Донецк: роскошный, азиатский город-дворец

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Донецк

– Побесились вы, суки, в этом Киеве! Да наш Донбасс, бл..дь, вот всю страну кормит! А вы там нихера не делаете! Только митингуете с вашими луценками-тимошенками! Шо они мне, бл..дь, дали?! А?! Сука-бл..дь, пенсию дали, я тебя спрашиваю, а?!.

 

– разъяренно кричит мне одна из макеевских бабусь в полинялом тряпичном халате в белый горошек.

–Да нам похуй этот ваш Янукович, лишь бы пенсию вовремя платили! – как-то не вовремя присоединяется к ней вторая, сжимает грозно сморщенный кулачек  и смотрит на меня сквозь толстые стекла массивных очков.

Ночной центр Донецка, автор фото - reilalex.livejournal.com

Ночной центр Донецка, автор фото - reilalex.livejournal.com

От такой реакции я невольно отвожу глаза и созерцаю ее заскорузлый желтый ноготь, который выпирает из дырки в стоптанном бордовом тапке. Поднимаю глаза выше - синие жилы иногда острыми углами почти «прорывают» необычно белую кожу на разбухшие ногах. Варикоз.

Ответить, что Янукович же «ваш», я так и не успеваю. Через несколько минут бабушки с кряхтением поднимаются и, тяжело переваливаясь, шаркают к желтому молоковозу, который вдруг просигналил на улице. Белые буквы «МОЛОКО» на желтом фоне резко контрастируют на фоне с облупленной двухэтажкой во дворе. Причем вокруг грузовика - такого себе призрака из восьмидесятых годов - быстро сбивается давка из других призраков в пестрых полинялых халатах. В старческих руках - бидоны. Бабки атакуют молоковоз.

Между тем тропа мимо двухэтажных лачуг выводит меня к магазину. Слово «магазин» здесь как никогда неуместно.

Это самое «магазин». Облупленный, серый, с пыльными прилавками внутри:

Макеевский молоковоз

Макеевский молоковоз

- Пивка? - подмигивает мне полная продавщица, довольно щеря зубы.

- Да я утром бы не пью и другим не советую, - бормочу я, удивленно обводя взглядом несколько первых покупателей. Две блондинки с синяками под глазами именно затарились. Собственно, на третий день пребывания в Ханжонково я окончательно выясняю некоторую неизменность в утреннем рационе части местных жителей: два литра пива, в основном «Сармат» + пакетик растворимого пюре.

Воспоминание: почти Подмосковье

Похожие картины мне приходилось наблюдать довольно давно, когда только знакомился с Россией в городе Можайск, что почти под Москвой. Сначала водочные потоки в рубке диджея тамошнего БК. В шесть утра прогулка по центру города - но я никак не пойму, почему спозаранку вокруг бродит столько людей, скорее похожих на тени.

«Че тут непонятного, - объяснил мне диджей. - За водкой вылазят».

Трасса: Макеевка-Донецк

- Ну, а как тут после шахты не выпить, - объясняет мне «ШилА», тридцатилетний смуглый «кореш». «ШилА» - шахтер, один из немногих, кто еще не отправился из Макеевки в поисках лучшей доли в Донецк.

В тему: Донбасс вымирает: смертность в два раза выше рождаемости

Таксист Володя, увозя меня туда на железнодорожный вокзал, дополняет его:

– Квартиры стоят на продажу по 8 тыс. у.е. Однокомнатная. Валом. А кому они нахер нужны. Старики оттарабнали свое в подземельях, а молодежь бросает все и рвет отсюдава подалее. Ты посмотри – у нас всюду одни старики в основном. А как молодежи жить? Воду подают девять часов на сутки, и то не постоянно. Шахты закрывают. Все крушится-валится. Все молодые поближе к Донецку переселяются.

В тему: Как Донбасс превращают в руину

Таксисту трудно не поверить. За окном то и дело мелькают заброшенные шахты. Впрочем, даже в салоне старого «Опеля» дыхание стесняет едкий воздух. Жители шахтерских "поселков" и самой Макеевки дышат этим ядом постоянно. Сразу за городком мы проезжаем какой-то химический гигант. Густые облака дыма выползают из его труб, окутывая клубами близлежащие трущобы и золотые купола пышной церкви прямо перед входом в предприятие.

«Бог с людьми поселились в смоге», - лезут мне в голову от этого зрелища разные глупости, пока где-то в ее втором полушарии вторит знакомая мелодия: «Золотые купола... Только синие они - и не капли золота».

Бессмысленные смыслы крутятся в голове, между тем гладкая асфальтированная дорога - предмет здешней гордости - понемногу выводит нас в сам Донецк. Пейзажи мгновенно меняются, правда, не исчезает их общий фон - серость, точнее, непременно серое небо и тяжелый спертый воздух.

Донецк: контрасты

Собственно, это - наверное, главная особенность донецкого центра. Он разительно контрастирует с хрущебами уже на окраине самой столице Донбасса, а еще больше - с поселками, примыкающих к ним, образуя некую дикую угольную химеру псевдо-мегаполиса.

В тему: Жизнь после шахты. Фильм-ужасов про Артемово

Дончане гордятся, демонстрируя свои «центровые» достопримечательности: лучшие бутики, усеянные фонарями «плазы», ​​от которых рябит в глазах, вылизанные закоулки между высотками и тот же гладкий асфальт. Здесь помпезный стадион, и все изобилует зеленью в центре, а модницы носят шмотки круче, чем у киевских «звезд». Да что там Киев - задворки по сравнению с этим пафосом. «Донецк - Европа». Что, скорее, в том смысле, что в его центре на каждом шагу «евроремонт», и «евро-сооружения», и «евро-дороги».

Все удивительно знакомо. Жаль только - не для всех дончан. Это, собственно, типичная азиатская парадигма развития, когда за мерцанием «плазы» ​​и блеском дорог, и огнями пышных парков здесь всегда наплевать на острые выступы жил, которые раздирают разбухшие ноги макеевских бабушек, и на облупленные двухэтажки, куда воду подают по графику, или на чью-то оторванную конвейером руку из-за дремоты на «химке» - такие жуткие истории до сих пор не редкость для донецкой провинции. В Макеевке я наслушался и их.

В тему: Донбасс: бездомных хоронят как при фашистах - в «братских траншеях». Видео

Собственно, помпезность в столичном центре на фоне близлежащей нищеты - эти удручающие контрасты мне приходилось встречать прежде в Душанбе, позже в Баку. Причем, центральные таджикские дороги, как и азербайджанские - ничем не хуже донецких. А Баку так же украшают бутики и автосалоны с новинками со всего мира.

Баку - центр и периферия

Баку - центр и периферия

Центр Душанбе утопает в свете дворцов, фонтанов и памятников, только это все исчезает уже через несколько километров. Уверен, что где-то те же контрасты превалируют и в Астане, и в Ашхабаде, и в «кадыровском» Грозном. Всюду гладкие дороги одинаково ведут от пышных площадей и позолоченных культовых сооружений к нищим обосцанным окрестностям, которыми, бывает, страшно прогуляться не только ночью, но и днем.

Обычные азиатские традиции

По мнению современных украинских ориенталистов, таких как Александр Галенко и Анатолий Момрик, такое контрастное устройство - это отзвук типичных азиатских традиций, отражающих отношение руководителей к власти и заодно к обществу. Они издавна присущи евразийской степи, частью которой является современный Донбасс. Мало того - они были присущи и казакам, как носителям степных традиций. Власть воспринимается как венец счастья. Недаром повелителей на Востоке именовали персидским словом «гюмаюн», что переводится как «счастливец», даже - «счастливчик». Имеешь власть?

В тему: Frankensstein Денис Казанский: Донбасс для Украины - это как ГДР для Западной Германии

Грозный-сити Кадырова

Грозный-сити Кадырова

Итак - пей, гуляй, возводи дворцы, расстраивай собственную столицу, радуйся жизни, власть - это счастье, на все остальные - грубо говоря, наплевать. Все остальные - менее счастливы и несчастны, потому что так распорядилась Судьба, сам Бог. Это определенный архетип мировосприятия. В таком ракурсе «центр» донецкого великолепия и «межигорье» на фоне повсеместной нищеты - не только «совковые рудименты», а истинное отражение ментальных азиатских представлений о счастье.

Но так везде!

Иногда описание таких азиатских «фейков», имитаций развития, пробуждает возражения у читателя. Мол, так повсюду - развитый центр и заброшенные окрестности. На самом деле, не так. Нечего и вспоминать Западную Европу. Впрочем, даже Киев далеко не столь пестрит контрастами. Здесь они не такие поразительные и пока не столь возмутительны.

Еще меньше бросаются в глаза различия между центрами и периферией на западе Украины. И речь не только о внешнем виде, а в первую очередь - о стандартах жизни, которые сразу просматриваются в опрятности быта, коммуникациях и состоянии зданий, и т.д..

Кременец

Кременец

В своей блестящей лекции Энрике Пеньялоса, заметная фигура движения под названием "Новый урбанизм", говорит, что главным залогом современного "города мечты" есть ощущение его жителей того, что все граждане равны и все люди священны.

Если же мы имеем столь ​​разительное отличие между центром и окраинами - мы постоянно подаем сигнал всем жителям, что есть "избранные" (живущих вокруг или внутри "царского"), а также второй и третий сорт, где-то на задворках, на периферии. Между тем, теперь уже понятно, что наиболее успешные во всех отношениях, в том числе и экономически, города - это именно города-мечты, а не города-дворцы.

Две парадигмы развития городов в Украине как отражение исторического мировосприятия их жителей вырвались наружу на удивление быстро. Ведь к схеме Донбасса приближаются и другие промышленные регионы Юго-Востока, правда, в меньшей степени, или в других измерениях. Зато контрасты между центрами и периферией все более стираются на Западе Украины, в чем легко убедиться - стоит попутешествовать по стране.

Тернополь

Тернополь

Вряд ли после таких путешествий кто-то будет упорно отрицать, что Донецк приближается по своему городскому устройству к Баку и Душанбе, зато Львов - к Варшаве и Праге.

Однако Донбассу, в отличие от помпезно-нищих Азербайджана или Таджикистана, существенно повезло. Он имеет шанс выбора: постепенно перенимать от ближайших региональных соседей в пределах одной страны западноевропейскую парадигму, или же - и дальше развиваться по среднеазиатской, следуя также за ближайшими соседями, только зарубежными.

Ни у азербайджанцев, ни у таджиков, в отличие от Донецка, такого выбора не существует, и вряд ли он появится в обозримом будущем. Это именно то, что существенно отдаляет Донецк от его ближайших азиатских родственников в сторону остальной Украины. Впрочем, воспользуется ли регион таким шансом - похоже, это зависит исключительно от него самого.

Олесь Кульчинский, опубликовано на сайте Тексти

Перевод: «Аргумент»


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]