Как Чехия реформировала правоохранительные органы - экс-министр МВД Ян Румл
«...Кого набирать на службу в полицию и спецслужбы: новых людей из демократического лагеря, ничего не понимающих в системе безопасности, или старые кадры, которые знают свое дело, но были сильно дискредитированы во времена тоталитаризма? Мы решили пойти по первому пути.»
Экс-министр внутренних дел Чешской Республики Ян Румл об опыте его страны в реформировании правоохранительных органов.
Кризис доверия к органам правопорядка в нашем государстве достиг критического предела. Это показали не только июньские выступления жителей Врадиевки Николаевской области против вопиющего произвола милиционеров и другие общественные движения, вызванные злоупотреблениями в правоохранительной сфере. Но и реакция граждан на попытку власти силой подавить протестное движение в поддержку евроинтеграции Украины. Тех, кто верит, что милиция способна защитить их права и свободы, только 1%; эта цифра — среди самых низких уровней доверия к правоохранительным органам в мире.
В тему: Отношение украинцев к милиции — доверие стремится к нулю
Очевидно, что реформирование последних в нашей стране такая же насущная проблема, как и обеспечение независимости суда и полномочий прокуратуры. На эту тему Тиждень.UA общался с архитектором трансформации правоохранительных органов Чехии Яном Румлом.
«Тиждень»: В Чехословакии после бархатной революции 1989 года к власти пришли представители оппозиционной диссидентской элиты, тогда как в Украине у руля оказались бывшие коммунисты. Почему, по вашему мнению, так произошло?
— Во-первых, в нашей стране на
В тему: Людей забивали как скот. Милицейский погром на Майдане глазами жертв
«Тиждень»: Что послужило для вас стимулом пройти путь от диссидента и журналиста до министра внутренних дел Чехии?
— Еще при коммунистах я для себя решил, что не хочу и не могу жить при таком режиме, и поэтому вместе с единомышленниками начал активно бороться против тоталитаризма. Конечно, давление власти и репрессии правоохранительных органов были большими, но я более чем уверен, что человек, не готовый идти на жертвы ради свободы, ничего не достигнет.
В тему: «Сейчас Украина сирота...» Факелы свободы: самосожжение как форма протеста
«Тиждень»: На посту министра внутренних дел Чехии вы провели радикальную реформу правоохранительных органов, превратив их из карательно-репрессивной машины в структуру европейского образца. На каких принципах это происходило?
— Эти изменения мы осуществляли комплексно, в рамках больших конституционных преобразований. Сначала нужно было создать прочные правовые основы охраны прав человека в стране. Перед нами стояла основная задача: восстановить доверие граждан к правоохранительным органам, ведь при коммунизме общество полностью его утратило. Тогда возник и вопрос о том, кого набирать на службу в полицию и спецслужбы: новых людей из демократического лагеря, которые ничего не понимают в системе безопасности, или старые кадры, которые знают свое дело, но были сильно дискредитированы во времена тоталитаризма.
Мы решили пойти по первому пути. Затем всю структуру правоохранительных органов нужно было поставить под контроль, прежде всего парламентский и общественный. Поэтому я очень настаивал на том, чтобы в Чехии утвердилась свобода СМИ, чтобы граждане получили свободный доступ к информации. После этого нам пришлось целый ряд подразделений Министерства внутренних дел трансформировать в гражданские и превратить полицию в аполитичный орган, чтобы политика никак не влияла на деятельность правоохранительных структур. В связи с этим мы полностью изменили законодательную базу, в частности — Уголовно-процессуальный кодекс, ведь кардинальным образом изменился взгляд на жизнь гражданина в государстве.
Нам удалось демилитаризовать многие сферы, ранее принадлежавших к компетенции МВД. В частности, это касается выдачи виз, паспортов, водительских прав, нотариальных документов, которые перешли в юрисдикцию муниципалитетов. Были расформированы внутренние войска, силы быстрого реагирования, пограничная стража и политическая полиция. Вся система полиции была децентрализована по регионам, на общегосударственном уровне остались только четыре подразделения: борьба с организованной преступностью, финансовыми преступлениями, наркоторговлей и специальные службы.
Реформа правоохранительных органов была напрямую связана с реформой прокуратуры и судов, чем занимались мои коллеги из Министерства юстиции. Прежде всего мы изменили способ назначения судей и гарантировали их независимость. Вместе с тем прокуратура, которая в коммунистические времена была основным карательным органом, потеряла часть полномочий и теперь должна была действовать в новых правовых условиях. Если какой-либо человек совершил преступление, мы должны были гарантировать ему все права.
«Тиждень»: Как удалось компенсировать недостаток профессионального персонала после создания правоохранительных органов фактически с нуля? Куда делись старые кадры?
— Здесь мы обязаны, прежде всего, западным странам, которые организовали множество семинаров и курсов для наших сотрудников. В Чехию приезжали инструкторы из США, Великобритании, Франции, Германии и проводили учения с новыми работниками полиции, которые должны были заменить старый персонал. Конечно, это заняло некоторое время, но я считаю, что мы выбрали правильный путь. Поэтому, когда в нашей стране, как и во всех посткоммунистических, выросла преступность, мы уже были к этому готовы. Немного хуже ситуация оказалась с экономическими преступлениями, так как их расследуют очень узкопрофильные специалисты; тогда мы не могли нанять их, и даже сейчас у нас с этим определенные проблемы.
Старые кадры, которые оставили правоохранительные органы, пошли в частное предпринимательство или на пенсию по возрасту. Конечно, многие из них злоупотребляли своим бизнесом, чтобы разбогатеть и наладить по «старым каналам» связи с российскими фирмами, которые сохраняются и сейчас. Но это уже дело новых спецслужб.
«Тиждень»: На повестке дня в Украине — реформа милиции, которая по численности своих рядов вдвое превышает Вооруженные силы, выступая сегодня инструментом защиты режима Януковича, а не обычных граждан. Что бы вы посоветовали для реформирования этой сферы?
— Думаю, схема реформ нужна примерно такая же, как в
В тему: МВД Украины: вне закона
«Тиждень»: В начале этого лета в Чехии вспыхнул масштабный коррупционный скандал, в эпицентре которого оказался правоцентристское кабинет Петра Нечаса, который был вынужден уйти в отставку. Почему долгое время чешские правоохранительные органы не препятствовали теневым схемам в правительстве?
— В свое время премьер-министр Петр Нечас получил большое влияние на полицию, развязав ей руки, а впоследствии она уже начала преследовать его самого. Коррупция — это следствие кризиса функционирования чешских политических партий. Они начали руководствоваться экономическими мотивами, а уж затем происходила приватизация публичного пространства.
В тему: В Чехии дело о коррупции в высших эшелонах власти практически развалилось
Одной из причин этого кризиса является закрытость политического класса, ведь в нашей стране после падения коммунизма долгое время оставалась одна и та же элита, а в политические партии не приходят новые люди, из которых сформировалась бы следующая. Другой причиной является малочисленность политсил в Чехии, которые, в отличие от австрийских или немецких, не выработали демократических механизмов ротации кадров. Поэтому в последнее время успех имеют популистские партии вроде движения ANO миллиардера Андрея Бабиша, представители которого считают, что «могут править всем миром».
—
Александр Пагиря,опубликовано в издании Тиждень.UA
Перевод: «Аргумент»
В тему:
- Число зверя. Сколько пострадавших от насилия в милиции?
- Виталий Ярема: Участковый заинтересован в том, чтобы у него в округе был наркопритон
- «Мент» как диагноз
- Гламур, дешевые понты, бухло. Облико морале украинских слуг закона (фото)
- Украина скатилась в
1937-й год - Стрелок из «Каравана» как «поминки» по Дикаеву
- Какую милицию мы ненавидим
- Какая милиция нам нужна
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 20:00
- Погода в Україні на тиждень: 20 – 26 січня 2025 року
- 18:05
- Касьянов: Нам би три місяці протриматися (про ЗРК і БПЛА)
- 17:06
- Бойко, Шуфрич, Мураєв, Симоненко: до списку санкцій РНБО увійшло 18 осіб
- 16:03
- Українці мають годувати Міндіча: офіс президента вирішив, що парламентський телеканал важливіший за дрони та міни на фронті - Железняк
- 15:12
- Прокуратура вимагає повернути до державної власності Михайлівську церкву у Городищі
- 14:01
- Адвокати Коломойського ознайомилися з 225 з 550 томів кримінального провадження БЕБ
- 12:11
- Ворог розстріляв собор упц (мп) у Запоріжжі, в якому досі моляться за рпц
- 10:10
- Нардеп Бондарєв вивіз 18 чоловікам за кордон під виглядом особистих "водіїв", отримав підозру
- 08:00
- Ворог просунувся біля шести населених пунктів Донеччини
- 20:00
- У неділю в Україні буде хмарно, сухо та тепло
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.