Черный Фейсбук

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:

Как ведутся войны компроматов в соцсетях и сколько это стоит.

В Фейсбуке за чуть ли не за каждой волной массового возмущения или восторга стоят специалисты, получившие заказ. И эти специалисты воюют с другими специалистами. Битвы могут вестись и между финансово-промышленно-политическими группами, и между владельцами двух конкурирующих кафе. Мы же только удивленно наблюдаем за очередным «срачем», который неизвестно откуда возник и совершенно неожиданно погас.

Вот известный блоггер или фейсбукер второго-третьего эшелона пишет гневное сообщение по поводу плохого сервиса одной из почтовых компаний. Сообщение подхватывается народом и шерится везде, где только можно. При этом, мало кто, кроме адресатов, анализирует бот-аккаунты, которые приобщаются к репосту у себя на пабликах и в группах.

В конце концов, сообщение превращается в новость какого-нибудь интернет медиа. Некоторые из них пасутся в социальных сетях, потому что часто имеют дефицит информационных поводов, особенно в уик-энды.

Простые люди читают об очередной лаже "своего" почтовика и идут к конкуренту. Автор поста почти всегда добивается своих задекларированных требований (например, возмещение убытков). Жертва этого черного пиара и кумулятивного эффекта от ряда (одной всегда мало) таких атак может почувствовать уменьшение своих доходов. А заказчик, выложив несколько сотен долларов за эпизод, получает прирост клиентуры. После пары-тройки подобных нападений жертва нанимает специалистов и готовит "атветочку".

Чьих ручек дело?

После скандалов, разгоревшихся в США по поводу влияния российских ФБ-троллей на выборы американского президента, Фейсбук все сильнее борется с всякого рода ботами и троллями. А выращивание ботоферм в Фейсбуке никогда не прекращалось. У каждой SMM-конторы (SMM - это Social Media Marketing, или Маркетинг социальных сетей: так называют специалистов или организации, специализирующихся на продвижении сообщений в соцсетях) она своя.

Администрация Фейсбук ввела новый способ идентификации подозрительных аккаунтов - загрузка фотографии-портрета. Соцсеть просит человека показать еще одну свою фотографию для сравнения, но редко у кого из ботоводов таковые имеются для их фейковых аккаунтов. Это изрядно осложняет одновременное ведение многих аккаунтов. Приходится придумывать новые методы.

В тему: Как это сделано: информационный фастфуд

Одновременно с этим, последние несколько лет интенсивно ведется работа по совершенствованию способов бана оппонента. И если раньше убрать неудобное фото мог даже ленивый, просто выполнив инструкцию по пункту "пожаловаться", то сейчас это уже взрослый бизнес, для которого нужны профессиональные навыки и инструменты. Например, собственный "старый" рекламный кабинет и, соответственно, фб-аккаунты с историей.

Кроме того, необходимо знать, на что сильнее и на что слабее реагируют модераторы ФБ - а такие знания можно получить только эмпирическим путем. К тому же, необходимо ПОСТОЯННО с этими опциями экспериментировать и обновлять знания.

Банили многих и из разных лагерей - и Лещенко, и Филатова, и Малуху, и Монтян, и Трегубова, и Петрова, и др. Обычной практикой топовых фейсбукеров стало наличие запасного аккаунта, на котором можно перекантоваться, пока не освободят из интернет-тюрьмы основной профиль.

Нужно сказать, что, с одной стороны, атаковать гораздо легче и дешевле, чем защищаться, а с другой - с каждым днем пользователи все больше наращивают "толстую кожу" и все меньше верят сообщениям в соцсетях. И теперь то, что раньше ими принималось за живое, уже не действует. Но если подействовало, то для нивелирования одного условного негативного материала человеку, который чистит пиар-образ своего клиента, придется о нем создать минимум четыре эквивалентных, но уже положительных (или ложноотрицательных) продукта.

Фрагмент обложки издания The Economist. Надпись "Социальные медиа - это угроза демократии"

Услуги черного рынка

Существует широкий перечень работ черных эсээмщиков, которые обычно в бизнесе работают на должностях специалистов по антикризисному пиару, конкурентной разведке или SERM (Search Engine Reputation Management, или деятельность по очистке сетевой репутации заказчика на стыке SMM, PR, SEO).

По полю деятельности эти услуги можно разделить на работу в традиционном интернете и деятельность только в социальных сетях.

Цель одна: если говорить просто, заставить оппонента страдать - или теряя деньги, перспективы развития или клиентуру; или, читая о себе ложь / неудобную правду, или просто не давая ему работать. Если кампания полноценная и длинная, то может идти речь о тысячах долларов.

В соцсетях дешевыми являются одноразовые услуги, которые не выходят за виртуальные границы. Это создание и посев (seeding) фотожаб (карикатурных коллажей) или текстов - от $200 за пакет (цена без агентской комиссии); распространение гипперссылки на джинсу и чернуху - от $300 за пакет.

Атака троллей на ресурсы оппонента - $1/комментарий; работа с топовыми фейсбукерами по донесению какой-нибудь информации широкой общественности - между $50 и $100 за текст с вашими тезисами (посредник получает агентскую комиссию 10-25% от суммы); уборка неудобного контента путем блокирования записей, фотографий или даже целых профилей и т. д. - цена договорная. В последнем случае оплата обычно производится по факту: мы вам список сделанного со скриншотами, вы нам - денежные переводы.

В тему: Российская дезинформация мирового масштаба

Дороже - услуги «на абонентской плате»: например, регулярные атаки троллей на конкретных персонажей нашей общественной жизни; “закошмаривание” профилей частных лиц, которые имели несчастье быть топ-менеджерами врага твоего клиента; работа в комментариях под записями твоего клиента против троллей (это уже не атака, а защита); массовое снижение оценок Reviews на фб странице твоего бизнеса - когда тролли ставят "единицу" на оценках бизнес-страницы в Фейсбуке.

Далее по цене комбинированные SMM и не-SMM услуги. Здесь речь идет как о влиянии в соцсетях, так и вне их в интернете, в частности, о влиянии на поисковую выдачу Google. Здесь вам и создание анонимных чернушных веб-сайтов (например, "Дубовой, "Українська Кривда», "Оберіг Слоссера"), и накручивание показателей (фейковые лайки, шеры, комментарии с помощью сервисов вроде SMMlaba) для поднятия вверх негативных материалов в списке поисковика Гугл по тому или иному запросу. На иллюстрации с Дубовым видно, что половина из топ-4 выдачи является чернухой.

Пример того, как стараниями специалистов, которые называются SEO, Google выдает на первой странице своего поисковика сайт, созданный с целью дискредитации человека

Еще дороже акции, которые сочетаются я с каким-то действиями офлайн. И здесь уже интернет - лишь одно из звеньев кампании. Ярким и довольно свежим примером является провокация к драке председателя ГПК Виталия Шабунина.

Идеологи сетевой герильи

Обычно люди (и пиарщики, и дизайнеры) долго такими вещами не занимаются - не более трех лет. Сказывается моральная усталость от ежедневной грязи.

Все производственное звено выглядит следующим образом. Доверенное лицо заказчика связывается с надежным подрядчиком. Привлекаются технологи вроде Дмитрия Раимова (рассказывал о своем прошлом на лекциях), или телепродюсера Владимира Петрова, или пиарщика Сергея Дидковского, или технолога Сергея Гайдая и тому подобное. Вместе стороны вырабатывают стратегию и алгоритм кампании.

Передается аванс - как правило, конверт с долларами, - и начинается работа под чутким кураторством гуру гуманитарных технологий. Подрядчик формирует в штатном режиме рабочую группу из райтеров, дизайнеров, эсэмэмщиков и специалистов по продвижению контента. Первые по тезисам создают тексты, вторые - "визуалку", третьи готовят это все для Сети, а четвертые договариваются о размещении заказух на нужных площадках, начиная с любых СМИ и заканчивая группами в "Одноклассниках". Цены составляют от пятидесяти долларов за новость в мелком интернет-издании - до десятков тысяч долларов на телевидении.

Контент согласован, сценарии написаны, а площадки проплачены - и машина запускается: в десятках групп, пабликов и под сообщениями почтенных лидеров общественного мнения начинают свой хоровод тролеводы, задачей которых является прекращение любого сопротивления со стороны жертв атаки. Все действия тщательно документируются и передаются заказчику.

Украина - большое село. Поэтому все друг друга знают, а, следовательно, и в курсе того, кто почем кому что-то сделал. Конечно, на выборах спрос на таких специалистов значительно возрастает в несколько раз. По моим наблюдениям, существует где-то три десятка команд по черному пиару. Некоторые имеют свою специализацию. За свою десятилетнюю практику работы в касающихся этой сферы мне пришлось проработать минимум полдюжины таких неформальных бригад. Еще о работе такоже же числа я слышал или видел их результаты.

Теоретически существуют неписаные правила: не работать непосредственно против коллег-технологов, только против объекта заказа. И не работать против своего государства. Впрочем, насколько сами они придерживаются этих принципов, оценить нельзя. Из России может идти заказ на дискредитацию или продвижения какого-то украинского политика через посредника.

Заказчики тоже бывают очень разными. И хотя рынок не настолько поделен, как лоббизм в США образца 1990-х, когда фирма была или республиканская, или демократическая (сейчас многие - bipartisan), но определенное разделение все же существует.

В тему: Травля. Как тролли год атаковали финскую журналистку, писавшую о русской пропаганде

Нечасто у бывших регионалов и условных проукраинских совпадают кандидатуры технологов. Впрочем, нередко одна и та же команда одновременно может работать на разные стороны конфликта, да еще так, что в финале все удачно задокументировано и все всем довольны. Это происходит на уровне суб-подряда, когда, например, нужно срочно нанять каких-нибудь тролеводов.

Если не касаться политики и разовых бизнес-конфликтов, то черными технологиями активно пользуются на банковском, разработческих и аграрном рынках, то есть там, где есть высокий уровень конкуренции. Также нередко войны затевают между собой местные элиты. Отдельную категорию в данной области составляют те, кто работает на Кремль - собственно, российское Ольгино, украинские медведчуковцы, нередко - бывшие регионалы.

Что будет в 2018 году? Гораздо активнее начнут использовать Twitter, зато забудут ОК и еще больше уменьшат работу в VK. Продолжат свое активное развитие Viber и Telegram, первый в качестве низового коммуникации социальных групп, второй - как тематические каналы на любой вкус. Бюджеты на черные технологии имеют тенденцию к росту, особенно когда на носу следующие выборы.

Сергей Климович, опубликовано в издании ТЕКСТИ

Перевод: Аргумент


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]