В поисках Made in Ukraine
![Версия для печати Версия для печати](/sites/all/modules/print/icons/print_icon.gif)
![Фото:](https://argumentua.com/sites/default/files/imagecache/Full_tekst_600x/article/thumb_10405.1454514438.jpg)
«Сделано в Украине» — как украинка прожила год, покупая только местное. О том, как пробудить в соотечественниках дух патриотизма в кризисное время — интервью с журналистом и блогером Юлией Савостиной.
С Юлией я познакомилась во время пресс-тура в Италию. Невысокая улыбчивая девушка в стильном пальто и «нью бэленсах» все время проверяла почту на смартфоне и отвечала на письма. Оказалось, Юлия Савостина — известная украинская журналистка, телеведущая и блогер, которая в шестой раз подряд проводит в Киеве фестиваль Made in Ukraine, направленный на поддержку местных производителей.
Юля не любит хвастать своими достижениями. Но я не могла не попросить ее рассказать подробнее о проектах и о том, как пробудить в соотечественниках дух патриотизма в кризисное время.
— Юля, твой проект «В поисках Made in Ukraine» крайне интересен. В 2013-м ты объявила, что в течение всего года будешь пользоваться только товарами украинского происхождения, а по окончании эксперимента выпустила книгу. Это было трудно?
— Это было невероятно увлекательно. Мы как привыкли — если нужны зубная паста и щетка, идем в супермаркет и не задумываясь покупаем первые попавшиеся. А я шла в магазин, где обычно на нижних полках валялось что-то отечественное, читала этикетки, изучала интернет. Зубные щетки от харьковского производителя вообще пришлось купить оптом в количестве 1000 штук — это обошлось мне в 120 долларов — и пристроить 990 щеток друзьям. Это был такой годовой квест: как найти, как купить (а ведь многие наши производители в 2013 году прятались за иностранными названиями и не работали с конечным потребителем), как доставить и как понять, что этим безопасно пользоваться (это я о косметике). Сейчас, конечно, ситуация сильно изменилась и наши производители стараются подчеркивать, что они местные, украинские.
— Каких товаров в итоге ты не смогла найти? Чего не производят в Украине?
— На тот момент мне хотелось экзотической еды, которая прочно вошла в нашу жизнь — суши, апельсинов, красной икры (осетров — под черную — у нас выращивают). У нас нет важных мелочей, которых я бы и не заметила, если бы не эксперимент — женских гигиенических прокладок, жевательной резинки (сейчас уже запущен такой стартап).
— Какой изначально была цель проекта: показать, что страна может себя обеспечивать или помочь местным производителям выйти на рынок?
— У меня не было цели кому-то что-то доказать или помочь предпринимателям. Я в прошлом экономический журналист. Снимала сюжеты и писала о приватизации, смене собственников на крупнейших заводах, знала лично большинство красных директоров и понимала, что нам досталось в наследство после распада СССР. Мне как журналисту стало интересно: что же из всего этого еще функционирует? Эксперимент был формой подачи информации. Когда я начала писать и получать отзывы, тогда-то и ощутила ценность эксперимента для читателей. У нас как у нации к началу 2013 года сформировался мощнейший запрос на причины гордиться своей страной. Я эти причины, милые и приятные, находила. Ну а помощь предпринимателям так или иначе была. После каждого поста с указанием четырех-пяти производителей к ним на сайты приходили тысячи людей. Иногда за два-три дня скупался целый склад.
— Что ты открыла для себя во время эксперимента?
— Неожиданно для самой себя я осознала, что мы — страна, невероятно богатая на талантливых людей. У нас есть все, чтобы жить комфортно. Если же говорить о конкретных продуктах, то, конечно, меня удивили устричная ферма и ферма по разведению осетровых рыб, разведение черных кабанов для хамона и улиток для еды, плантации риса, фабрика музыкальных инструментов и фабрика кормов для домашних животных, и заброшенная чайная плантация в Закарпатье. Это самая северная точка на континенте, где растет чай.
— Как реагировали соотечественники? Следовали твоему примеру?
— Все произошло стремительно. Невероятные цифры читателей, подписчиков в Фейсбуке, люди присылали отзывы о том, как они поехали-позвонили-купили. Это было целое движение. Это заставило производителей шевелиться, улучшать сервис, увеличивать производство. Никто не оказался готовым к тому, что спрос со стороны потребителей будет расти. Многие читатели до сих пор пишут и благодарят за «любимую марку платья».
— За рубежом приходилось приостанавливать эксперимент?
— Я ездила в несколько командировок за границу, и, конечно же, я там ела и пила. Самой тяжелой была командировка в Италию, где моя подруга несколько дней предавалась шопингу. Я чуть не плакала.
— Как ты борешься с негативом в интернете? Слышали, что возможность комментирования на сайте delo.ua, где ты писала о ходе эксперимента, была закрыта из-за интернет-терроризма.
— Раньше я сталкивалась с негативом только во время интервью со мной как с телеведущей. Но потом было несколько интернет-атак, и атака на мой личный сайт конкретной группы людей, которые и не скрывали своей причастности.
С негативом вряд ли нужно бороться. В Фейсбуке я хорошо освоила кнопку «block», потому что хоть я и публичное лицо, это не повод терпеть хамство. На сайте Savostina.com в момент атаки мы просто закрыли возможность комментировать и слать личные сообщения. А вообще — как только ты начинаешь работать и писать что-то для широкого круга читателей, надо быть готовой к тому, что кому-то это не понравится и у этого «кого-то» будет свободное время и внутренняя боль, заставляющие написать тебе гадость. Не надо принимать это на свой счет. Такие люди пишут себе о себе же, вот и все.
— Ты сравнивала местную продукцию с иностранными аналогами. Предлагали ли люди деньги, чтобы о них написали хорошо или по-особенному?
— Статьи в блоге строились таким образом — я решала какую-то задачу. Например, мне нужно было подобрать шампунь. Я шла и покупала три-четыре вида от разных производителей, тех, что могла найти. Пробовала их и писала отзывы. Иногда еще дописывала «а есть еще вот такое, попробуйте, но найти на полке в магазине или заказать через интернет я не смогла». Я покупала все на собственные деньги. И поскольку мой уровень жизни довольно высок, мне не надо было искать продукцию подешевле. Я просто покупала-доставала то, что находила, и писала о том, чем действительно можно пользоваться и что не стыдно рекомендовать. Очень быстро стало понятно, что «купить» такой материал и мой отзыв невозможно. Ни одна статья за год эксперимента не была проплачена. Да, сейчас в блоге есть PR-материалы, но только о той продукции, в чьем качестве я уверена. И фотографии я использую только собственного фотографа, они сделаны в стилистике блога и соответствуют моему пониманию прекрасного.
— Как ты относишься к заказным материалам и к тому, что блогерам платят деньги за положительные отзывы?
— Это нормальная практика. Если PR-материал не перечит направлению блога, а продукция действительно нравится блогеру, почему бы не зарабатывать на этом? Вопрос в другом: нужно ли публиковать пресс-релизы за деньги? Когда компания-заказчик диктует, что писать. Ответ, наверное, отрицательный. Потому что такая заказуха очевидна и убивает доверие читателя.
— Несколько лет назад были очень популярны fashion-блогеры. Какие сейчас тренды в блогинге? Как можно выделиться среди тысячи других?
— Тут диктую не я, а мировая индустрия. Популярна по-прежнему мода (причем чем моложе блогер, тем лучше, а если блог еще и на Youtube, так вообще прекрасно). В тренде саморазвитие, еда, фотоблоги с большим количеством качественных авторских фото. Выделиться в блогинге можно только одним — писать о том, что важно конкретно тебе. Ведь читатель идет от журнала/информационного сайта в блог ради нескольких вещей — прочитать о личном опыте конкретного живого человека, зарядиться эмоциями и примерить это на себя. Фальшь и натянутость в блоге — самое ужасное, что может быть.
— В творческой среде нередка ситуация, когда люди работают по бартеру ...
— Мое мнение однозначно: работа должна оплачиваться. Я пришла в блогинг из журналистики, писать — моя основная профессия. Я веду блог о том, что мне интересно, и это мой выбор. Но если кому-то хочется рассказать о себе/бизнесе/продукте на моей площадке, это называется реклама, в какой бы форме она ни подавалась. За рекламу платят деньги исходя из установленной цены. По бартеру я могу поработать только с отдельными дизайнерами, чьи платья я и так покупаю за деньги.
— Сейчас ты организуешь фестиваль Made in Ukraine, на котором местные производители представляют свои товары. Сколько человек и усилий нужно для подготовки такого масштабного мероприятия?
В фестивале участвуют около 300 производителей, то есть минимум 1000 людей на площадке. Посещают его 30-40 тысяч человек за два дня. Проходит фестиваль на одной из центральных площадей столицы. Все организовывает команда из девяти человек: исполнительный директор, технический менеджер, два администратора, электрик, бухгалтер, арт-директор, флорист и PR-менеджер. У каждого есть подрядчики или ассистенты.
— Как ты организуешь работу во время фестиваля?
— Во время первого фестиваля я почти все делала сама: обзванивала и приглашала производителей, контролировала декораторов. Мне помогали два человека. Сейчас я только задаю основное направление каждой выставки и смотрю за расстановкой производителей на площадке. От этого зависит, насколько посетителям будет удобно. Остальное делает команда. В сентябре пришлось вспомнить юность и выйти на сцену, чтобы объявить исполнителей. Как-то не подумала о том, что надо нанять ведущего на концертную программу.
— Ты работаешь с 14 лет. Всегда была нацелена на карьеру?
— Так сложились обстоятельства: чтобы выжить, я была вынуждена работать. Мне повезло, что я работала по профессии и не пришлось быть, например, официанткой. Я начала в театральной труппе — исполняла второстепенные роли, а потом пришла на областное телевидение. В 16 лет переехала в Киев и начала работать на ТВ. Дальше делала только то, что нравилось.
— Можешь сказать, что добилась всего, чего хотела?
— У меня нет такого параметра «добиться», он не прописан в голове. Я долго шла к тому, чтобы не работать, а заниматься тем, что приносит удовольствие. Я счастлива от того, что занимаюсь любимым делом и оно приносит пользу моей стране. У меня масса новых идей, несколько новых проектов и есть силы на их реализацию. Надеюсь, у нас больше не будет войны и мне удастся их воплотить.
—
Марина Шарипова, опубликовано на сайте Look.tm
В тему:
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 18:05
- Юрій Касьянов: Буде сказано багато страшних речей
- 17:10
- Тарас Загородній: Ну мені нравиця, як воно горить, люди бігають, суєтяться ... Про ЄС і США
- 16:54
- Україна вже отримала майже 70 винищувачів F-16 - Le Monde
- 15:45
- В Мінагрополітики радіють, що агрохолдинг уряду Саудівської Аравії вже контролює 200 тисяч га землі в Україні, а буде ще більше
- 14:14
- Зеленський непереконливо заперечує зрадницький "Оман-2": Україна нічого не знала про перемовини РФ і США у Саудівській Аравії і не визнаватиме їх
- 13:35
- Рейтинг Зеленського обвалився до 15,9% - ЗМІ
- 12:38
- ЗСУ вразили Ільський НПЗ і станцію «Кропоткінська»
- 12:27
- Порошенко доказово розповів про дегенерацію влади Зеленського, яка жене Україну до катастрофи
- 10:23
- На Буковині вчора 4 громади перейшли від упц мп до ПЦУ
- 09:34
- Вибори в Україні готуються на 26 жовтня, - Порошенко
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.