В чем сила Disney

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Компания зарабатывает огромное состояние и обеспечивает свое будущее, скупая детство.

 Когда еще 14 декабря лос-анджелесские зрители под впечатлением от последних кадров нового эпизода «Звездных войн» «Пробуждение силы» выходили с премьеры, уже было очевидно: это хит года. Присутствующие увидели много знакомого из оригинальных трех эпизодов саги. К старым персонажам из «Звездных войн» 1980-х прибавилось новое поколение героев — борцов с штурмовиками нового галактического порядка. Была даже интрига происхождения главного персонажа, как и в «Новой надежды», только вместо Люка Скайвокера теперь это девушка по имени Рэй. После трех неудачных приквелов этот фильм — настоящее возвращение к форме.

«Пробуждение силы» воспроизводит прошлое, но в грандиозных масштабах. Между тем директор Walt Disney Company (с 2005 года) Боб Айгер решил с амбициозным размахом возродить оригинальный замысел самой компании. Стратегия студии в 1957 году была элегантно вычерчена в сложной диаграмме: в центре — фильмы, вокруг них — парки развлечений, торговля, музыка, издательства и телевидение. Каждый элемент обеспечивает другой контентом и стимулирует продажи. Возвращение фильмов в центр бизнеса — это перезагрузка оригинального плана семьи Дисней, направленного на завоевание первенства в индустрии развлечений за контент, интересный для большой аудитории во всем мире.

 Когда Disney в своей бизнес-модели поставила контент над средствами дистрибуции, результаты вызвали зависть всей киноиндустрии. За последние пять лет доходы компании выросли более чем вдвое — до $8,4 млрд, а ее акции за десяток с лишним лет подорожали почти в пять раз: она легко обошла конкурентов. Ближе всего к Disney держится Comcast: акции последней за этот же период утроилось. А в случае 21st Century Fox — удвоилось. Ценные бумаги Time Warner поднялись в цене лишь на 20%, а Viacom — еще меньше. Акции Disney дорогие — они стоят заоблачных $187 млрд.

 Disney отличает именно то, что в центре бизнеса находится рассказ, а еще — способность создавать новые персонажи, к которым не надоедает возвращаться аудитории. Приобретя мультипликационную студию Pixar Animation Studios и Marvel Entertainment, Disney добавила к своему ​​арсеналу микки-маусов и кукол-Маппет Базза Лайтера из «Истории игрушек» и Железного человека из «Мстителей». Затем к числу диснеевских персонажей, собранных с момента, когда на должность гендиректора вместо Майкла Айзнера пришел Айгер, присоединились и герои «Звездных войн» вместе с компанией Lucasfilm.

 Эти новые франшизы стали частью самой грозной в мире лицензионно-развлекательной империи, охватывающей магазины игрушек, видеоигры, парки развлечений, круизные маршруты, комиксы, музыку, телевизионные и художественные фильмы. Disney коммерциализирует детство множеством каналов, и при этом студии удается наращивать стоимость приобретенных компаний (как и свою собственную).

 Компонент повествования должен защитить Disney от опасных течений, бушующих в этой индустрии. В США наиболее ценными составляющими империй развлекательного бизнеса остаются их каналы кабельного телевидения. Спортивный канал ESPN, приобретенный Disney в 1996 году в пакете с Capital Cities/ABC, — настоящий «монетный двор» бизнеса. Кабельные сети приносят почти половину доходов и прибылей Disney.

 Рассвет нового дня

 Однако зрители начинают понемногу выключать телевизоры. В богатых странах они часто выбирают контент, который могут заказать онлайн. Упадок кабельного ТВ напоминает, что способы поставки контента зрителям могут меняться. Но спрос на качественный развлекательный контент независимо от способа получения от этого не падает. Те, кому принадлежат самые популярные истории и персонажи, будут иметь сильные позиции в переговорах с любым дистрибьютором, от Comcast до Netflix.

Даже еще ​​когда будущее кабельного ТВ казалось блестящим, диснеевский сценарий уже нужно было переписывать. Несмотря на прибыльность, бизнес производил посредственный развлекательный контент и руководствовался человеком, чье «я» было гротескно раздутым даже по голливудским меркам. Сам Айзнер за 20 лет до этого корректировал бизнес Disney, частично за счет возрождения анимационных фильмов, но в основном — превратив ее в компанию домашних развлечений и распространяя продукцию на видеокассетах, компакт-дисках и через ряд каналов кабельного телевидения. Однако его отношения с Голливудом ухудшались.

Иск акционеров из-за высоких компенсаций при увольнении бывшего суперагента по поиску талантов Майкла Овитца закончился судебным процессом, который в 2004 году раскрыл постыдные подробности диснеевской «кухни». Кинобизнес компании начал блекнуть. В 1994 году из компании после непримиримого конфликта с Айзнером ушел Джеффри Катценберг, который добился ряда успехов. Он стал соучредителем фирмы-конкурента DreamWorks SKG. В 2004-м Disney пришлось противостоять агрессивной попытке поглощения, к которой прибегла Comcast. Между тем Рой Дисней, племянник Уолта, начал кампанию среди акционеров с целью избавиться от Айзнера и «спасти Disney». По воспоминаниям Айгера, компания воевала со всеми и самой с собой.

Айгер пришел в Disney в 1996 году, когда компания приобрела Capital Cities/ABC. Сменив Айзнера в 2005-м, он начал восстанавливать мир. На второй день пребывания в должности генерального директора — сообщил совету директоров, что хочет приобрести Pixar — передового производителя анимационных фильмов, который выпускал ленты для дистрибуции через Disney еще начиная с «Истории игрушек» в 1995-м.

 Империя наносит ответный удар

 Идея осенила его на месяц раньше, во время открытия Диснейленда в Гонконге. На параде персонажей не было почти ни одного героя из последних лент Disney собственного производства. Все детские любимцы — созданы компанией Pixar. После увольнения Катценберга (в 1994-м — году выхода «Короля Льва», кассовые сборы которого в мире составили около $1 млрд) на собственной анимационной студии Disney царил бардак. «Успехи этой компании зависят от успехов анимации», — сказал Айгер членам правления.

 Заработки Микки-Мауса:

 

А проблема заключалась в том, что Pixar принадлежала Стиву Джобсу, которому работать никогда не было легко. К тому же он был одним из многих, с кем постоянно воевал Айзнер. Айгер начал осторожно, но уверенно «обрабатывать» Джобса. Подстроил свои аргументы в пользу слияния под его интересы: скажем, подчеркнул, что Pixar будет иметь творческую независимость и, поскольку будет больше изолирована от ожиданий инвесторов с Disney, то станет еще и более творчески свободной в финансовом измерении. То есть, не каждый фильм должен становиться судьбоносным (или фатальным) для компании блокбастером.

 Нелишним, наверное, было и то, что Disney заплатила Джобсу немалые деньги. Когда в 2006 году операция по приобретению завершилась, она потратила на Pixar $7,4 млрд — это невероятно высокая цена за компанию, которая выпускала по одному фильму в год. Айгер был, кроме того, готов раскошелиться на заключенное в 2009 году соглашение с Marvel; оно обошлась в $4 млрд, хотя права на два ценных актива — фильмы «Человек-паук» и «Люди Икс» — принадлежали другим владельцам. А когда он приобрел Lucasfilm за $4,1 млрд в 2012 году, эта компания уже несколько лет не продуцировала ни одного наименования. А три последних эпизода «Звездных войн», несмотря на коммерческий успех, оставались столь непопулярными среди сторонников, что уверенно прогнозировать успех еще одной трилогии было невозможно.

 Деньги были не единственным фактором. Все эти три компании принадлежали их создателям, которым надо было угодить, а для этого материальных богатств было мало. Как и сам основатель компании Disney, Стив Джобс, Айк Перлмуттер из Marvel и Джордж Лукас имели собственное видение своих компаний и продуктов. И здесь на руку Айгеру сыграла деликатность подхода. Он почувствовал, что в Disney исчезло креативное начало; компания больше не могла создавать персонажей, которые на протяжении многих лет поддерживали жизнеспособность франшизы. Вряд ли в Disney лучше новых партнеров знали, что и как делать, поэтому Айгер хотел, насколько это было возможно, не вмешиваться в процесс.

 Вырвать студию Marvel — следующий после Pixar пункт в «списке закупов» Айгера — из рук ее нелюдимого владельца было непросто. Перлмуттер, бизнесмен израильско-американского происхождения, который самостоятельно выбился в миллиардеры, был не так знаменит, как Джобс или Лукас, но свои бизнес-интересы и частную жизнь защищает не менее упорно (говорят, на премьеру «Железного человека» в 2008 году он появился инкогнито). Айгеру понадобилось целых шесть месяцев, чтобы правдами и неправдами договориться с ним о встрече.

 Этому поспособствовал телефонный звонок от Джобса — и соглашение о покупке Marvel окончательно заключили в конце 2009-го. К тому этапу Джобс уже был крупнейшим индивидуальным акционером Disney (статус, который он получил благодаря продаже Pixar), следовательно, помощь была в его собственных интересах, к тому же они с Айгером стали настоящими друзьями и союзниками. Айгер был одним из немногих, кому Джобс доверил новость о том, что рак у него дал метастазы, — как раз перед объявлением соглашения о Pixar, чтобы дать Айгеру возможность отказаться в последний момент, если бы тот захотел.

 Некоторые обозреватели считали, что Айгер переплатил за Marvel — не в последнюю очередь потому, что он получил команду второстепенных супергероев. Но вера Айгера в творческий коллектив этой компании и его видение оправдали себя. Студия Marvel сделала из истории второстепенного персонажа — Железного человека — блокбастер. Это заложило основы франшизы, которая дала жизнь целому ряду других героев, среди которых Капитан Америка и Тор. Вместе с другими они составили основу фильма «Мстители», который в 2012 году принес $1,5 млрд кассовых сборов в мире.

 В прошлом году продолжение «Мстителей» имело почти такой же успех. Сейчас идет работа еще над двумя сиквелами, а планы подобных проектов тянутся к середине 2020-х. Успех фильмов «Железный человек» и «Мстители» помог Marvel раскрутить малоизвестные сюжеты из своего каталога. С мощной финансовой поддержкой Disney Marvel может рискнуть и выпустить что-то эксцентричное вроде «Стражей Галактики», где среди персонажей реактивный енот и древовидный гуманоид.

 Однако ничто не иллюстрирует успехов стратегии Айгера лучше, чем франшиза «Звездных войн», за которую компания Disney в 2012 году заплатила $4,1 млрд. «Пробуждение силы» привлекает аудиторию сильнее, чем двойные солнца планеты Татуин. Лицензированных продуктов для фанатов «Звездных войн» в следующем году будет продано на сумму до $5 млрд. Сам фильм может собрать в кассах не менее $2 млрд.

 Возвращение джедая

 Франшиза свидетельствует о долгосрочных планах Disney. К 2020 году выйдет еще пять «Звездных войн»: два сиквела к «Пробуждению силы» и три отдельных истории. К этому времени в парках развлечений Disney в Калифорнии и Флориде откроются новые огромные аттракционы по мотивам саги. Между тем в Lucasfilm продолжается работа над другой прибыльной франшизой — «Индианой Джонсом» — в тесном сотрудничестве с Харрисоном Фордом, который вернется к своей звездной роли.

 Не обошлось без Джобса и при подписании соглашения с Lucasfilm. 1986 он купил у Лукаса Pixar, поэтому знакомы они были уже достаточно давно. Судьба Pixar после приобретения Джобсом убедила Лукаса в привлекательности сделки с Disney. Сыграл в этом свою роль и успешный опыт сотрудничества между Lucasfilm и Disney, плодами которой стали аттракционы «Звездные войны» в их парках развлечений. Айгер продемонстрировал Лукасу свою лояльность еще лет 20 назад: тогда, будучи президентом канала ABC, он утвердил проект второго сезона сериала «Хроники молодого Индиана Джонса» от Lucasfilm, несмотря на плохие рейтинги первого сезона. Айгер считал, что Лукас ранее доказал способность снимать высококачественное кино и заслуживает второй шанс. Когда в 2011 году у него возникла идея купить Lucasfilm, Лукас заверил, что не забыл о тогдашней снисходительности и кому-то другому как основатель и единственный владелец компании и не подумал бы ее продать.

 

Это не означает, что обойдется без подводных камней. Новая трилогия «Звездных войн» не отражает творческих идей Лукаса. Он назвал продажу Lucasfilm «разводом». Однако в титрах «Пробуждение силы» фигурирует исключительно зеленый логотип Lucasfilm — ни одного упоминания о Disney. Айгер не собирается проявлять эгоцентризм в ущерб бизнесу: понимает, что именно важно для зрителей.

 Disney изо всех сил пытается сохранить «творческую сущность» (выражение Айгера) компаний, которые покупает: урезание расходов или смену персонала там проводят очень осторожно. Такой же подход применяется ко всем подразделениям собственно Disney, которые имеют большую автономию, чем уво времена Майкла Айзнера.

 В случае Pixar невмешательство обсуждалось заранее — от сохранения названия студии в фильмах на большинстве рынков кдо проведения «пивных пятниц» раз в месяц в главном офисе студии в Калифорнии. Принцип «руки прочь!», впрочем, не помешал Disney многое перенять от Pixar. Анимационная студия Disney стала использовать ее кинематографическую культуру, в частности — систему креативного надзора Brain Trust и знаменитое внимание к деталям. Для съемок «Ледяного сердца» команда специалистов несколько недель изучала в Норвегии музыку, наряды, мебель и народное искусство. В 2013-м этот анимационный фильм стал самым кассовым за всю историю, собрав $1,3 млрд в мире.

 Приобретение Pixar оживило анимацию Disney, а также обеспечило другие подразделения компании новым материалом. Благодаря этому стоимость акций дочерних компаний Disney (вроде Marvel) стала выше, чем была бы, если бы те остались независимыми. Хиты создают спрос на сопутствующие товары, достопримечательности и другие развлечения, популярность которых, в свою очередь, обеспечивает интерес к новым фильмам, причем не только сиквелам, но и спин-офам, расширяющих масштабы франшизы.

 Однако жизнеспособность этой модели вызывает сомнения. Неизвестно, насколько можно растягивать франшизы, а создание новых — большой риск. Фильм «Джон Картер» по мотивам одного из романов Эдгара Райса Барроуза провалился. Поскольку другие компании пытаются создавать или расширять собственные франшизы, киноманы смогут иметь большой выбор. Universal порадует «Форсажем» и «Парком юрского периода». Warner Brothers планирует снять еще три спин-офа о Гарри Поттере. Следует также ожидать сюрпризов от конкурента Marvel — DC Entertainment, что выпускать фильмы о Бэтмене и Супермене.

 Правда, ни одному конкуренту не дотянуться до масштабов Disney. Единственная соперница, приближающаяся к ее размаху, — Comcast, которая 2011 году приобрела NBC Universal, включая студию Universal и парк аттракционов. Да и некому тягаться с Disney, когда речь идет о продаже продукции, связанной со спин-офами. Сейчас компания — лидер в мире по объему лицензирования такой продукции, которой в 2014-м продано на $45 млрд. При этом соответствующий показатель главного конкурента Disney в Голливуде Warner Bros был семь раз меньше.

 Disney способствовала развитию продукции и рынков, которые Lucasfilm ни за что не осилила бы в одиночку. Договорилась с Walmart о рекламе «Звездных войн», нацеленную отдельно на девочек и мальчиков. Мастерски поработала над образом героини «Пробуждение силы» Рэй. По мнению Пола Саузерна, занимающегося лицензированием в Lucasfilm, благодаря стараниям Disney только в США продажи создателя «Звездных войн» вырастут в пять раз по сравнению с тем уровнем, которого Lucasfilm достигла бы самостоятельно.

 Кроме того, Disney имеет развитую розничную сеть по миру, поэтому «Звездные войны» разрекламировали в Диснейленд Париж, Токио и Гонконге. В 2016 году Disney откроет новый парк развлечений Шанхае — первый из двух запланированных в Поднебесной.

 Срок Айгера в должности руководителя Disney завершается в 2018-м. Что еще ему удастся достичь за это время? Он составил перечень компаний, в покупке которых Disney заинтересована. Все это ведущие международные бренды, которые хорошо вписываются в работу студии. Частная датская группа компаний Lego уже сотрудничает с Disney, выпуская лицензионную продукцию (в частности, по мотивам «Звездных войн») и открывая магазины в Диснейленде. Поэтому заинтересованность в приобретении Lego вполне логична для компании, которая уже собрала столько частиц пазла детства.

 Источник: The Economist

 Перевод: Тиждень.UA


 В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

20:00
У четвер дощ та мокрий сніг лише на заході України
19:04
Пропагандистам Зеленського є чому повчитися: мерія Туркменбаші перед візитом посла США влаштувала "потемкінські" базари і поставила за прилавки вчителів англійської
18:06
Ексочільник Хмельницької обласної прокуратури Олійник продовжує працювати прокурором після скандалу з інвалідністю
17:33
Бюджетні електромобілі: що пропонує ринок
17:04
Покидька Царьова ще раз засудили - тепер до 8 років в'язниці
16:24
Тепер вже колишній полковник СБУ отримав 10 років тюрми за хабар в $60 тисяч
15:42
А ви воюйте. Суд скасував арешт майна родини ексміністра енергетики Ставицького, який обікрав Україну
14:02
Ймовірно кожен двадцятий чоловік в Україні загинув на війні, або отримав важкі поранення – The Economist
12:11
Від фіктивного днопоглиблення та "буксирних схем" на Одещині — до хабарів із київських маршрутників: суд поновив на посаді одіозного портовика
12:04
З фронту вилучили партію неякісних 82-мм мін

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]