Президент УНР Андрей Левицкий: объект разработки МГБ УССР «Зубр»
Левицкий еще в юношеские годы принимал активное участие в общественной деятельности. А уже в зрелом возрасте использовал приобретенный опыт во время провозглашения и развития Украинской Народной Республики.
Он прошел путь поколения украинцев, которое в начале ХХ века развернуло украинское движение в защиту родного языка, печатание газет и книг на украинском и т.д., популяризацию украинских пьес в театрах, а вскоре потребовало независимости и соборности Украины.
В архивных документах разведки об Андрее Ливицком упоминается неоднократно, ведь он был ключевой фигурой как в период провозглашения независимости Украины и ее отстаивании как в течение 1917-1920 годов, так и во времена борьбы за интересы украинцев в эмиграции. В свое время, по случаю Дня Соборности Украины, Служба внешней разведки Украины опубликовала статью об эпистолярном наследии многолетнего Президента УНР в изгнании. Сейчас печатаются новые документы по делу-формуляру «Зубр», которые могут дополнить насыщенное многими событиями жизнеописание Ливицкого. И еще раз показать, что он был незаурядной личностью в деле создания украинского государства.
На эту тему: Как эмигрантский парламент УНР боролся за украинскую государственность
В разные периоды украинской истории XX века Андрей Николаевич Левицкий занимал ряд высоких должностей в органах власти УНР - член Украинской Центральной Рады, министр юстиции и министр иностранных дел, заместитель Председателя Рады Народных Министров, председатель дипломатической миссии УНР в Польше. Он также был одним из организаторов и руководителей Трудового конгресса Украины, который в январе 1919 года утвердил исторические документы - Универсал Директории УНР об объединении УНР и ЗУНР. Еще весомее была его роль в украинском освободительном движении в межвоенный период. В то время он - премьер-министр Правительства УНР, председатель Директории УНР и Главный атаман войск УНР после гибели Симона Петлюры, Президент УНР в изгнании.
Неудивительно, что деятельность А. Ливицкого пытались пристально отслеживать органы ВУЧК-ГПУ-НКВД-МГБ СССР. Несмотря на смену названий, все эти советские органы госбезопасности последовательно и настойчиво охотились на него, начиная еще со Всеукраинской чрезвычайной комиссии.
В архивных фондах хранится заключение, подготовленное начальником секретно-оперативной части особого отдела при Центральном управлении чрезвычайных комиссий Украины Семеном Дукельским, относительно обвинения членов Правительства Украинской Народной Республики и украинских политических партий в антисоветской контрреволюционной деятельности.
Перечислив все видимые и невидимые грехи Правительства УНР, по вине которого якобы «затянулась гражданская война и торжество социалистической революции во всем мире» и которое из-за границы готовит «новые авантюры и интервенции для похода и завоевания Украины и России, чтобы в потоках рабоче крестьянской крови утопить дело освобождения рабочих и крестьян от гнета мирового империализма и мирового капитализма», кадровый чекист выразил предложения по наказанию руководителей украинского правительства.
В частности, относительно А. Ливицкого вердикт звучит так: «Относительно заместителя Председателя Совета Министров и министра юстиции в кабинете министров Б. Н. Мартоса, министра иностранных дел в кабинете министров И. П. Мазепы в период польской оккупации, заместителя Председателя Совета Министров и министра юстиции в кабинете министров В. К. Прокоповича, председателя делегации по переговорам с Польшей о заключении оборонно-наступательного союза, члена Центрального комитета Украинской партии социалистов-демократов Андрея Николаевича Ливицкого, как врага народа, применить высшую меру наказания, но с учетом того, что он не арестован, - признать Андрея Николаевича Ливицкого вне закона» (ОГАСВР Украины. - Ф. 1. - Д. № 10135.- Т.2. - Стр. 22).
Этот документ датирован 20 января 1921 года. В то время Армия УНР под натиском большевистских войск вынуждена была покинуть территорию Украины и перейти в Польшу и Румынию. А против участников национально-освободительной борьбы начались репрессии.
На эту тему: Уроки украинской революции 1917—1921 годов
В документе наравне с традиционными обвинениями в контрреволюционной деятельности цитируются отдельные материалы времен УНР, которые сейчас важны для понимания поступков и настроений тогдашних деятелей. Так, приводится текст благодарности Председателя Директории УНР Симона Петлюры от 21 мая 1920 года главе дипломатической миссии в Польше Андрею Ливицкому. «Уважаемый Андрей Николаевич, - говорится в благодарности - 7 месяцев назад Правительством Республики была направлена в Польшу Украинская дипломатическая миссия с целью заключения мира. Поручая Вам тяжелую ответственную работу по управлению миссией, Правительство надеялось, что Вы своим тактом и государственным умением сможете определить верный путь работы миссии, как этого требуют интересы Украины, и доведете переговоры до желаемого конца ... Благодаря Вашему такту, выдержке и глубокой вере в государственническо-творческие силы нашего народа Вы безотказно отдались тяжелой работе, несмотря на недоверие и малодушие, которые преобладали среди нестойких кругов общества как в Украине, так и за рубежом. И наконец Ваша работа привела к желаемому итогу. Украина признана как суверенное государство со стороны Польской Республики, и между обеими заключены политическая и военная конвенции, которые дают нам основания для укрепления нашей государственности и консолидации всех наших творческих национальных сил для блага нашей Республики. Я уверен, что достигнутые нашей миссией в Польше большие достижения будут занесены в историю как страница новой эры нашей действительно реальной государственной жизни» (ОГАСВР Украины. - Ф. 1. - Д. № 10135.- Т. 2. - Стр. 30).
Несмотря на то, что с годами значение этого договора неоднократно переосмысливалось, слова, высказанные в благодарности от руководителя Украинского государства, характеризуют А. Ливицкого, прежде всего, как умелого дипломата, который в непростой ситуации успешно справился с поставленной ему задачей. Ему удалось найти компромисс, который в той ситуации, когда УНР оказалась в шаге от поражения, позволил спасти остатки армии и продолжить борьбу еще на некоторое время.
Сам Андрей Левицкий сразу после подписания Варшавского договора в одном из писем так выражал свою позицию: «... Пусть судит Нас история, мы с радостью примем приговор, даже жестокий приговор, лишь бы он был вынесен свободным украинским народом в независимом украинском государстве».
Между тем в ВУЧК, а затем в ГПУ УССР приговор выносили по другим критериям. После гибели Симона Петлюры А. Левицкий занял должность Главного Атамана войск УНР и возглавил Директорию УНР, и с тех пор уже до конца жизни не оставался без пристального внимания со стороны советских спецслужб.
Как свидетельствуют отдельные оценки А. Ливицкого из архивных документов, он отличался взвешенной позицией по многим вопросам, среди представителей других стран имел реноме образованного, европейского по взглядам, влиятельного лидера, с которым можно иметь дело. Пользовался авторитетом и среди своего окружения, которое отстаивало мнение и в дальнейшем развивать идеи УНР и не оставлять борьбу за восстановление независимости Украины.
Такую характеристику дал ему и один из бывших соратников Андрей Головко, арестованный органами ГПУ и обвиненный в антисоветской контрреволюционной деятельности. В протоколе допроса от 23 ноября 1933 года он свидетельствовал так: «Относительно Ливицкого, кандидатура его ни у одного из членов руководящего звена не было возражений - в смысле определения ему роли главного руководителя политической жизни возрожденной Укр. национальной республики. Опытный, по-европейски образованный политический деятель еще со времен австрийского парламента, украинец, который связал свое имя и судьбу с 1918 года с историей бывшей Украинской Народной Республики в качестве главы одного из иностранных посольств правительства Директории (Копенгаген). В то же время и среди украинских эмигрантских кругов, среди бывш. послов и глав миссий Директории, а также в ряде правительств буржуазной Европы эта фигура пользовалась относительно наибольшим удельным весом» (ОГАСВР Украины. - Ф. 1. - Д. № 10135.- Т. 1. - Стр. 31).
Поэтому советскими органами госбезопасности на А. Ливицкого в разные годы велись дела-формуляры, дела оперативной разработки и розыска. При этом из архивохранилищ получали материалы еще эпохи Российской империи. Так, среди архивных документов хранится справка из Центрального государственного исторического архива МВД СССР на Андрея Ливицкого, в которой отмечается, что он учился в Киевском университете святого Владимира и, как свидетельствует сообщение начальника Киевского губернского жандармского управления, «в 1899 году привлекался к дознанию и содержался под стражей по подозрению в принадлежности к РСДРП и участию в студенческих беспорядках». Далее говорится, что А. Левицкий, юрисконсульт при уездном съезде г. Лубны, в 1906 году привлекался к дознанию за антиправительственную пропаганду».
«В 1905-1906 годах, живя в г. Лубны Полтавской губернии, был членом местной организации Украинской партии «Союз». Учитывая причастность его к «освободительному движению» в 1905 г. должен был оставить службу в Лубенском окружном суде, где работал секретарем». Также отмечается, что в 1907 году он в числе других лиц привлекался к ответственности по делу о «Лубенском революционном комитете» партии социалистов-революционеров и приговором военно-окружного суда в 1909 году был приговорен к отбыванию наказания. (ОГА СВР Украины. - Ф. 1. - Д. № 10135.- Т. 2. - Стр. 120).
Даже несмотря на некоторые неточности, эти сведения свидетельствовали то, что А. Левицкий еще в юношеские годы принимал активное участие в общественно-политической деятельности, а уже в зрелом возрасте использовал приобретенный опыт во время провозглашения и развития Украинской Народной Республики. Он прошел путь поколения украинцев, которое в начале ХХ века развернуло украинское движение в защиту родного языка, печатание газет и книг на украинском и т.д., популяризацию украинских пьес в театрах, а вскоре потребовало независимости и соборности Украины.
В материалах дела хранится еще один интересный документ. Это справка из Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства МВД СССР. В ней отмечается, что в 1917 году А. Левицкий, по сведениям канцелярии Временного правительства, числился Полтавским губернским комиссаром Временного правительства, а в 1919 году был министром юстиции и иностранных дел правительства УНР.
В то же время эти документы формировали только биографическую составляющую фигуранта агентурно-оперативных дел. Обвинительная же состояла из показаний о его участии после смерти Симона Петлюры в консолидации распыленной украинской эмиграции под эгидой Государственного Центра УНР в изгнании. Андрей Левицкий продвигал идею создания единого политического фронта украинских партий.
На эту тему: Андрей Мельник. Под плотной опекой НКГБ УССР
Краеугольным камнем деятельности А. Ливицкого была популяризация идеи независимости УНР среди правительств стран мира, а также повышение уровня национального сознания внутри советской Украины и усиление недовольства большевистским режимом. Для этого проводилась информационно-пропагандистская работа, создавались повстанческие отряды и подпольные группы. В то же время он не был сторонником радикальных действий, методов террора или непримиримого противостояния с оппонентами до последнего вздоха. Для него и деятельности возглавляемого им правительства были характерны умеренность, верность парламентско-республиканским традициям и четкий государственнический ориентир. Это способствовало единению вокруг него единомышленников и одновременно вызывало отток из эмигрантских организаций тех, кто хотел большей активности, решительности, непримиримости и борьбы за национальные интересы любыми методами.
Между тем, как свидетельствуют архивные документы, в послевоенный период интерес к личности А. Ливицкого со стороны советских спецслужб уже был не таким, как в 1920-1930 годы. В конце концов, уже и состояние здоровья не давало ему возможности сполна отдаваться работе на посту первого президента Украинской Народной Республики. В целом он в течение двадцати восьми лет, с 1926 по 1954 год, дольше всех украинских государственных деятелей, возглавлял Государственный Центр УНР в изгнании.
Умер Андрей Левицкий 17 января 1954 года. В материалах дела об этом указано так: «В января 1954 года Левицкий Андрей Николаевич умер, что подтверждается справкой 1-го отдела КГБ при Совете Министров СССР. На основании изложенного:
Общесоюзный розыск Ливицкого Андрея Николаевича прекратить, розыскное дело № 32 на него сдать на хранение в архивно-учетный отдел КГБ при Совете Министров СССР» (ОГАСВР Украины. - Д. 10135. - Т. 2. - Стр. 163 -164).
—
Источник: Служба зовнішньої розвідки
На эту тему:
- Биография с грифом "Секретно". Кем был повстанческий атаман Гулый-Гуленко
- Дальневосточная миссия. Борьба ОУН за Зеленый Клин
- Профессор Лев Ребет: «более опасен для СССР, чем Бандера»
- Феномен «возвращенчества»: почему украинские эмигранты возвращались в СССР
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 20:00
- У п'ятницю в Україні хмарно, сніг і хуртовини
- 18:10
- Поліцейські, прокурори, судді, ветерани МВС - Громадська рада при Мінветі розкрила владі величезний потенціал для мобілізаційного ресурсу
- 17:15
- МКС видав ордер на арешт командувача військового крила ХАМАС
- 16:31
- Загарбники значно просунулися на сході від Великої Новосілки
- 16:14
- Журналісти підтвердили стосунки Романа Кравця (ТГ «Джокер») із Сабіною Мусіною (мережа low cost салонів G.bar), дорікнувши її дводушністю
- 16:01
- На Житомирщині офіційно завершили будівництво фортифікацій на кордоні з Білоруссю
- 15:49
- Чим натяжні стелі кращі за гіпсокартонні?
- 15:48
- У 2024 році розпочалася Третя світова війна - Залужний
- 14:34
- МКС видав ордери на арешт Нетаньягу та Галланта
- 14:32
- Натяжні стелі: що потрібно знати?
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.