Паспортная агрессия Кремля: США и Европе следует делать намного больше

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Автор малюнку Сергій Йолкін / DW

Учитывая репутацию России, ее новые усилия по паспортизации Украины нельзя игнорировать. Далеко не случайно Путин объявил о планах ускоренного предоставления гражданства украинцам, проживающим в восточном регионе Донбасс, спустя всего четыре дня после избрания этой страной неожиданного кандидата — Владимира Зеленского — своим президентом.

24 апреля президент России  Путин подписал указ, предоставляющий возможность получения российских паспортов жителям районов Донецкой и Луганской областей на востоке Украине, которые контролируются пророссийскими сепаратистами.

Кремль заявляет, что это чисто гуманитарный жест. Но на самом деле это часть долгосрочной стратегии по укреплению контроля над восточной Украиной, а потенциально и над другими частями страны, если судить по российским заявлениям о потенциальном введении «упрощенной процедуры получения гражданства» для всех украинцев.

Россия давно использует гражданство и паспорта для расширения своего влияния. Я описала этот процесс в книге «Не только Крым: Новая Российская империя». Обычно он начинается с использования инструментов мягкой силы и гуманитарного взаимодействия. Затем перерастает в политику в отношении соотечественников, нацеленную на консолидацию и «русификацию» русскоговорящих за рубежом, а также в информационную войну. «Паспортизация» — пятый этап в этом процессе, за которым следует защита населения и, наконец, аннексия территории.

Большинство стран используют свои консульские службы для привлечения туристов, содействия культурному и образовательному обмену, управлению экономической миграцией, но Россия пользуется ими для продвижения своих интересов в сфере безопасности, а также территориальных амбиций. С начала 1990-х годов Россия стремится к тому, чтобы у российской диаспоры в бывших советских государствах было двойное гражданство. Она занимается «паспортизацией» отдельных регионов за пределами границ страны, которые населены русскоговорящими, причем делает это зачастую в нарушение законов этих стран и международных норм.

После того как российский закон о гражданстве 2002 года упростил для любых граждан стран бывшего СССР процедуру получения российского гражданства, Кремль начал кампанию по вручению российских паспортов жителям грузинских регионов Абхазия и Южная Осетия. Российское консульство в Симферополе агрессивно выдавало российские паспорта в Крыму в годы, предшествовавшие аннексии полуострова в 2014-м. Эту миссию поддерживал Конгресс русских общин — общественно-политическая организация, которая была инициатором процесса паспортизации в Абхазии после 2002 года и действовала в качестве ведущей пророссийской силы в Крыму накануне 2014 года.

Усиливая чувства отчуждения и сепаратизма, паспортизация открыла для России путь к обретению фактического контроля над Южной Осетией, Абхазией, Крымом и Приднестровьем в Молдавии. Тем не менее, Россия продолжает настаивать, пользуясь современным языком правозащитников, что ее паспортная активность призвана защищать тех, кто в этом нуждается.

В XIX веке русские цари заявляли о своем праве защищать православных граждан, живущих в Османской империи. Эта политика во многом способствовала Балканским войнам в тот период. А начиная с 1990-х годов, российские законы и доктрины фокусируются на «защите» нуждающихся россиян, русскоговорящих меньшинств и «соотечественников» (туманная, но часто упоминаемая категория) как внутри, так и вне границ Российской Федерации.

Во время русско-грузинской войны 2008 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев, говоря об осетинах и абхазах, которым были выданы российские паспорта, повторил, что «защита жизни и достоинства наших граждан, где бы они ни находились, является безусловным приоритетом нашей страны». Применение Россией военной силы в Южной Осетии тоже оправдывалось защитой «достоинства и чести российских граждан».

Точно так же Путин в 2014 году заявлял: «Мы всегда будем защищать и этнических русских на Украине, и ту часть украинского населения, украинского народа, которая чувствует неразрывную не только этническую, но и культурную, языковую связь с Россией, чувствует себя частью широкого русского мира».

Гражданство — это гарантия российской государственной защиты. Для многих людей гражданство также связано с социальными и экономическими выгодами: российский паспорт упрощает и удешевляет поездки в Россию, где, будучи гражданами, можно пользоваться различными преимуществами — бесплатное образование и здравоохранение, программы поддержки семей (в том числе ипотечные льготы и денежные пособия для больших семей), гражданские и военные пенсии. Можно также голосовать на российских выборах.

Но — и это подчеркивает характер стратегических махинаций Кремля — многие из этих благ предоставляются за пределами России избирательно, прежде всего, на сепаратистских территориях. Например, в 2008 году российские граждане, проживавшие в Приднестровье, но не на территории остальной Молдавии, получали ежемесячные государственные выплаты.

Учитывая репутацию России, ее новые усилия по паспортизации Украины нельзя игнорировать. Далеко не случайно Путин объявил о планах ускоренного предоставления гражданства украинцам, проживающим в восточном регионе Донбасс, спустя всего четыре дня после избрания этой страной неожиданного кандидата — Владимира Зеленского — своим президентом.

Госдепартамент США правильно назвал эту новую паспортную политику Кремля на востоке Украины «крайне провокационным шагом», который усиливает российскую «атаку на суверенитет и территориальную целостность Украины». Но последующие заявления Путина о возможном упрощении процедуры получения гражданства для всех украинцев показывают, что одного устного осуждения недостаточно. США и их европейские союзники должны задуматься о введении новых санкций, потенциальной мишенью которых может стать «Северный поток-2» — проект газопровода из России в Германию.

Правительство Украины должно усилить свое влияние на Донбассе, чтобы противодействовать попыткам России добиться отчуждения живущих там людей. Впрочем, возможности дать отпор российскому экспансионизму у этой страны весьма ограничены, поэтому США и Европе следует делать намного больше с целью не допустить закрепления Россией еще одного территориального захвата.

Агния ГРИГАС, политолог и советник по вопросам риска, старший научный сотрудник Atlantic Council, автор книг «Новая геополитика природного газа» и «За пределами Крыма: новая Российская Империя», Проект Синдикат , опубликовано в издании «ДЕНЬ»


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]