Владимир Вьятрович: Майдан - это абсолютная Запорожская Сечь XXI века

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:   Владимир Вьятрович

«Отсутствие лидера на Майдане — это не историческое проклятие, а украинское свободолюбие, граничащее с анархией. Порой украинское свободолюбие превращается в анархию, и этого свободолюбия может быть много, но это огромный потенциал, который нужно использовать для развития современной Украины.»

Поймать Владимира Вьятровича на несколько слов для прессы — дело не из легких. Историк и общественный активист является одним из самых узнаваемых лиц Майдана, а также одним из наиболее активных участников Общественного сектора Евромайдана. Сейчас Вьятрович активно участвует в судебном процессе «Народ Украины против главы МВД Виталия Захарченко».

Однако  журналисты беседовали с Владимиром Вьятровичем не об этом: ни слова об Общественном секторе Майдана или суде над министром. Владимир Вьятрович известен в Украине, прежде всего, как историк и исследователь украинского освободительного движения. «Погляд» решил расспросить Вьятровича о Майдане и исторических аналогиях, о Запорожской Сечи и УПА, а также об уроках истории для современных революционеров.

— Вызывает ли Майдан у вас определенные исторические аналогии? Если да, то какие?

— Об этом уже было неоднократно сказано, и я повторюсь: Майдан — это современная форма Запорожской Сечи. Майдан имеет все признаки Сечи: это и собственное войско, и своя церковь, и инфраструктура, которая обеспечивала функционирование формирования. Не забывайте, что Сечь также была местом, куда периодически убегали все, кто хотел бороться за свободу. Поэтому Майдан — это абсолютная Запорожская Сечь XXI века.

Если говорить о том, что люди остаются на Майдане как более безопасном для себя месте, то это, опять же, вызывает аналогии с Запорожской Сечью. Люди, которые поднимались для борьбы за свободу, наиболее безопасно могли себя чувствовать только на Сечи. О репрессиях, которые сейчас разворачиваются: это беспрецедентный уровень, когда людей убивают, похищают, пытают. Такого не было даже в последние годы правления советской власти. Это можно сравнить только с СССР 30-40 годов ХХ века. Это репрессии худшего советского образца.

В тему: Лидера Автомайдана Булатова жестоко пытали. Фото

— Несмотря на яркие аналогии Майдана и Запорожской Сечи, наиболее популярной среди майдановцев остается риторика и тематика УПА, не так ли?

— Борьба, которая продолжается на Майдане, — это продолжение национально-освободительной борьбы, которая продолжались в течение всего ХХ века. Поэтому сейчас так популярны лозунги освободительной борьбы, которые часто использовали в ХХ веке, имею в виду приветствие «Слава Украине! Героям слава». Также мы видим на Майдане много как сине-желтых флагов и флагов Евросоюза, так и красно-черных флагов УПА. Очевидным показателем того, что Майдан равняется на УПА, является огромная популярность повстанческих песен.

— Во время своей борьбы УПА использовала очень яркие плакаты и агитки. Сегодня на Майдане количество страйкплакатов, открыток и фотожаб разрослось до огромной коллекции.

— Агитационная борьба УПА продолжалась параллельно с вооруженной борьбой, поэтому широко выпускали и распространяли листовки и плакаты с призывами вливаться в ряды УПА, распространяли подпольные газеты. То же происходит сегодня на Майдане, где посредством плакатов и открыток агитируют в поддержку Майдана. Но следует понимать, что борьба украинских повстанцев происходила в круговороте войны. Повстанцы начали бороться, когда вокруг уже шла война, поэтому их борьба не могла быть безоружной. В современной Украине нынешняя ситуация не является войной, это жестокое противостояние, но не война. Также, на мой Погляд, среди майдановцев доминируют ненасильственные методы борьбы.

— Создание на Майдане женской сотни, которая вызвала столько споров, напоминает нам о Елене Степановне, первой женщине-офицере в составе УГА.

— Да, но это не самый древний пример. Украинские женщины всегда были достаточно воинственными и стали одними из первых в европейской истории, которые были старшинами и офицерами в армии, среди них и Елена Степановна. Также мы можем вспомнить следующий период истории — это освободительное движение 1940-50-х годов, когда женщины тоже активно участвовали в боевых действиях. Можно сказать, что создание Женской сотни на Майдане, — это продолжение естественного исторического процесса.

В тему: Монета, Лада, Христя и другие. Украинки — Рыцари орденов УПА

— По вашему мнению, Майдан — это продолжение исторических стремлений украинцев или все-таки оригинальная и самобытная вещь в истории Украины?

— И первое, и второе. Евромайдан является продолжением борьбы, потому что это борьба не только против Януковича, это борьба за дальнейшее демократическое развитие, борьба за освобождение Украины от влияния России. С одной стороны — это продолжение того, что происходило в Украине в течение ХХ века, с другой — на Майдане есть много новых форм протеста, ненасильственных методов борьбы. Необычайная активность и производительность социальных сетей является этому ярким подтверждением.

— Какие уроки истории должны изучить участники Майдана, несмотря на предыдущий исторический опыт?

— Наибольший урок истории заключается в том, что история никогда не повторяется. Попытки повторить определенный исторический опыт сегодня будут очень неверными — повторить на Майдане события середины 1940-х годов или даже повторить Майдан 2004 года — это будет неправильно. Ситуация постоянно меняется. Каждый раз, помня предыдущий исторический опыт, нужно быть готовым к новым формам борьбы.

В тему: Если Майдан сделать Конституциональным органом — версия Подеревянского

— Относительно уроков истории, уже затертой выглядит фраза об отсутствии у украинцев лидера, мол, «на два господина три гетмана».

— Очевидно, что в нынешней ситуации Движение Сопротивления развивалось более динамично, если бы был человек, который смог бы возглавить это движение и взять за него ответственность. Однако если такого человека нет, не верю, что его можно просто назначить. Если лидер до сих пор не появился, то его, скорее всего, скоро и не будет. Но также следует понимать и то, что мы живем в новейшей эпохе, которая предусматривает построение организаций и движений, которые могут слаженно действовать и без единого лидера, или по принципу многолидерности. В этом нет никакого исторического проклятия, когда говорят, что у украинцев на два пана три гетмана. По моему мнению, это создает дополнительные возможности для реализации украинцев.

— Возможно это шаг к созданию общества свободных людей, о котором так много говорят в Европе?

— Неотъемлемый элемент менталитета украинцев, что отличает украинцев от русских, — это свободолюбие. Порой украинское свободолюбие превращается в анархию, и этого свободолюбия может быть много, но это огромный потенциал, который нужно использовать для развития современной Украины.

Фото: Facebook / Владимир Вьятрович

Галина Чоп, опубликовано в издании  Погляд

Перевод: «Аргумент»


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]