризм — эксперты
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 08:18
- Ворог окупував п'ять сіл на Донеччині
- 20:00
- У суботу в Україні значно похолодає, ожеледиця, без опадів
- 18:02
- Вʼячеслав Курбанов: З цією владою вже все зрозуміло
- 16:13
- Костянтин Корсун: Кібервійна - наслідки для України та росії
- 14:26
- Уряд звільнив главу інституту нацпам'яті Дробовича
- 12:02
- ДКРО, надсекретний підрозділ ФСБ: ексув'язнений журналіст Wall Street Journal з'ясував, хто в росії стоїть за репресіями
- 11:43
- росія випустила по Україні 93 ракети та 200 дронів, вразила електростанції ДТЕК
- 10:08
- Нібито український суд зобов’язав hromadske видалити розслідування про ворога українців Портнова, який є другом Офісу президента
- 09:50
- Ворог намагається Сили оборони в районі Успенівки, полковника Олександра Луценка знято з поста командувача ОТУ "Донецьк" - DeepState
- 08:00
- Бутусов: Існує загроза оперативного оточення Покровська
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.