Украинское дежавю: с кем будет РПЦ в Беларуси?

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Пролукашенковский митинг. Источник: Телескоп

Священный Синод РПЦ поспешно заменил руководителя БПЦ. На его место назначен епископ, который ментально и административно похож на его украинского коллегу - митрополита Онуфрия. Человека, что называется, «с русским миром в голове».

Это означает лишь одно: Путин и патриарх Кирилл сделали ставку на Лукашенко. А это означает лишь одно: в случае смены власти БПЦ будет ждать судьба УПЦ МП.

«Все, чего хотите, чтобы с вами поступали люди,

так поступайте и вы.

Ибо в этом закон и пророки»

(Мф7:12).

Трагические события в до того спокойной Беларуси не оставили никого равнодушным. Русская Церковь в этой стране тоже была вынуждена высказать хоть какую-то свою реакцию на беспрецедентное насилие бывшего президента Александра Лукашенко, который в результате выборов потерял неограниченную власть и пошел на неслыханные фальсификации. И эта реакция, что совсем не удивительно, очень напомнила месседжи, обыгранные украинским филиалом РПЦ в 2014 году во время Революции Достоинства, аннексии Крыма и оккупации Донбасса Российской Федерацией. Такое впечатление, что и там, и там церковные руководители действовали по одной методичке. Но то, что в свое время получилось в УПЦ МП, вдруг не сработало в Беларуси.

На эту тему: 200 тисяч білорусів вийшли на протест проти покидька Лукашенка, 125 затриманих (ВІДЕО)

Предвзятый нейтралитет

Официально БПЦ обнародовала обращение, в котором, с одной стороны, призвала власти прекратить насилие и осудить тех, кто это насилие применял в отношении мирных демонстрантов. С другой стороны, демонстранты и их обидчики должны простить друг друга и сплотиться любовью к Богу и ближнему. В воображении церковного руководства «брат восстал на брата», «смута и разделение пришли в общий дом». До сих пор не понятно, кого они имели в виду под братом, который восстал. Исходя из логики - это мирные демонстранты. А насилие карательных силовых органов своего народа - это смута и разделение. И вообще - «мы вне политики, не пропагандируем никаких политических партий или лидеров» ...

Позиция отдельных представителей БПЦ очень похожа на то, что говорила УПЦ МП в 2014 году: «и там, и там - люди», «призываем простить друг друга», «не все так однозначно», «ОМОНовцы - тоже пострадавшие, они чьи-то дети», «мы за мир и спокойствие, а демонстранты - за войну и разруху», «за протестами стоят провокаторы», «ситуацию расшатывают внешние силы» ... Некоторые подключили страшилки о «обесовлении» и «русофобии» протестующих.

Здесь хочется наивно спросить, а каковы исходные позиции противоборствующих сторон, чтобы адекватно оценить перспективы примирения и прощения. С одной стороны, потеря безграничной власти одним человеком, в чьей психической адекватности есть основания сомневаться. С другой стороны - разрывы внутренних органов мирных демонстрантов из-за изнасилования резиновыми дубинками представителями силовых органов, сломанные кости, выбитые глаза ... Пребывание задержанных в адских условиях на полу друг на друге по несколько слоев, или стоя тесно без возможности пошевелиться, без еды, воды, воздуха и доступа к санузлу в течение дня-двух. Больным не давали лекарств. Диабетики не имели доступа к инсулину. При этом пленников заставляли петь гимн Беларуси и «Отче наш». За плохое пение - дубинками по ногам. Если бы епископы поинтересовались, что такое «растяжка», они бы задумались, насколько адекватны их призывы к прощению и примирению.

Почему-то я глубоко уверена, что в те страшные минуты с пленниками СИЗО был Христос. А вот был ли с ними белорусский филиал Российской Церкви? Нет, она, как видно, была и с теми, у кого разорваны внутренние органы, и с теми, кто дубинками те органы отбивал и разрывал. То есть, «вне политики».

Где находится «вне политики»?

И здесь придется в который раз поговорить о церковных хитростях. «Вне политики», «мы не судим, где добро и зло» - очень удобная позиция выборочного нейтралитета, которую взяли на вооружение филиалы Российской Церкви, когда общественные события начинают иди не по плану. А чтобы выглядеть при этом духовно и прилично, применяется грубая подмена понятий. Самые популярные «оборотни» - «мир», «единство», «примирение», «патриотизм», и, несомненно, «политика». Чего только не доводится слышать от церковных руководителей. Например, глава УПЦ МП митрополит Онуфрий внушает украинцам, что настоящий патриотизм - это любовь к своему отцу. Другой спикер этой Церкви - митрополит Запорожский Лука - дает установку, как правильно понимать государственную независимость: это, оказывается, независимость граждан страны от греха и власти дьявола. Но самый любимый враг Церкви - «политика», от которой духовным людям надо бежать как от черта.

Но никто не объясняет, от какой именно политики надо бежать. Верующих легко дезориентировать жонглированием слов, которые в оригинале имеют несколько значений. Так, например, политика - это «деятельность органов государственной власти и их должностных лиц; а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства». Когда это Церковь была вне органов государственной власти и сторонилась услуг должностных лиц? А еще политика - это, например, выбор внешнего курса государства. И здесь УПЦ МП тоже не может похвастаться своей аполитичностью, ведь ее члены принимали и принимают активное участие в агитации против вступления Украины в НАТО и ЕС.

«Сейчас очень много говорят о "европейском выборе” Украины, о вступлении Украины в НАТО. Правители Украины пытаются убедить нас в том, что это никоим образом не повредит дружественным отношениям с Россией. Однако совершенно очевидно, что НАТО - агрессивный по отношению к России и всей православной цивилизации блок. Это очередная попытка осуществить многовековое стремление протестантско-католического, масонского и безбожного Запада оторвать Украину от единства с мировым центром Православия - Москвой и втянуть ее в орбиту западных лжеценностей, сделать ее частью системы нового мирового порядка» (Митрополит Одесский УПЦ МП Агафангел, 2013).

А еще церковные спикеры любят относить к «политике», например, сферу публичного права. Требование проведения честных выборов - это как раз правовой аспект, а не политический. Искусственное приравнивание социального или правового измерения общественной жизни к «политике» очень удобно оправдывает отказ «духовных пастырей» предоставить свою моральную оценку общественным катаклизмам, если есть угроза их собственному комфорту или это не входит в их задачи.

Баррикады против окопов

Как и ожидалось, белорусская ситуация вызвало шквал словоблудие вождей УПЦ МП. Управляющий делами УПЦ МП, митроподит Бориспольский Антоний выразил свою позицию, почему его церкви «сейчас самое время помолчать»: «верующим не пристало участвовать в чужом конфликте и тем более усиливать его, даже с лучшими намерениями». В другой своей речи митрополит Антоний объясняет, почему Церковь «не зовет на баррикады». Вот его аргументы: «Церковь выше, шире и глубже любой мгновенной политической акции», «дети Церкви среди всех - и по одну, и по другую сторону баррикад», «если Церковь зовет на баррикады - это верный маркер того, что это уже не Церковь, а политическая организация в церковных одеждах», «участник противостояния радикализируется, теряет трезвость и рассудительность рассуждения, демонизируют оппонентов, а это уже шаг к кровопролитию»...

Но проблема такого выборочного (т.е. предвзятого) нейтралитета церковных спикеров в том, что их адекватность и последовательность легко проверяется. У украинцев слишком хорошая память, чтобы забыть, как РПЦ гибридно или непосредственно поддерживала аннексию Крыма и оккупацию Донбасса, как ее священники откровенно благословляли россиян на «освободительную борьбу» ехать «бить фашистскую сволочь». Замечу: для россиян Украина - чужая страна, а войну на Донбассе в РПЦ упорно называют «внутренним украинским конфликтом». Что не остановило ее «верных чад» воевать на одной стороне «конфликта», тем самым «усиливая его».

Протоєрей Володимир Очеретяний на блок-посту під Черевківкою (Слов’янськ), 2014 р. - фото 57606

Протоиерей Владимир Очеретяный на блок-посту в Черевкивкой (Славянск), 2014 год. Источник: Патриот Донбасса

Протоєрей Микола (Фоменко) на барикаді в Слов’янську, 2014 р. - фото 57605

Протоиерей Николай (Фоменко) на баррикаде в Славянске, 2014 год. Источник: Патриот Донбасса

Молитовна записка схиархимандрита Ілія Ноздріна, духівника патріарха Кирила, від 31.05.2014 р. його благословенням на війну з Україною. - фото 57607

Молитвенная записка схиархимандрита Илии Ноздрина, духовника патриарха Кирилла, от 31.05.2014 г. с его благословением на войну с Украиной. Источник: Религия в Украине

Этим благословением хвастались и «народный губернатор» Донецкой области Павел Губарев, и памятный террорист Игорь Гиркин-Стрелков. Последний не раз вспоминал об аналогичном благословении, полученное в Святогорской лавре.

На события в Беларуси выпустил свое учение настоятель храма Христа Спасителя на Тайване священник Кирилл Шкарбуль. По его словам, христианам лучше заниматься делами духовными, и не восставать против оккупационной власти, как это делал Иуда Галилеянин, известный во времена Христа экстремист-зелот. Мол, даже если ОМОНовцы действуют слишком жестко, даже если митингующие борются свои права, христиане не должны исходить из позиции какой-то там справедливости ... Напомнил о галилеянах, которые восстали против римской оккупации, и кровь которых Понтий Пилат смешал с кровью их жертвоприношений ...

Выглядит очень убедительно и патетически. А вот что это священник говорил в 2014 году, когда незаконно, через КПП «Изварино» попал в оккупированную часть Луганской области в сопровождении «добровольцев». Его поразила духовность «ополченцев»:

«Они видят ситуацию глубже, чем многие политики: для бойцов происходящее на Украине - это не просто столкновение военных или экономических интересов, борьба олигархических кланов или следование командам из Вашингтона. Это, прежде всего, соблазн силами зла, соблазн ложным, массовое головокружение, которое охватило не только политический класс Украины, но и в значительной части именно общество. На их глазах разыгрывается трагедия духа, материализованная смертями и увечьями, пожарами и разрушениями, убийствами и преступлениями».

Как видите, никаких уговоров «ополченцев" не восставать против «зла», которое якобы идет от Украины, никаких призывов к покаянию ...

о. Кіріл Шкарбуль - фото 57608

о. Кирилл Шкарбуль. Источник: Образ жизни

И таких свидетельств «нейтральной позиции» Русской Церкви и ее церковных провинций - тысячи. Вопрос: так когда они были искренни? Ответ прост: а никогда.

Официальное русское православие, представляя себя чем-то трансцендентным к политике, по факту оказывается в ее эпицентре, колыхаясь вместе с линией выгодной партии. Это то, что называется «реал политик» в ее маккиавелианском смысле, которая базируется не на идеалах общественной морали, а на банальном законе выживания. Как говорил капеллан батальона «Восток» протоиерей Борис Хлипитько: я благословляю ополченцев не на убийство, а на защиту родной земли. «Вовремя предать - это не предать, а предвидеть». Почувствуйте разницу.

А могло быть иначе?

Выборочная апатия церковных деятелей - это действительно другая сторона экстремизма, ведь в большинстве случаев молчание относительно страданий жертв провоцирует нападающего на еще большую агрессию. При этом одним из самых частых вопросов, который верующие и неверующие задают священникам: где Бог, когда у меня случилось горе? И чаще же ответ таков: при чем здесь Бог, вы сами виноваты, все из-за ваших грехов.

У церковного политического виктимблейдинга очень давняя история. Как тут не вспомнить наставления российских архипастырей перед Октябрьским переворотом 1917 г.:

«Народовластие всегда безответственно и является грехом, бунтом против Бога установок» (митрополит Петроградский Питирим).

«Монарх посвящается на власть Богом, - президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих, президент держится у власти в угоду толпе; монарх ведет верноподданных к Богу, президент отводит тех, кто выбрал его, от Бога» (митрополит Киевский Владимир Богоявленский).

Сторонники демократии "приписывают царскую и самодержавную власть народу, то есть рукам или ногам предоставляют должность головы; народ у них царствует мятежами, крамолами, разбоями, грабежами, поджогами ... Демократия - в аду, а на небе - Царство» (Иоанн Кронштадтский).

Извините, но не этих ли авторов книгами напичканы церковные лавки РПЦ? По ее представлениям, церковная вертикаль восхваляет именно монархию, где рожденные ползать летать не могут. Почему мы тогда удивляемся, что терен груш не родит? Но вот вдруг белорусы показали способность организовано протестовать без лидеров. Это означает одно: чего-чего, а монархического (как и анархического) сознания у этого народа нет. Это плохая новость для РПЦ.

Церковная карта бита?

Понимая, что не срабатывает даже ставка на трудовые коллективы госпредприятий, Лукашенко решил разыграть церковную карту. Мол, готовится провозглашение автокефалии Православной Церкви. Как показали события в Украине, религиозная конфронтация имеет очень широкий спектр поражения. Кто бы что ни говорил об автокефалии Белорусской Церкви, но эта идея еще не может похвастаться ни количеством горячих сторонников, ни историей автокефального движения. В принципе, в демократическом государстве можно обсуждать любые проекты, в том числе возможность предоставления белорусам автокефалии - это право на свободу слова. Но под боком - та самая «майданная» Украина, которая таки получила Томос для своей Церкви при всем скептицизме и сопротивлении. Поэтому почему бы не помахать перед Белорусским экзархатом РПЦ жупелом автокефалии, и таким образом мобилизовать и верующих, и священство, и перепуганный епископат на свою собственную поддержку? Ведь очевидно, что после выборов в БПЦ МП настроения радикально разошлись (в отличие от Украины, где УПЦ МП почти монолитно взлетела над политикой).

Для Русской Церкви автокефалия ее «провинций» - страшный сон, и ради недопущения собственного распада она готова дуть на воду, теряя адекватность в оценке угроз. Как российские ОМОНовцы хватают митингующих за брошенный в них пластиковый стаканчик, так и РПЦ судорожно отслеживает любое кривое слово, сказанное в ее сторону. Неадекватная оценка угроз порождает неадекватные средства защиты, которые, в свою очередь, порождают уже реальные проблемы.

Битый небитого везет

А теперь вспомним заявления спикеров УПЦ МП, что на них происходят гонения, сравнимые с 1937 годом, хотя речь идет о переходе общин в другую юрисдикцию и имущественных конфликтах. При этом у «гонимых» есть все возможности спамить суды и прокуратуру заявлениями о нарушении прав верующих и разжигании вражды. В отличие от искалеченных белорусов. Что ж, воистину: у кого суп на воде, у кого жемчуг жидковат. Что это, как верх цинизма и распад христианской личности?

На какую поддержку рассчитывает «гонимая» Церковь, которая не испытывает никакого сочувствия к людям, которые за участие в мирном протесте были подвергнуты пыткам? Наверное, потому, что имущественные интересы УПЦ МП - самая большая ее проблема? Или потому, что народ, который пытается мирным путем сменить власть, не желая «быць скотом» - люди второго сорта? Потому что скотом легче управлять?

УПЦ МП можно понять: открытую поддержку Лукашенко не примут в Украине, а сочувствие протестующим - в России. Высшей ценностью современного церковного руководства является стабильное положение собственной структуры, причем неважно, какая власть эту стабильность обеспечивает, и в какую цену это пир обходится гражданам.

Кажется, впервые Белорусский экзархат РПЦ оказался в состоянии турбулентности. И вероятно, его будет ждать судьба УПЦ МП, в которой сценарий симфонии с украинской властью не сложился. Когда Москва откровенно поддерживала Януковича - «единственная каноническая церковь» тоже поддерживала именно его. Когда Москва стала откровенно хейтить Порошенко, УПЦ МП начала судорожно искать поводы составить оппозицию «Петру-отступнику». Но явно хватили лишку: 90% этих «поводов» обществом уже воспринимается как неконтролируемая истерия, а сутяжничество за восстановление своих со всех сторон нарушенных прав - как кверулянтство (одно из проявлений психопатии). Что делать с нынешней украинской властью - Церковь не понимает. Ведь новый президент завел на высшие ступени слишком пеструю по идеологии и религиозности публику. Надежда на реванш «гонимой» церкви исчезает с каждым днем. А значит, в случае конфликта общества с властью придется либо делать трудный выбор, или снова включать «глушилку».

Похоже, что на постсоветском пространстве филиалы РПЦ выполняют миссию «охранителей» тех политических режимов, которые выгодны руководству России. «Нейтральная» риторика, по мнению РПЦ, дает право в случае победы «неправильной» стороны объявить самого себя единственной примиряющей силой, которая последовательно была «над схваткой».

На эту тему: Лукашенко пригрозив Литві та Польщи: ми їм покажемо, що таке санкції

***

Но верующим белорусам таки удалось напугать как Лукашенко, так и РПЦ. Миряне, священники и даже один епископ БПЦ принципиально возвысили свой голос за оппонентов «православного атеиста» Лукашенко. Именно они оказались вне политики - церковной. Их голос влился в ток голосов представителей других конфессий. Да и сам глава БПЦ митрополит Павел допустил роковую слабость, то поздравив Лукашенко с сомнительной победой, то отозвав поздравления, то опровергнув отзыв, то посетив избитых демонстрантов.

И это не на шутку разозлило Александра Лукашенко, который решил публично поставить на место непослушных пастырей и пригрозить им санкциями со стороны государства. Поэтому Священный Синод РПЦ решил не ждать усиления фронды и поспешно заменил ее руководителя. На его место назначен епископ, который ментально и административно похож на его украинского коллегу - митрополита Онуфрия. Человека, что называется, «с русским миром в голове». Это означает лишь одно: Путин и патриарх Кирилл сделали ставку на Лукашенко. А это означает лишь одно: в случае смены власти БПЦ будет ждать судьба УПЦ МП.

Татьяна Деркач,  опубликовано в издании  RISU.ua


На эту тему:

 

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]