За день до... Что думает бизнес и эксперты об открытии рынка земли?
1 июля землевладельцы Украины получат возможность продавать свои земельные паи. Открытие рынка не вызывает восторга у фермеров, которые прогнозируют хаос и «земельные войны», прежде всего из-за ошибок в земельном кадастре и отсутствия инструментов финансовой поддержки для фермера.
Но земельная реформа вызывает опасения не только у фермеров, но и у миллионов украинцев, отмечает газета День. Ведь речь идет о вопросах не только экономических, но и социальных. Сельские территории сегодня развиваются благодаря инвестициям аграриев. И, как показывает статистика, малый и средний аграрный бизнес, который сегодня обрабатывает 75% сельскохозяйственных земель страны, обеспечивает вдвое больше рабочих мест по сравнению с агрохолдингами и платит гораздо больше налогов в бюджеты местных общин.
На эту тему: Украинских фермеров “зачистят” веревские, бахматюки и косюки
Власть и эксперты уверяют: проблем не будет
Госгеокадастр пытается убедить крестьян и фермеров, что в 2020-2021 годах был проведен полноценный аудит земель, по крайней мере было определено, какая земля находится в государственной, а какая - в частной собственности. Из правительственных кабинетов также раздаются обещания решить проблемы, возникающие в актуальном режиме. В Верховной Раде, которая за два года приняла кучу земельных законов, тоже обещали оперативно реагировать в случае необходимости принять законодательные изменения.
Впрочем, украинские фермеры не верят в успех реформы земельного рынка и боятся потери основы своего существования. И речь идет не только о малых аграриях.
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
После запуска рынка земли вряд ли мелкие фермеры смогут составить конкуренцию холдингам. Такое мнение высказал владелец компании Ukrlandfarming Олег Бахматюк в интервью «Українському тижню».
«Рынок земли в мире очень специфический: им владеют крупные фонды, которые имеют доходность 2-3% годовых, и их интересует не столько высокий доход, как стабильный залог. Более 70% аграрной продукции в мире производится на арендованной земле. Скажем, я арендую землю, строю фабрику, сам покупаю технику, создаю инфраструктуру и нанимаю людей - а за счет арендной платы могу стать конкурентным в этой среде. Поэтому рынок земли и рынок арендной платы в мире разделены. В Украине, по крайней мере поначалу, они будут перемешаны, так как закупочная цена на землю будет низкой», - отметил Олег Бахматюк.
Однако, по его словам, вряд ли «выстрелит» фермерство - оно не сможет существовать без дотаций, поддержки от государства и серьезных финансовых вливаний.
«Но не менее хорошо, что этот рынок стартует», - добавил бизнесмен.
У Бахматюка есть сомнения относительно того, выживет ли украинский фермер как класс.
«Он и сейчас есть, но чтобы он существенно вырос, нужны финансовые вливания. Чтобы начать фермерское хозяйство, необходима большая сумма на старте. Государство должно разработать механизмы, чтобы люди могли получить эти деньги. Отсутствие «длинных» оборотных средств не позволяет это реализовать. Поэтому, к сожалению, может случиться так, что часть людей просто купит землю и будет ждать роста ее цены», - говорит Бахматюк.
КОММЕНТАРИИ
«У нас все кричат, что вот в Европе, там рынок. А вы попробуйте там купить землю»
Виктор ШЕРЕМЕТА, основатель фермерского хозяйства «Геркулес»:
- Рынок земли нужен, но нужно все делать, опираясь на уже имеющийся положительный опыт. В этом вопросе для меня эталон - опыт Франции и Польши. Мы изучали опыт французского министерства в работе с рынком земли.
У нас все кричат, что вот в Европе, там рынок. А вы попробуйте там купить землю. Даже французский фермер не всегда может купить землю. Там есть полугосударственная организация SAFER, которая контролирует весь этот процесс. Обращают внимание на то, молодой это фермер или пенсионер, занимается ли он животноводством или другими направлениями, и определяет, кто в приоритете имеет право на приобретение земли. Французский фермер-пенсионер не сможет купить землю, чтобы потом сдавать ее в аренду. Предпочтение отдается тем, кто хочет на этой земле жить и работать.
По нашему же закону, украинцы смогут без таких жестких ограничений покупать землю. Паспорт гражданина есть - значит можно. А если такой украинец фактически проживает в Монако или Лондоне? Ну что это за работа? Фермер должен жить там, где его земля, тогда он будет о ней заботиться и развивать местную инфраструктуру.
Руководство мощных агрофирм тратит средства за рубежом. А вот небольшие фермеры тратят их тут же, в селе. Они стимулируют работу местных магазинов, парикмахерских, СТО, закупают здесь же стройматериалы, обеспечивают людей работой на местах.
Я знаю аграриев, у которых более 10 тыс. га земли. У них семьи живут за границей, дети учатся там же, и свои доходы они оставляют также за рубежом.
Поэтому мое видение таково, что землю должен купить только тот, кто здесь живет и работает. А не для того, чтобы, в лучшем случае, киевляне покупали землю и сдавали ее в аренду, диктуя потом условия.
«10 тыс. га - это правильная цифра»
Тарас Барщовский, владелец производителя соков TB Fruit
- Я развиваю бизнес в трех странах - Украине, Молдове и Польше. Поэтому могу сравнивать. Искусственно не пускать иностранцев не получится. Они будут заходить через различные схемы и законодательные пробелы. Например, в Польше фирма с иностранным капиталом должна получить специальное разрешение министра внутренних дел для покупки земли сельскохозяйственного назначения, но не более 1 га. Кроме этого, рынок с/х земли там контролируется Агентством развития полеводства, которое имеет право выкупа любой земли более 1 га. Практически покупка больших участков иностранцами невозможна. Поэтому там рынок земли работает, и он хорошо отрегулирован. И у нас рынок земли должен быть.
Вопрос заключается лишь в том, как прописать все требования для стабильной работы рынка. Мне кажется, что основным условием является ограничение количества земли. Не может быть 300 тыс. га в одних руках. Возможно, кто-то думает по-другому, но это мое мнение.
На эту тему: Аграрный гамбит Богдана Хмельницкого
Реформу нужно направлять на малых фермеров с земельным банком до 1 тыс. га. Тогда это даст толчок для развития украинского села, небольших регионов. Они станут богаче, создадут рабочие места, работники смогут остаться и работать в Украине. На примере своих компаний я вижу, как люди возвращаются или вовсе отказываются ехать на заработки.
10 тыс. га - это правильная цифра. Например, ферма в Германии с земельным банком около 100 тыс. га является стратегической для национального рынка и попадает под особое регулирование.
«$2 млрд - это ожидаемая выгода от запуска рынка земли»
Олег Нивьевский, старший экономист проекта «Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине» Киевской школы экономики:
- Все знают, что введение рынка земли будет состоять из двух шагов. В начале он будет довольно ограничен - только для физических лиц и до 100 га в одни руки. Далее у нас банки получат возможность кредитовать под залог земель. А на втором этапе, с 2024 года, в у нас юридические лица получат возможность приобщиться к участию в этом рынке. Я хотел бы заметить, что когда мы моделировали рынок, оценка выгод в том дизайне, в котором он должен быть, у нас складывается примерно с $2 млрд - это ожидаемая выгода от запуска рынка земли. Если бы у нас был запланирован запуск либерализованного рынка земли, то выгода рассчитывалась бы на уровне $10 млрд. Но я хотел бы заметить, что есть два достаточно критических момента: вопросы доступа малых фермеров к финансированию и вопросы государственной поддержки. Поскольку ограничения на рынке могут буди любые, но с международной точки зрения все эти ограничения, как правило, неэффективны, и их можно очень легко обийти. Все, что важно - это создание конкуренции между малыми, средними и крупными предпринимателями, чтобы не происходило чрезмерной концентрации земли в одних руках. Поэтому, по моему мнению, поддержка малых фермеров при запуске земельного рынка - ключевой момент в этом дизайне рынка земли. Без этого мы полноценный рынок земли не получим.
Первое, что нужно сделать - это запустить фонд гарантирования кредитов, поскольку финансовому сектору не интересно сегодня работать с мелкими и малыми хозяйствами. Запуск фонда - это важнейшая задача, ведь нам нужно не только принять закон. Развитие структуры самого фонда также требует немало времени, и я не уверен, что на это хватит полгода, или же придется работать 24/7. Создание фонда гарантирования кредитов напрямую связано с господдержкой, ведь уставный капитал и другие операции должны обеспечиваться государственными программами и финансироваться из госбюджета. Конечно, кредиты - это только часть истории, поскольку непосредственная поддержка малых фермеров в части повышения производительности и конкурентоспособности - это также инструмент, необходимый для запуска рынка земли. Переформатирование господдержки, по-моему, было бы очень важным шагом. Нужно все больше господдержки направлять на малых производителей. Также следовало бы упростить некоторые моменты: перейти от большого количества программ к сложной структуре с определенными инструментами, которые показали свою эффективность на примере европейских программ (с точки зрения экономически прикладной практики). Например, стоит упомянуть такой инструмент, как софинансирование - он очень хорошо себя проявил в международной практике. Я знаю, что разработка такого инструмента уже ведется у нас, и это очень хорошая инициатива. Также в части упрощения доступа к государственному финансированию не стоит забывать об аграрном реестре и подотчетности, которая бы давала четкое понимание о тех, кто получает субсидии, и на каком уровне это происходит. Это позволит точно анализировать эффективность тех или иных программ и позволит быстро реагировать на вызовы.
«Землей не должны распоряжаться киевские чиновники, контроль должен осуществляться общинами»
Андрей МАРТИН, доктор экономических наук, старший проектных менеджер по земельной реформе Офиса реформ Кабинета Министров Украины:
- Земельная реформа - это не только рынок сельскохозяйственных земель. Например, правила приобретения земельного участка касаются не только сельского хозяйства, но и многих других отраслей: от строительства и до энергетики. Все начинается с получения земельного участка определенного назначения. И, откровенно говоря, правила и процедуры получения права на пользование землей в нашей стране очень сдерживают экономический рост из-за своей забюрократизированности и сложности. Особенно это касается иностранных инвесторов, которые хотят приобрести земельный участок в Украине и осуществлять здесь бизнес. Им уже на этапе приобретения земли выкатывают целую кучу всевозможных предварительных платежей, которые необходимо сделать - это отпугивает инвесторов.
Украина уже сегодня должна работать над системой упрощения процедуры приобретения в собственность земли для граждан и бизнеса. Этот вопрос решил бы законопроект 2194, но из-за политических моментов его не успели принять. Будем надеяться, что вторая попытка будет более удачной.
Стоит заметить, что по объему сверхважных инициатив и решений (их там более 30), которые призваны упростить проведение землеустройства, процесс оценки земель и многое другое - это масштабный документ.
Второй важной составляющей является децентрализация, ведь все понимают, что для максимально эффективного управления землями оно должно быть перенесено на локальный уровень. Землей не должны распоряжаться киевские чиновники, контроль должен осуществляться общинами.
На эту тему: Фермер из Будущего. COVID-19 породил новые тренды в аграрной сфере
«Вопрос остается очень простой: где взять деньги на покупку земли?»
Иван Слободяник, председатель объединения «Агро-Продовольственная Рада», председатель Всеукраинского конгресса фермеров:
- Вопрос остается очень простой: где взять деньги на покупку земли? Сегодня едва ли не единственный инструмент, который гипотетически может обеспечить деньгами рядового фермера с небольшим объемом производства - это фонд частичного гарантирования. До открытия рынка земли остаются считанные дни - фонда нет. Вот вам и дорожная карта. Поэтому и получается, что полноценное воплощение земельного программы в запланированные сроки - маловероятно.
Несмотря на возникающие преграды и темпы реализации земельной реформы, по моему мнению, открытие рынка земли и дорожная карта земельных реформ не совпадают во времени года на два.
То есть два года назад должна была состояться дискуссия, которую мы проводим сейчас, чтобы запустить все необходимые механизмы и подготовить запуск. Соответственно, приближение даты открытия земельного рынка не вызывает у малых производителей ничего, кроме тревоги.
—
Алла Дубровык-Рохова, опубликовано в издании День
На эту тему:
- «Мы сможем!» Как селяне организовались в молочный кооператив и стали жить лучше
- Украина — единственная страна в мире, способная удвоить сельхозпроизводство, — министр
- Кто на самом деле кормит Украину
- «Землю с собой не заберешь». Как выживают фермеры в зоне фронта
- Одна царапина – и персик на мусорке. Почему разоряются французские фермеры?
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Новини
- 20:00
- У вівторок в Україні буде хмарно, вітряно, сніжитиме на сході
- 18:12
- Тетяна Ніколаєнко: Про дрова та дегенератів у владі
- 17:05
- Прокурор ОГП Михайло Гармаш прикриває справу про розтрату 100 млн грн. головою правління одного з банків Петром Мельником, – ЗМІ
- 16:58
- 100 тисяч суддям і 22 тисячі прокурорам: скільки отримують українські спецпенсіонери
- 15:18
- "Кишеньковий" суддя Вовк з Печерського суду (того самого) зобов'язав Шабуніна спростувати інформацію щодо зрадника Углави
- 15:04
- Ворог України Сергій Мамоян загинув у ДТП (ФОТО)
- 14:05
- Чому друг Зеленського Іван Баканов має сидіти у тюрмі за державну зраду та співпрацю з ФСБ РФ
- 12:06
- Костянтин Корсун: Чому майже тиждень не працює державна система електронного документообігу
- 10:02
- Санду перемогла на президентських виборах у Молдові
- 08:03
- Ворог просунувся на кількох напрямках, ЗСУ відбили Дружбу
Важливо
ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ
Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.