«Заломили руки и тащили за волосы». История белоруски, нелегально работавшей в Украине

|
Версия для печатиВерсия для печати
Фото:  Екатерина Стецкая

Сложная процедура легализации и трудоустройства иностранных граждан в Украине стала настоящим испытанием для беущих из Беларуси белорусов от уголовного преследования за свою политическую деятельность. Чтобы зарабатывать на жизнь в другой стране, большинство белорусов вынуждены работать нелегально в надежде на добросовестность работодателей или их обещания относительно дальнейшего официального трудоустройства.

Белорусская служба Радио Свобода пообщалась с Екатериной Стецкой, которая вынуждена была работать нелегально, и в результате потеряла зарплату и пострадала от физического насилия со стороны одного из владельцев украинской компании.

Екатерина имеет высшее образование и работала в Беларуси микробиологом на предприятии "Белмедпрепараты" в Лиде. Сразу после начала протестов она начала агитировать своих коллег за забастовку, но в результате вынуждена была сама уволиться и затем бежать из Беларуси.

На эту тему: Недостойное поведение. Украина поступает подло по отношению к политбеженцам из Беларуси

Штраф за салют в честь Витольда Ашурка

«Меня задержали в Лиде за поздравление с пятидесятилетием Витольда Ашурка. Я его знала, и когда ему исполнилось 50, мы и другие активисты решили его поздравить – устроили в его честь фейерверк у изолятора, чтобы он мог видеть его хотя бы из окна. За нами уже следили, и как только мы запустили фейерверк, со всех сторон сбежались палачи и всех задержали».

Екатерина рассказывает, что провела день в следственном изоляторе перед судом, который оштрафовал ее на 405 рублей по статье 17.1 (мелкое хулиганство).

«Я решила бежать не только потому, что решила не работать и не платить налоги режиму. А и чтобы не попасть снова за решетку, ведь стало понятно, что возможен не только штраф, но и криминалка. И ради своей безопасности я решила уехать».

Получила вид на жительство, работала нелегально

Екатерина уехала в Украину в декабре 2020 года – почти в последние дни, когда можно было свободно выезжать за пределы страны, имея медицинскую страховку и билет. Как и большинство беглых белорусов, она была уверена, что уезжает ненадолго и вернется домой через один или несколько месяцев.

Катерина Стецька

Екатерина Стецкая

«Когда стало ясно, что я скоро не смогу вернуться, я начала думать о том, как легализоваться и устроиться на работу. Единственным способом была легализация через волонтерство, но все равно нужно было заплатить деньги, чтобы сделать это быстрее, потому что волонтерских организаций, принимающих белорусов, не так много, как выезжающих из страны белорусов».

Екатерина не уточнила, сколько придется заплатить, чтобы получить разрешение на временное проживание в Украине. Получение разрешения на постоянное проживание возможно только на одном основании: путем получения разрешения на иммиграцию. Такое разрешение выдается на основе квот, ежегодно утверждаемых правительством Украины относительно высокопрофессиональных специалистов, в которых нуждается национальная экономика. Все остальные иностранцы могут получить вид на временное проживание – на один год. Этот документ не дает права на трудоустройство в Украине, хотя получить его очень тяжело.

На эту тему: Бегство от режима Лукашенко: как белорусы ищут убежища в Украине

«Теоретически можно официально устроиться на работу, но это очень тяжело и дорого для работодателей, и они не хотят с этим связываться, потому что нужно платить налог и большую зарплату иностранному гражданину. Поэтому, конечно, нанять украинцев проще и дешевле», – говорит Екатерина.

Девушка признается, что искала любую работу. «Это не было принципиальным – работать по специальности или нет. Важно, чтобы работа более или менее нравилась и хорошо оплачивалась. Долго не могла найти работу – и никто не хотел брать иностранку, потому что это тоже волокита с документами. Проще взять без оформления украинца, здесь такая форма работы очень распространена. Долгое время я занималась небольшими подработками – раздавала рекламные объявления, открытки... А потом я нашла объявление, что набирают с обучением поваров-сушистов, не требуя опыта и образования, но с официальной договоренностью».

«Штрафовали за опоздание и использование телефона»

Екатерина прошла собеседование, где ей пообещали официальную работу после учебы и достойную зарплату в зависимости от количества смен.

Катерина Стецька на роботі в кафетерії японської кухні «FS Україна»

Екатерина Стецько на работе в кафетерии японской кухни «FS Украина»

«Первый месяц работы – 500 гривен за смену, второй – 600, а начиная с третьего месяца – 700 гривен. Также предложили хороший график – с 9 утра до 6 вечера, с обеденным перерывом в час, и все переработки обещали оплачивать дополнительно».

По ее словам, когда речь зашла об официальной регистрации, оказалось, что работодатели не знают, как это сделать, и предложили отложить решение этого вопроса.

На эту тему: Он отказался избивать земляков: монолог беларусского милиционера

«Тогда мне предложили работать не на месте обслуживания клиентов, а в магазине, чтобы ни одна проверка не спрашивала о моих документах. Я согласилась, потому что условия пообещали также привлекательные. Но с первых же дней эти условия не выполнялись. На самом деле оказалось, что наша зарплата начислена не так, как обещали, а в целом ее выплачивали по частям, без расчетов и с задержками. Переработки вообще не оплачивались, хотя часто заставляли работать после 18-ти. Еще и штрафовали – за опоздание на работу на несколько минут, за пользование телефоном и т.д. И так поступали не только со мной, но и со всеми работниками.

Екатерина работала с августа по середину октября, а затем решила уйти с этой работы из-за невыполнения обещаний. «Мне не заплатили 17 тысяч гривен – 14 тысяч за смены и 3 тысячи за переработку. Это по моим подсчетам, потому что сейчас работодатели утверждают, что я у них никогда не работала и они мне ничего не должны».

«Заломал руки, тащил за волосы»

Екатерина говорит, что предупредила старшего смены о нежелании продолжать работать в таких условиях.

«Сначала я сообщила о своем решении по телефону, а когда пришла поговорить с руководством и сказала, что больше не хочу так работать, мне сказали, что я никогда не работала у них и могу пойти на… (непристойное слово из трех букв), и что никаких денег они мне не отдадут. Когда я сообщила, что никуда не уйду, пока мне не отдадут заработанные деньги, муж руководительницы (он работает в той же фирме или руководителем снабжения, или склада, а раньше работал в патрульной службе киевской полиции) схватил меня за руки и начал тащить из комнаты. Когда я начала сопротивляться, он мне заломил руки и начал тащить за волосы, наконец выбросил меня из помещения и захлопнул дверь».

Екатерина вызвала полицию и при этом обратилась за помощью к белорусам, которые сразу же приехали и попытались поговорить с руководством компании. «Но адекватного разговора не получилось. Они все равно говорили, что я там никогда не работала.

«Полиция прибыла через 10-15 минут. Я сказала, что ко мне применили физическую силу. Двое полицейских вместе со мной снова пошли к руководству, но им также сказали, что я там никогда не работала, только три дня стажировалась».

Екатерина не знает, проводит ли полиция какое-либо расследование. «Я ходила на следующий день. Мне сказали, что пока ничего неизвестно, и если что-то еще понадобится, мне позвонят по телефону».

Несмотря на такие сложности с легализацией и работой, Екатерина планирует остаться в Украине.

«Это действительно проблема для белорусов. Многие люди приезжают в Украину, чтобы потом уехать в Литву, Польшу или другие европейские страны, потому что в Украине очень трудно найти работу и легализироваться. Это возможно, но нужно платить деньги. Но те, кто здесь остается, чаще работают неофициально, рискуя тем, что их могут “кинуть” на деньги».

На эту тему: «В України свобода». Історії трьох білорусів, які втекли від режиму Лукашенка до України

Почему такое стало возможным

Украина поддержала белорусов, вышедших на массовые акции протеста против фальсификации результатов президентских выборов в августе 2020 года, и пообещала поддерживать беглых белорусов.

Но упрощенная процедура легализации касается только одной категории граждан Беларуси – представителей IT-отрасли. Все остальные вынуждены обращаться в миграционные органы с просьбой о виде на жительство как волонтеры.

В прошлом году украинское правительство продлило срок пребывания белорусов на украинской территории с 90 до 180 дней. Но это решение утратит силу в конце 2021 года, и неизвестно, продлят ли его.

Настя Базар створила в Україні «Білоруський хаб», де вони допомагають білорусам, організовують зустрічі та заходи

Настя Базар создала в Украине «Белорусский хаб», где они помогают белорусам, организуют встречи и мероприятия

Основательница белорусской организации в Украине «Белорусский хаб» Настя Базар, также беглянка, убеждена, что случаев, подобных истории Екатерины Стецько, можно было бы предотвратить, если бы украинские власти упростили легализацию для беглых белорусов.

На эту тему: Почему украинцы покидают страну: три истории беженцев из Донбасса

«Когда у нас будет возможность получить вид на жительство по политическим причинам, и это возможно, потому что в украинском законодательстве есть такая формулировка, как гуманитарная катастрофа. Если признать, что сейчас в Беларуси происходит гуманитарная катастрофа, то белорусы и белорусски смогут получить временную защиту в Украине. И это позволит нам официально работать. Такого пока нет, и нет алгоритма применения этой законодательной нормы», – объяснила Анастасия Базар.

Активистка утверждает, что история Екатерины Стецкой не единственная, но все готовы обнародовать такие факты. «В этой истории очень важно следующее. Я понимаю, что в Украине часто так работают, но проблема в том, что у украинцев есть выбор и возможность выбора – работать нелегально или официально, а у белорусов такой возможности нет», – сказала она.

«Получается, что вид на жительство, полученный на основании волонтерства, не дает права работать, а чтобы легально работать, нужно получить разрешение, которое получить практически невозможно. И выходит, что мы попадаем в не очень удачную ситуацию – мы приходим на работу, нам говорят, что нам нужна стажировка, надо увидеть, как человек будет работать, и тогда это становится очень удобным инструментом для мошенников, потому что они берут на стажировку, а потом не дают никакого разрешения на работу, и люди остаются ни с чем».

На эту тему: Новый украинец. Кто бежит в Украину из России, Сирии и Афганистана

Настя Базар добавила, что еще одной проблемой для беглых белорусов, которые обращаются за видом на проживание в Украине, является поиск адреса для регистрации.

«Легализацию следует упростить. Мы многое сделали, но почти ничего не достигли за год.

Понятно, что людям, которые приезжают в Украину без контактов, без друзей, без родственников, очень тяжело найти того, кто может прописать. И это тоже нужно изменить. И самое главное – мы приехали в Украину не волонтерить, а потому, что не можем быть дома. Если упростить легализацию, такие случаи исчезнут», – убеждена Наста Базар.

Елена Литвинова, опубликовано в издании Радіо Свобода


На эту тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

20:00
У четвер дощитиме на Правобережжі, на півдні та на сході до +26°С
18:04
Випробування солідарністю - воно ще тільки чекає на Україну
17:31
Открытие компании в Эстонии и оформление иностранного банковского счета: что нужно знать
16:29
Кримінальні оборудки із землею: крім Сольського, підозру отримав його заступник
16:24
За межею розумного: у Буданова записали собі в заслуги арешт ФСБ заступника Шойгу
15:17
ВРП схвалила звільнення судді Тандира, який нетверезим збив на смерть нацгвардійця
15:10
Підривна діяльність: СБУ затримала настоятеля Святогірської лаври упц (мп)
14:05
З початком "великої війни" Полтавська облрада купила подарункові годинники на 1,5 млн гривень, ними нагороджують "кишенькових" депутатів, чиновників і прокурорів
12:51
Рада збільшила кількості прикордонників на 15 тисяч
12:04
Поліція та ДБР заробляють на криміналі: чому ніхто не може знайти виробників нелегальних сигарет

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністр оборони Олексій Резніков закликав громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях. .

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]