Нам не выбраться из олигархической задницы, что бы нам ни обещали в "законе об олигархах"

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

1300 поправок подали депутаты к 13 страницам законопроекта об олигархах. И ни одной полезной. Пока депутаты меняли «или» и «и», ГП «Гарантированный покупатель» дешево продало электроэнергию на четыре месяца вперед трейдерам Рината Ахметова и Игоря Коломойского. 

Юлия Самаева в своей статье для ZN.UA «Закон об олигархах принят. О чем он говорит, а о чем умалчивает» анализирует утвержденный текст документа, его способность повлиять на олигархов и истинные мотивы принятия этого закона.

Широкими мазками: 

К олигархам по-прежнему будут относить лиц, имеющих в арсенале медиа, политическое влияние, активы на 2,3 млрд грн или монополию на рынке. «Принимать» в олигархи и вести их реестр также будет СНБОУ.

Сообщение о перспективе внесения в Реестр потенциальные олигархи будут получать за десять дней вместе с возможностью прийти на заседание Совбеза и в жесткой полемике отстоять честь мундира. Чтобы жителям Олимпа не пришлось опускаться до уровня разных там высоких должностных лиц, в закон ввели понятие «личный представитель» олигарха. Все ради вашего комфорта, уважаемые!

Самый размытый критерий «политическое влияние» попытались конкретизировать — вышло непонятно что: «лицо является близким лицом с лицом», которое является высоким должностным лицом. Близость — это вообще очень конкретное и ясное понятие. Но, чтобы хоть чем-то заполнить вакуум, добавили, что финансирование политических партий и митингов — это и есть политическое влияние. Официально, очевидно, а кэш сумками депутатам, госкомпаниям, тендерным комитетам, силовикам и остальным можно по-прежнему продолжать носить.

В Реестр теперь будут вносить не только имена и фамилии олигархов, но и их компании, партии, а также отчеты третьих лиц, с олигархом контактировавших.

Круг тех, кто должен эти отчеты подавать, расширили до госслужащих категории «Б», городских голов, руководителей госпредприятий и работников патронатных служб высоких должностных лиц. А к контактам, о которых надо отчитываться, добавили телефонные разговоры.

Выбыть из Реестра теперь можно, либо избавившись, по крайней мере, от двух критериев определения олигарха, либо предоставив СНБО исчерпывающие сведения о несоответствии этим критериям. На этом, собственно, все основные поправки. 

А теперь к сути.

Пока депутаты меняли «или» и «и», ГП «Гарантированный покупатель» дешево продало электроэнергию на четыре месяца вперед трейдерам Рината Ахметова и Игоря Коломойского. Прямо за считанные часы до ее подорожания. А генеральный прокурор так и не отменила постановление о закрытии дела «Роттердам+», где менеджмент ахметовского ДТЭК среди главных обвиняемых.

Пока депутаты мучились, в скобках писать «контролер» или без, Фонд госимущества уволил менеджера за то, что он разоблачил системные хищения на «Харьковоблэнерго», которым государство владеет совместно с Вадимом Новинским.

Читайте также: Господин разоритель. Как профессионально уничтожить предприятие

Пока нардепы формулировали лучшее определение для электронных медиа, Верховный суд так и не нашел в себе сил признать, что государственный Приватбанк не должен офшорным компаниям семьи Суркисов ничего, отправив дело на 350 млн долл. на очередной круг рассмотрения.

Читайте также: Я тучи разведу руками, пацаны

Пока в парламенте колебались, нужно ли уточнять, что бенефициар — это именно физическое лицо, Антимонопольный комитет сделал все, чтобы слить суд о правомочности их штрафа в 4,7 млрд грн, наложенного на АЗС Коломойского. Трех месяцев АМКУ не хватило, чтобы представить в суд свою аргументацию. Ну, чтобы юристам Коломойского всего хватило для выигрыша. А еще АМКУ так и не нашел нарушений в действиях МАУ Коломойского, хотя они очевидны всем, кто хотя бы раз пользовался услугами «авиамаршрутки».

И все это время как-то подозрительно молчал Фонд гарантирования вкладов физических лиц о ходе дела против Константина Жеваго в Высоком суде Лондона. Британцы процедуру заморозки активов олигарха уже начали, а в Украине и не заметили. Здесь ему до сих пор ничто не мешает вести бизнес. Например, жеваговский ГЗК в топе компаний, получивших бюджетное возмещение НДС в июле.

Читайте также: АРМА: “зради” и победы 

Министр юстиции тем временем нас убеждает, что по крайней мере Медведчук, Коломойский и Фирташ — хороший пример усилий украинской власти в борьбе с олигархами. Напомним пану министру, что фирташевская компания — поставщик газа для населения в этом году законтрактовала в «Нафтогазе» самые большие годовые объемы топлива по самой низкой цене, дав всем на рынке понять, кто здесь государственный любимец. Все в высоких кабинетах были очень обеспокоены, но до сих пор ничего не сделали.

Или давайте вспомним, как секретарь СНБО публично солгал, что санкции на Коломойского до сих пор не наложены, потому что Украина ждет какие-то документы от США. А получив ответ от Госдепа, что это не так, промолчал, вроде бы и не о нем.

Если бы власть действительно хотела разрушить основы олигархата, то мы бы увидели реальное увеличение ренты, а не ту профанацию, которую в итоге оставили в теперь уже весьма условно «антиахметовском» законе. Она бы запустила реальный контроль трансфертного ценообразования вместо нынешней имитации. Мы бы перестали фиксировать систематические прогибы госкомпаний под олигархами. И, конечно, принципиально иной стала бы работа Антимонопольного комитета, на который сейчас без слез не посмотришь. Но Зеленскому все это не надо. Ему нужны контролируемые медийные и денежные мешки. Он не хочет, чтобы они перестали пить нашу кровь, он хочет регулярно есть кровянку.

Закон об олигархах не уменьшит коррупцию в госпредприятиях, не будет гарантировать непредвзятое судопроизводство, не укрепит антикоррупционную систему, не добавит смелости и принципиальности ни Антимонопольному комитету, ни остальным ведомствам. Необходимы совсем другие изменения, и отрицать это может либо дурак, либо подлец.

Президент не дурак. Он точно знает, зачем ему нужен этот закон. Он хочет подвесить олигархов за жабры. Не ради уменьшения их влияния на Украину. Исключительно ради увеличения собственного политического веса.

Крючок Зеленского — это публичный Реестр, ведь остальные предлагаемые последствия для олигархов никчемны. А вот сам официальный статус олигарха — другое дело, потому что он может существенно усложнить отношения как их личные с финучреждениями, так и их компаний (которые совсем неслучайно также добавили в Реестр). Цивилизованный мир взял курс на глобальный финансовый мониторинг и противодействие легализации коррупционных средств, перекрестные проверки, запросы в банки и тотальный комплаенс. Ни один приличный банк, ни один вменяемый партнер или потенциальный инвестор не будут рисковать своей репутацией и кошельком, вступая в отношения с официальным олигархом или его бизнесом. А на Банковой аппетиты уже выросли: список 13 потенциальных олигархов, по данным наших источников, уже дотягивает до сорока человек. И с каждым можно вступить в непростые переговоры о том, что же обменять на желанное непопадание в Реестр.

Начнут, конечно же, с медиалояльности. И здесь дело не только в желании систематически восхвалять очередное «большое строительство» или замалчивать условное «ДТП Трухина». Карманные медиа дают практически неограниченные возможности кандидату на второй срок и не оставят ни единого шанса его потенциальным конкурентам.

Но самой медийной лояльностью не ограничатся. «Тушкой», вероятно, тоже будут брать. И натуральный обмен подойдет, и денежный. Рычаги влияния Зеленского систематически клинит, авторитет хромает на обе ноги, с идеями и смыслами — беда, с кадрами — катастрофа. Логично, что единственное, вокруг чего объединилась эта политическая сила, — деньги. И вот как «повезло», закон об олигархах создает исключительные возможности не только для «медиарейдерства», но и для банального шантажа и гоп-стопа, устранения конкурентов «на заказ», передела рынков и «кормушек». Жаль, что все это не будет иметь ничего общего с деолигархизацией. Более того, с частью олигархов уже достигнуты некоторые договоренности.

Давид Арахамия неслучайно хлопотал о специальной процедуре рассмотрения этого законопроекта во втором чтении. «Специальность» эта предполагала невозможность обсуждения, а в итоге, и принятия в ходе рассмотрения каких-либо поправок, кроме согласованных профильным комитетом. То есть гарантировала всем заинтересованным, что закон будет принят без сюрпризов. И судя по тому, что во время первого чтения проект горячо поддержали и президентские «слуги», и «коломойский Майбах», и «веревская Довіра», по крайней мере этих заинтересованных финальный результат не разочарует.

Юлия Самаева,  опубликовано в издании ZN.ua


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]