Боги больше не нужны. Повзрослевшее общество может перерасти нужду в высшем существе

|
Версия для печатиВерсия для печати
 Верующие считают, что от атеистов не стоит ждать высоконравственных поступков.

 В начале было много богов. Людей не смущало их пугающее разнообразие. Они населяли небеса и подземный мир, одушевляли земные силы, скрывались внутри творений живых и неживых. Их ублажали особыми службами, обрядами и жертвоприношениями, с ними общались посредством оракулов и гадателей. В них пылали безбрежные страсти, они обладали невиданным могуществом, своевольно казнили и миловали. 

 Верующие считают, что от атеистов не стоит ждать высоконравственных поступков. (Фото Abbas / Magnum.)

Каким образом из этого пантеона выросла горстка монотеистических и политеистических религий, которая сегодня правит миром? Социальный психолог Ара Норензаян из Университета Британской Колумбии (Канада) отвечает на этот вопрос в книге «Большие боги: как религия изменила сотрудничество и конфликт» (Big Gods: How religion transformed cooperation and conflict).

Подход автора можно назвать религиоведческой версией выживания наиболее приспособленных. По его мнению, ислам, христианство и другие мировые религии преуспели благодаря тому, что были лучше приспособлены к конкуренции. Они предлагали всеведущее, вмешивающееся в жизнь людей божество, которое осуждает аморальное поведение, что поощряло сотрудничество между крупными группами анонимных незнакомцев, ибо «хорошо ведут себя те, за кем присматривают». Если коротко, они позволили группам вырасти и тем самым проложили дорогу современной цивилизации. 

Г-н Норензаян знает, о чём говорит: за его спиной эксперименты и опросы, раскрывающие корни человеческого стремления к социализации. Он прекрасно осведомлён о предыдущих попытках описать религию с позиций теории Дарвина или назвать её побочным продуктом процесса познания. К тому же его юность прошла в Ливане 1980-х, раздираемом жестокими религиозными распрями. Отсюда интерес учёного к причинам, по которым некогда полное сил космополитическое общество вдруг обращается против самого себя и люди начинают убивать тех, кто высказывает «неправильные» идеи и «неправильно» выглядит. 

Автор задаётся простым, казалось бы, вопросом: почему в религиозных обществах атеистам не принято доверять (как показали многочисленные исследования)? Ведь можно их просто не любить или не замечать... Причина, по его словам, состоит в том, что они считаются людьми «лёгкого поведения». Верующий человек убеждён, что тот, кто не верит в божественную слежку, не может вести себя добродетельно. 

В то же время, пишет г-н Норензаян, предвзятое отношение к атеистам ослабевает в странах с сильными государственными институтами. Полиция, суд, железная рука закона — если всё это работает эффективно, то нужда в сверхъестественной силе отпадает. Люди ведут себя ответственно и готовы к сотрудничеству друг с другом. Вот почему, подчёркивает в последней главе автор, наиболее сплочённые и мирные общества — это общества наименее религиозные. В Дании, к примеру не воруют велосипеды, даже если (или потому что?) их дают напрокат бесплатно. 

Такие страны (в основном они сосредоточены в Скандинавии) переступили порог. Им уже не нужны большие боги для поддержки крупномасштабного сотрудничества между гражданами, они переросли религию. По лестнице религии они взобрались на самый верх, лестница больше не нужна, втаскивать её за собой бессмысленно. 

Почему же тогда Соединённые Штаты — одна из самых экономически развитых стран мира — остаются в числе самых религиозных? Там 90% населения верит в Бога и почти половина понимает Книгу Бытия буквально. Как считает г-н Норензаян, США — прекрасное напоминание о том, что религия — это не только сотрудничество. Вера процветает, потому что она смягчает глубокую экзистенциальную тоску, с которой не могут справиться разум и логика. 

Идеи «Больших богов» найдут отклик далеко за пределами академических споров о происхождении религии. Поразмыслите о недавних скандалах вокруг «Твиттера» и прочих социальных медиа, кои подарили нам возможность говорить анонимно; некоторые пользуются ею для того, чтобы оскорбить любого по поводу и без. 

Вот что случается, когда людям удаётся скрыться и от больших богов, и от светской морали. Те, за кем не присматривают, ведут себя хуже всех. 

Опубликовано в издании  Compulenta по материалам NewScientist


В тему:


Читайте «Аргумент» в Facebook и Twitter

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Система Orphus

Новини

15:03
В Україні почав діяти Єдиний державний реєстр домашніх тварин
14:43
Корумпована "зелена" влада знищила конфіскацію майна корупціонерів - це знущання верхівки над українцями та свідомий "кидок" західних партнерів
13:14
"Належить олігарху": ЄБРР вирішив не фінансувати ДТЕК. А Зеленський брехав, що олігархів в Україні немає
12:16
Це також "план внутрішньої стійкості" Зеленського: СБУшники купили два люксові мінівени майже по 3 мільйона
11:00
Бутусов розповів, як влада залишила ЗСУ без мінометних мін: це афера на 25 мільярдів гривень (ВІДЕО)
10:32
У Харкові затримано клірика упц мп - агента спецслужб рф (ФОТО)
09:02
Росіяни на човнах форсували Оскіл і висадили десант південніше Новомлинська
08:43
У Калузі дрони вразили НПЗ і завод "Тайфун", атакований Курськ
08:07
Ворог окупував Катеринівку та Юріївку під Кураховим
20:00
У понеділок опади лише на заході України

Підписка на канал

Важливо

ЯК ВЕСТИ ПАРТИЗАНСЬКУ ВІЙНУ НА ТИМЧАСОВО ОКУПОВАНИХ ТЕРИТОРІЯХ

Міністерство оборони закликало громадян вести партизанську боротьбу і спалювати тилові колони забезпечення з продовольством і боєприпасами на тимчасово окупованих російськими військами територіях.

Як вести партизанську війну на тимчасово окупованих територіях

© 2011 «АРГУМЕНТ»
Републікація матеріалів: для інтернет-видань обов'язковим є пряме гіперпосилання, для друкованих видань – за запитом через електронну пошту.Посилання або гіперпосилання повинні бути розташовані при використанні тексту - на початку використовуваної інформації, при використанні графічної інформації - безпосередньо під об'єктом запозичення.. При републікації в електронних виданнях у кожному разі використання вставляти гіперпосилання на головну сторінку сайту argumentua.com та на сторінку розміщення відповідного матеріалу. За будь-якого використання матеріалів не допускається зміна оригінального тексту. Скорочення або перекомпонування частин матеріалу допускається, але тільки в тій мірі, якою це не призводить до спотворення його сенсу.
Редакція не несе відповідальності за достовірність рекламних оголошень, розміщених на сайті, а також за вміст веб-сайтів, на які дано гіперпосилання. 
Контакт:  [email protected]