«Что, офигенный националист?» Кто и почему жестоко избивает общественных активистов Киева

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Кто и почему жестоко избивает общественных активистов Киева

С начала мая на общественных активистов — партийных и беспартийных — было совершено целый ряд жестоких нападений.  Заказчикам бандитских расправ не стоит мечтать о спокойной старости на свободе.

В ночь на 25 мая, когда город отдыхал после насыщенного событиями Дня Киева, около дома своих родителей был жестоко избит активист Гостиного двора Евгений Парфенов. Он как раз разговаривал по телефону с другом, когда к нему подошли шестеро парней крепкого спортивного телосложения, то есть актуальной в настоящее время «антифашистской» внешности, и спросили: «Что, офигенный националист?»

Парень ответил: «Да» — и получил удар в лицо. После этого парни начали его жестоко бить. Результат — у Евгения две трещины в черепе, сотрясение мозга, сломанная челюсть и порезанная рука. Также парень не видит левым глазом.

Примечательно, что это не первый подобный случай: с начала мая на общественных активистов — партийных и беспартийных — было совершено целый ряд жестоких нападений. 4 мая около своего дома спортивными парнями был побит Владимир Назаренко, председатель молодежной свободовской организации Соломенского района (Киева - “А”). 10 мая начинается преследование Андрея Медведько, также свободовца.

Ему поступают угрозы. 13 мая общественный активист Евгений Мацько оказался в больнице с трещинами черепа. Нападавшие били кастетами. В этот же день побили брата свободовца Евгения Карася — Владимира Карася. Три «спортсмена» с кастетами бьют его прямо под дверями его же квартиры, а после избиения спрашивают: «Ну что, походил на акции?» Результат: трещины черепа, дыра в черепе, две сломанных челюсти, несколько смещений костей, иссеченное лицо...

И вот 25 мая совершенно нападение на Евгения Парфенова, а некоторые другие активисты получили очередную порцию угроз. «Я не раз получала угрозы. Буквально два дня назад на дверях нашла записку «Доиграешься». А до того был звонок маме в три ночи, что я на смерть разбилась. А перед этим милиция приехала к моей подруге и расспрашивала, кто я такая и чем живу, — рассказывает «Дню» Тамара Шевчук, одна из активисток в защиту Гостиного двора (беспартийная), подруга побитого Евгения Парфенова.

— Я не обращаюсь в милицию, потому что это дело будет висеть там — и не более того. Если уже есть избиение и милиция ничего не делает, то здесь тем более ничего не будет делать!» Наш разговор с Тамарой происходит сразу же после того, как активистка сняла видео с камер наблюдения около «Сільпо», где и был побит Евгений. «Мы параллельно сами проводим расследование, потому что милиция абсолютно ничего не делает», — говорит Тамара. 

Некий В. Ильченко - руководитель группы боевиков, выслеживавших и нападавших на активистов “Свободы” в Киеве. По утверждению потерпевших, бандиты технически прекрасно оснащены (рации скрытого ношения, автотранспорт) и демонстрировали милицейские навыки наружного наблюдения (слежки).

В тему: Активистов «Свободы» в Киеве калечат уголовники с милицейской подготовкой и повадками. ФОТО

«Прошло две неделе, а реакции - ноль»

На прошлой неделе народный депутат от партии ВО «Свобода» Андрей Ильенко (среди пострадавших большинство — свободовцы) поставил министру внутренних дел Виталию Захарченко в ВР вопрос по поводу избиения неизвестными активистов. На что министр очень лаконично ответил: «Проводятся следственные действия» — и никаких деталей.

«Когда готовилось нападение на активиста Андрея Медведько нам удалось устроить «охоту на охотников» и захватить их врасплох, снять их на видео. После этого были сделаны соответствующие заявления в милицию. Это видео, кстати, есть в интернете. Я лично встречался с генеральным прокурором и министром МВД, направил им свое обращение. Но прошло уже почти две недели — и реакции ноль. Никто не пытается искать нападавших, что наталкивает на мысль, что их крышует милиция», — рассказал «Дню» народный депутат от партии ВО «Свобода» Андрей Ильенко.

Свое мнение о возможной взаимосвязи нападавших и правоохранительных органов, пан Ильенко подкрепляет замечанием о продуманной организации нападений. «Людей выслеживают, прослушивают их телефоны, полностью отслеживают их маршруты передвижения, а затем в подъезде дома нападают из-за спины, бьют кастетами по голове, говорят: «Ты больше на акции ходить не будешь».

Эта агрессивная кампания началась в начале мая, и уже совокупно произошло до десяти нападений. Нападают преимущественно на свободовцев и простых общественных активистов. Иногда нападают на людей, которые уже несколько лет как отошли от активной деятельности.

Мы уверены, что это так или иначе связано с правоохранительными органами, с их базами данных. Это все настолько вызывающе — с использованием кастетов, рации, видеорегистраторов высокого качества, спецсредств и тому подобное, что очевидно требует профессиональной координации», — говорит нардеп.

В свою очередь, правозащитник, председатель правления Украинского Хельсинского союза по правам человека, сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров считает, что госорганы должны как-то отреагировать на все это, иначе ситуация выглядит по меньшей мере странно. «Должна быть реакция государственных органов на это, а все выглядит так, как будто они фактически в заговоре с теми, кто нанимает и организует избиение», — говорит в разговоре с «Днем» пан Захаров.

Игнорирование милицией и государственными органами ситуации с нападениями на активистов может привести к крайне негативным последствиям, уверен правозащитник: «Это (нападения. — Ред.) можно квалифицировать как преступление на почве ненависти. Это очень серьезное преступление и милиция должна его расследовать. И это абсолютно ненормальная ситуация, когда она этого фактически не делает.

Опыт последнего времени показывает, что правоохранительные органы не очень уж спешат этим заниматься. С другой стороны, молодого человека, побившего журналистов, уже отпустили. Милиция снисходительно к этому относится — и это плохо. Это приведет только к тому, что люди, видя, что не действует сила права, будут полагаться на право силы».

Репрессии, месть или случайность?

«Мне кажется, этот процесс был запущен после так называемого «инцидента со снежками». После него, очевидно, было решено всех «буйных» приструнить. Это первая версия, которая приходит в голову. После массового учета всех активных граждан, из них выделяют актив — наиболее радикальный — и осуществляют на него давление», — рассуждает над возможными причинами внезапной и крайне агрессивной кампании против активистов защитник Гостиного двора, инициатор ОИ «Збережи Старий Київ» Игорь Луценко.

В то же время Евгений Захаров считает преждевременным называть эти нападения репрессиями, по крайней мере, пока нет доказательств: «Когда говорят о репрессиях, то имеют в виду, что они идут со стороны государства. Для того, чтобы утверждать, что это действительно со стороны государства, нужно иметь соответствующие доказательства.

Пока что таких доказательств не видно, и я думаю, что такие утверждения преждевременны. Это, скорее, похожее на то, что есть в Гостином дворе: есть две стороны конфликта — застройщик и протестующие. Похоже на то, что застройщик просто нанимает молодых людей, чтобы они при помощи избиения заставили прекратить сопротивление этому застройщику».

Но, например, Тамара Шевчук говорит, что нападения были совершены также на активистов, которые не имели никакого отношения к Гостиному двору, а значит, не мешали застройщику, а были просто «политически активными людьми Киева». Активистка говорит, что не имеет никакого понятия о причинах этих нападений, хотя сначала также склонялась к теории о «инциденте со снежками» и мести.

Страшные вещи, которые... не волнуют общество?

Несмотря на дерзкие нападения на общественных активистов, жестокие избиения и запугивание, — все это не приобрело огласки ни в СМИ, ни — что особенно удивляет — в социальных сетях. И это, в свою очередь, не спровоцировало надлежащего общественного давления на МВД и прокуратуру.

Конечно, свою роль сыграли события 18 мая, которые просто перетянули на себя общественное внимание, а также то, что избиение активистов происходило в выходные и праздники, когда люди объективно меньше смотрели и читали новости. Но, кроме того, эти акции были хорошо продуманными. «Все эти нападения были спланированы так, чтобы вызвать наименьший общественный резонанс.

Они были максимально замаскированы под какие-то посторонние вещи — якобы бытовые, хулиганские нападения, нападения коллекторов. Каждый раз это было что-то новое — так, чтобы это не выглядело спланированным террором, хотя в действительности оно таким и является. Во-вторых, параллельно с нападениями происходили громкие вещи, как события 18 мая и нападения на журналистов — и они оттеняют нападения на обычных активистов», — уверен Игорь Луценко.

А вот Тамара Шевчук видит причину в общественной усталости. «Люди уже настолько разочаровались в этом всем, что им уже просто это неинтересно. Все знают, что у нас такие вещи случаются и уже не обращают на них внимания», — говорит активистка.

В тему: Министр внутренних дел Украины - лжец

Но здесь открытым остается вопрос, почему политические круги, в частности оппозиционные, так вяло отреагировали на факт избиения общественных активистов. Кроме ВО «Свобода», ни одна оппозиционная сила пока никак не отреагировала на это. «Часть этих активистов является партийной, и за партийных активистов уже было заявление. А те, кто беспартийные, выходит, менее важны для оппозиции, чтоб делать заявления?

Кроме того, оппозиция никак не связана с полевым активом, то зачем депутатам делать какие-то заявления — они этих людей не знают. Это, по-моему, проблема виртуальности политики», — подытоживает Луценко.

Комментарий

Остап Крывдык, политолог, активист: 

«Здесь тема шире, чем кажется сначала. Первое — это вопрос, как выглядит современная украинская антирежимная борьба. Ее стиль до конца не определен (на Оранжевой революции, например, это было четкое ненасилие). Впрочем, вспоминая ситуацию вокруг БТР, насилие — присутствует. Второе — стиль борьбы прямо зависит от стиля действий власти. Поскольку власть и криминальные круги связаны, то, как по мне, эти избиения являются «ударом на опережение».

Следовательно, оппозиция в целом не смогла сдержать стиль ВО «Свобода», который не отрицает применения силы, а в риторике даже прямо поощряется. Власть же, со своей стороны, не готова ни к компромиссу, ни к применению более тонких методов управления ситуацией. Поэтому эти две силы ведут конфликт в насильственное русло. И победит, конечно же, власть, у которой есть легитимное право на насилие.

Нападения на активистов открывают трагическую «нормальность»: прав тот, кто бьет сильнее. Более того, способность физически защитить себя становится необходимостью выживания.

В тему: «Вадик Румын» как оплот Януковича

Почему ситуация не получила резонанс? Активисты и обычные обыватели — это люди очень разных миров. У них — разные ценности (то, на что они тратят свое время, талант, другие ресурсы), разные круги общения. Украинские активисты (и я в их числе) — достаточно маргинальное сообщество, это «остроконечники» в борьбе с «тупоконечниками».

Поэтому их избиение не резонирует — в том числе и в информационном пространстве. Маразматическим является то, что они «не важны» и «не интересны» — хотя на них тестируют то, что будет потом образцово-показательно применяться к каждому, кто хоть немного отвратит нос от «нормального» направления.»

Мария Семенченко, опубликовано в газете «День»


В тему:

 


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]