Это "доверие" к полиции сломалось. Несите другое

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Похоже, по итогам 2019 года мы имеем невероятный всплеск полицейской преступности и рост количества фактов полицейского насилия как минимум в 11 раз. Кроме того, более чем каждый четвертый сталкивался с нарушениями со стороны полицейских. Так почему же растет официальный уровень доверия к полиции?!

Подводя итоги работы за 2019 год глава Национальной полиции Украины Игорь Клименко отметил, что в 2019 году уровень доверия к полиции составил 48%.

Тогда же было отмечено, что "основным критерием оценки эффективности деятельности органов и подразделений полиции остается доверие населения".

Почему объявленный уровень доверия вызывает сомнение и что не так с системой оценки деятельности полиции в Украине?

На эту тему: Трупы не в счет

Стоит признать - кое-что изменилось за период, прошедший с начала очередной "реформы" сегодня. "Доверие населения" как метод системы оценки деятельности полиции уже не вызывает такого негодования у руководителей ведомства.

Годами обычным ответом на призыв изучать мнение граждан, чтобы оценить работу полицейских, было возмущенное "бабуля не сможет понять, насколько хорошо мы работали" и свирепая защита запутанной и малопонятной системы показателей, которые собирались внутри системы. И это при том, что полиции многих стран используют эти методы уже около 40 лет.

Работа общественных организаций в Украине, которая велась в этом направлении еще с середины 2000-х, в конце концов привела к ограниченному успеху - пункту 3 статьи 11 закона Украины "О Национальной полиции".

Этот пункт декларирует, что "уровень доверия населения к полиции является основным критерием оценки эффективности деятельности органов и подразделений полиции". Но, к сожалению, это не стало окончательной победой.

Несмотря на то, что к 2015 году существовали уже десятки отечественных исследований в этой сфере и готовые инструменты, разработка "Порядка проведения оценки уровня доверия населения к национальной полиции" заняло три года.

Все это время общественность вела параллельную деятельность - создавала инструменты оценивания, проводила независимые исследования и обсуждения их результатов, а полиция оценивала сама себя "по-старому" - с помощью показателей количества преступлений, их раскрытия и тому подобное.

И вот, наконец, в 2019 году было проведено первое исследование в соответствии с порядком, указанногоым Кабмином.

Национальная полиция объявила тендер, выбрала организацию-победителя и использовала результаты исследования в формировании управленческих решений. То есть наказывала и поощряла руководителей различных подразделений, планировала свою работу на следующий год.

Что ж, это можно было бы считать прорывом. Однако из-за того, что это не первое исследование в данной сфере, и не первое, проведенное с использованием такого же инструментария - множество цифр, приведенных в нем, вызывают вопросы.

Рассмотрим изменения трех важных показателей за 12 месяцев 2019 года.

Вопрос № 1. Рост доверия к полиции

Согласно результатам оценивания ХИСД в 2018 году (19 500 респондентов), доверие к полиции составляло 30,4%.

Исследование Социологической группы "Рейтинг", проведенное 19-22 октября 2019 года (2500 респондентов), показало уровень доверия полиции 32%.

Исследование, проведенное Центром Разумкова в конце 2019 года, показало, что 46,1% украинцев доверяют полиции.

Но уровень доверия полиции, согласно исследованию, которое заказала полиция, составляет рекордные 48%.

В чем причина такого роста доверия в конце 2019-го? Возможно, ответы на это - в других частях исследования.

Вопрос № 2. Нарушение прав граждан, пытки и жестокое обращение

Многолетний социологический мониторинг (2004 - 2018 годы) в области прав человека позволяет иметь четкую картину того, какое количество граждан ежегодно становятся жертвами незаконного насилия со стороны полиции.

Эта цифра менялась в течение двух десятилетий и в 2018 году составила 1,7% населения. И хотя процент кажется незначительным, на практике это сотни тысяч украинцев из разных регионов, имевших негативный опыт правонарушений со стороны полицейских.

Эти данные постоянно оспаривают представители Национальной полиции и МВД, которые неуклонно подчеркивают, что "процент завышен» и насилие в полиции - "единичные случаи”.

Тем удивительнее выглядят результаты исследования, проведенного по заказу Нацполиции в 2019 году и взятого за основу при оценке деятельности.

Так, согласно отчету, в течение последних 12 месяцев работники полиции намеренно нанесли побои, причинили страданий или пыток 19% украинцев. Также 18% опрошенных указали, что с насилием со стороны полиции сталкивались их родственники, друзья и знакомые.

Кроме того, согласно исследованию, у 26% опрошенных в 2019 году возникала ситуация, в которой работники полиции нарушали их права, права их близких или недостаточно хорошо выполняли свою работу.

Похоже, по итогам 2019 года мы имеем невероятный всплеск полицейской преступности и рост количества фактов полицейского насилия как минимум в 11 раз. Кроме того, более чем каждый четвертый сталкивался с нарушениями со стороны полицейских.

С одной стороны, пора бить тревогу, а с другой - почему же растет доверие к полиции?

Вопрос № 3. Растущая латентная преступность

Одним из важнейших показателей опросов такого типа также является изучение латентной, скрытой преступности.

Не секрет, что часть пострадавших от преступлений не обращается в полицию. Это может быть вызвано различными причинами - от нежелания заполнять множество бумаг до отсутствия веры в эффективность полиции.

Однако изучение количества преступлений, оставшимися не сообщенными, и то, какими именно являются эти преступления, позволяет дополнить картину преступности в стране и более четко и быстро реагировать на растущие тренды (например, новые виды мошенничества или распространения наркотиков).

Исследование 2018 года показало, что количество несообщенных преступлений по стране составило 40,2%.

В исследовании Центра Стратегического развития территорий (ЦСРТ) 2019 года, несмотря на значительный рост доверия к полиции, число жертв, которые отказались сообщать в полицию о преступлениях, возросло до 49%.

То есть, фактически, полиция не знает о половине преступлений, совершаемых в стране.

Так ли это? Если да, то насколько точную картину преступности имеет руководство Национальной полиции? Насколько правильно выстраивает приоритеты и распределяет ресурсы?

На эту тему: Маніпулятор. Наскільки коректно Арсен Аваков використовує дані

Указанные вопросы непосредственно касаются оценки работы полиции в 2019 году.

Действительно ли это так и пора ли нам бить тревогу?

Или, возможно, результаты опроса, согласно которому отчитывался перед страной председатель Национальной полиции, это лишь результат "творческого" подхода к проведению социологических исследований самого руководства Нацполиции, которая выбросила на него круглую сумму (998 000 грн) бюджетных денег?

Можно ли доверять цифрам, которые приводит глава Национальной полиции или просто поставить галочку напротив пункта "рост доверия населения" и забыть об этом всем до следующего годового отчета?

Думаю, что не стоит воспринимать данные этого исследования слишком всерьез и пугаться заранее - полиция, конечно, бьет граждан, но не в таких масштабах; люди доверяют полиции, но не каждый второй.

К сожалению, достоверных данных об опасениях преступности, доверии и отношение граждан к Национальной полиции в 2019 году мы так и не получили. Все это просто иллюстрация общего подхода - громко заявить, а сделать по-старому. Или делать что-то, что будет выглядеть как исследование, и надеяться, что этого никто не заметит.

Однако у такого подхода есть и более негативные последствия, чем манипуляции с общественным мнением.

Во-первых, это непонимание реальной картины, игнорирование угроз и подрыв доверия к полиции и данных, которые она сообщает обществу.

Однако самое главное - это снижение внутреннего доверия в полиции. Руководители, которые серьезно восприняли новую систему оценивания деятельности и в течение года работали над тем, чтобы заслужить доверие граждан, теперь понимают, что руководство этого не оценит, и они зря старались.

В таком исследовании они вполне могли появиться на дне таблицы и грани увольнения - эти данные ближе к лотерее, чем к истинному положению дел.

Лучшей стратегии демотивации придумать сложно - если мы, конечно, стараемся сделать так, чтобы агенты изменений внутри системы утратили веру в возможность реформ, а опросы как средство оценивания деятельности были дискредитированы.

На эту тему: Смерть на дорогах Украины: что скрывает лживая статистика МВД о ДТП

Рекомендации

Рекомендации на будущее известны, но, видимо, мы еще долго будем вынуждены повторять их снова и снова:

  • полиция не должна оценивать саму себя, особенно когда это касается опроса общественного мнения относительно ее же деятельности. Процедура должна измениться и заказчиком такого оценивания и распорядителем данных должна стать какая-то другая, независимая и беспристрастная организация;

  • руководители полиции должны пройти специальное обучение и научиться не только ценить данные социологии (как это уже сделали политики), но и пользоваться ими;

  • все мы должны пристально следить за работой полиции - за тем, что она делает, а что - нет, где полиция работает, а где манипулирует.

Контроль общества должен быть прочным, потому что полиция - это ключевой орган, который использует огромные ресурсы, чтобы обеспечивать нашу с вами безопасность.

Денис Кобзин, директор Харьковского института социальных исследований;  опубликовано в издании Украинская правда

Перевод: Аргумент


На эту тему:

 

 

 

Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

20:00
У суботу в Україні хмарно з проясненнями, дощі в центрі та на півдні
18:08
Смерть на колесах: чому китайські електромобілі становлять серйозну загрозу для нашої безпеки
17:04
"Після перемоги Революції Гідності": чому по Татарова, Портнова та інших зрадників з цієї кодли українці все одно прийдуть
16:58
Продаж картин Медведчука, які мають музейне значення, буде зупинений - АРМА
16:05
Генерал СБУ, покидьок Ілля Вітюк у 2014 році знімав Майдан з боку «Беркута» - Слідство.Інфо
15:33
Олександр Чупак: Чому держава не спроможна розв’язати демографічну проблему
13:18
Новини агентури ФСБ: нардеп Артем Дмитрук співпрацює зі священником УПЦ МП Чертиліним, якого підозрюють у держзраді, – Bihus.Info
12:18
Геть від москви: Молдова скоротила зовнішні торговельні відносини з рф до 3%
11:02
Перше збиття Ту-22М3 у повітрі: ЗСУ вразили літак за 300 кілометрів від України (ВІДЕО)
10:54
Ракетний удар рф по Дніпру та області: вбито 9 осіб, зокрема 3 дітей, понад 25 дістали поранення

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]