Бан в одни ворота. За что украинцев блокируют в Facebook

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Почему украинские пользователи все чаще становятся жертвами штрафных санкций со стороны соцсети.

Ежедневно большинство из 11 млн украинских пользователей Facebook видят на смартфоне или домашнем компьютере привычный бело-синий интерфейс. Большинство, так как часть из них просто не нуждается в пользовании соцсетью ежедневно. Но среди них есть те, кто временно и не по своей воле не может этого сделать. Ведь в украинском сегменте Facebook очередная после 2015 года волна блокировок.

Официально она связана с новой политикой безопасности в компании, которая была введена после ряда политических скандалов с использованием персональных данных пользователей и обвинений в «содействии» вмешательству в американские выборы. Facebook пытается стать показательно безопасным, однако такие усилия имеют довольно неожиданный побочный эффект для наших соотечественников.

В тему: Новый скандал вокруг Facebook: любые средства хороши для роста?

Причины блокировки могут быть разные. Пока нет четкого определения, что именно нельзя в сети делать. Однако самой массовой является блокировка за использование оскорбительной для определенных групп людей или национальностей лексики. Причем степень обидчивости определяет сама соцсеть, часто довольно хаотично. Скорее всего, речь идет об определенном перечене «стоп-слов», которые должны привлекать внимание модераторов. Кроме того, как показывает наблюдение активности пользователей, имеется развитая сеть ботов, которые по команде начинают забрасывать администрацию соцсети сотнями жалоб на конкретную публикацию или человека, что значительно ускоряет применение санкций против него.

Самым популярным оскорблением (по частоте сообщений пользователей о блокировании) в настоящее время являются слова вроде «москаль» или «кацап». За их использование можно попасть в немилость Facebook на три, семь или тридцать дней в зависимости от предшествующего онлайн-поведения. Для поиска компромата модераторы могут пересмотреть всю ленту человека до критических 2013-2014 годов. Многие украинцы получило блок за публикации четырехлетней давности. При этом администрация соцсети ведет себя довольно непредсказуемо: в бан могут отправить за перепост новости о председателе Закарпатской ОГА Геннадии Москале. А можно оставить множество совершенно агрессивных комментариев с использованием всей палитры оскорбительной лексики и быть «на свободе».

Впрочем, украинские пользователи заметили одну особенность: больше внимания уделяется не простым гражданам, а лидерам соцсети, людям с большим количеством друзей и подписчиков. Обычно это звезды шоу-бизнеса или спорта, политики или общественные активисты. Если профессиональных политиков от «языка ненависти» часто сдерживает или партийная позиция, или отсутствие четких патриотических взглядов, то волонтеры таких моральных ограничений, как правило, не имеют.

Однако они, особенно те, кто занимается нуждами фронта на Востоке или бойцов, которые успели с него вернуться, имеют множество поводов называть вещи своими именами. Человек, который видел войну не в выпуске новостей или хоронил побратимов, вряд ли будет осторожен в своих публикациях. Именно поэтому почти все известные активисты уже имеют по несколько резервных аккаунтов для бесперебойного общения с друзьями. Спикер Украинского киберальянса Шон Таунсенд, который недавно сам вернулся из очередного бана, признается, что попал в немилость модераторов за «язык ненависти».

Ее нашли в публикациях о разоблаченных хакерами военных преступлениях в самопровозглашенных республиках «ДНР» и «ЛНР». При этом он подчеркнул, что правилами сообщества Facebook пользователям разрешается осуждать неприемлемые вещи. Попытки выйти на связь с цензурной комиссией соцсети для получения разъяснений не увенчались успехом. Хотя все сыплют оскорблениями на «братьев».

Некоторых блокируют за довольно нейтральные публикации или даже рисунки. К тому же это не обязательно должны быть собственные мысли: получить штраф можно и за перепост чужого сообщения. Хотя сложных и абсурдных случаев образца 2015 года, когда одного народного депутата заблокировали за то, что он распространил пост другого с сообщением о том, что его заблокировали за перепост видео от первого, становится уже меньше. Блогеры-ветераны попадают в бан за публикацию частей своих книг или за высказывание собственного взгляда на систему льгот для участников АТО.

Впрочем, не только украинцы становятся жертвами блокировок. Похожая ситуация с грузинскими пользователями-активистами. Один из блогеров сообщил Тижню, что был заблокирован 1 апреля этого года за публикацию 2011 года, в которой он не «языком ненависти» высказывал свою позицию относительно в то время предстоящих парламентских выборов в Грузии.

Хотя упомянутая публикация не содержала никаких прямых характеристик России или ее жителей, в тексте критиковались политические силы под руководством пророссийского олигарха Бидзины Иванишвили. Блокировку в соцсети блогер связывает с информационной деятельностью против РФ. По его словам, он со своей командой попал под прицел российских спецслужб еще после создания в Грузии в начале 2000-х информационных ресурсов для противодействия пропаганде Кремля. И сегодня это уже шестой бан в соцсети за последние четыре года.

Оказывается, общий для Украины и Грузии враг действует не только в физическом мире.

А блокирование пользователей-активистов или участников украинских или грузинских волонтерских сообществ вроде InformNapalm в преддверии публикации громких расследований является не чем иным, как попыткой банально закрыть рот и не дать распространить такую неудобную для Кремля правду. И хотя пользователей из РФ также отправляют в бан (на что они жалуются, мол, это коварные замыслы Госдепа, «мировой закулисы» и лично Цукерберга с его «цифровым концлагерем»), такие случаи имеют место заметно реже по сравнению с украинским сегментом.

Множество вопросов вызывают и сами модераторы, ведь компания не разглашает, кто они, какие у них личные мотивы и интересы, кто и как контролирует их деятельность. Об этом Цукерберга спрашивали и во время недавних слушаний в Конгрессе США, на которых он отметил, что компания работает над созданием искусственного интеллекта, который оценивал бы контент онлайн, в реальном времени. Несмотря на такие заявления, похоже, сейчас это делается вручную и не всегда объективно.

Не в последнюю очередь поведение администрации соцсети может быть продиктовано отсутствием национального представительства компании для Грузии и Украины. Несмотря на обращение президента Порошенко к Цукербергу и заявления основателя Facebook в 2015 году о возможном рассмотрении вопроса открытия представительства в Украине, никаких подвижек в этом деле не произошло. Владелец популярной мировой соцсети подчеркнул, что украинских пользователей обслуживает офис компании в Дублине, работники которого не имеют политического окраса с учетом конфликта между РФ и Украиной.

В тему: В сетях рунета

Как-то повлиять на такую мощную глобальную и, что главное, частную компанию украинская власть не может. По словам заместителя министра информационной политики Дмитрия Золотухина, его ведомство не раз отправляло запросы по блокировкам в европейские офисы Facebook. Согласно полученным ответам, блокировки происходят «из-за нарушения политики Facebook». Впрочем, министерство и дальше ищет возможности донести свой взгляд на проблему до руководства соцсети. Однако, по словам Золотухина, главным препятствием является нехватка эффективного нормативно-правового рычага, который побудил бы компанию соблюдать право на свободу слова.

Для Украины может быть полезным иностранный опыт. Так, в Германии недавно приняли закон о борьбе с проявлениями агрессии и вражды в сети, который определяет, как администрация соцсетей должна реагировать на распространение искаженной информации и проявления неуважения. Впрочем, всегда возникает дилемма между модерацией контента и свободой слова.

Что уже было доказано делом против Facebook по иску гражданина ФРГ, который добился в суде признания неправомерности удаления своего комментария и блокировки аккаунта. Теперь руководство соцсети должно или обжаловать судебное решение, или уплатить штраф в размере €250 тыс. А пока нет соответствующего законодательства, каждый сам должен следить за тем, что пишет или написал ранее. Для удобного поиска нужных выражений, которые могут вызвать интерес цензоров, уже есть приложения к браузерам, которые автоматически находят информацию во всех публикациях пользователя. А для выражения своей позиции пригодится богатый синонимами украинский язык.

Юрий Лапаева, опубликовано в издании Тиждень.UA


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]